Краткий курс американской версии даосизма

Котян
Попалась в руки книжечка. «Принципы фэн-шуй в бизнесе», Т.Р.Саймонс, «ЭКСМО», 2003 (далее – Учебник).

Что тут сказать? Гремучая смесь восточного пренебрежения научной методикой и американского самодовольного утилитаризма. От моего хохота вздрагивали соседи. Чего стоит только самоуверенный до идиотизма лозунг на обложке «Принципы фэн-шуй – неопровержимые доказательства успеха».

Однако. Мне жаль тех людей, которые с почтением выслушивают речи, обильно усыпанные словосочетаниями «Великое Дао», «потоки ци», «негативная энергия». Нет, в практических рекомендациях фэн-шуй, может быть, и есть толк. Огромный, там, эмпирический опыт китайских мудрецов. Снимаю шляпу. Хотя, честно говоря, некоторые из советов Учебника больше походят на юмореску. Не удержусь и приведу один. Заранее извиняюсь за длинную цитату.

«... Не напрягайтесь. Дышите свободно и естественно. Лёгкая улыбка поможет раскрыться вашему третьему глазу. Почувствуйте, как улыбка доходит до вашего сердца. Улыбаясь сердцем, дыша спокойно и оставаясь расслабленным и сосредоточенным (?), вы открываетесь для космической ци.
Почувствуйте, как вы вдыхаете животворную ци, которая находиться сверху, снизу и вокруг вас. Ощутите, как ци проникает в вас не только через нос, но и через все поры тела. Почувствуйте, как ци заполняет ваше тело, и представьте, что она превращается в чистый белый свет...»

Типичный аутотренинг. «Ци» не имеет удовлетворительного определения. Соответственно, нигде эта субстанция и не зафиксирована. Возможно, и есть люди, утверждающие, что они «видят» как «ци омывает ваши чакры». Бог им судья. Обычный же читатель СУБЪЕКТИВНО представляет, что ци это - нечто хорошее. Непонятное, но светлое и чистое.

И положительный эффект достигается, несмотря даже на дебилизм текста инструкции. Но, ведь, с не меньшим основанием и эффектом (правда, резко отрицательным) можно вообразить, что «ци» = дерьмо, серная кислота, табачный дым, наконец... Хотя, лично я предпочёл бы хороший коньячок.

Короче. Весь смысл таких советов – думай о хорошем и тебе станет хорошо. К сожалению, за такие короткие советы платят мало. Поэтому приходится писать Учебники на 400 страниц. А любой мало-мальски считающий себя приличным учебник обязан иметь теоретическую часть.

Вот над ней и приглашаю посмеяться.

1. «Дао». Начинает излагать мистер Саймонс почти без запинки. Определение из Учебника (стр. 17): «это то общее, что присуще всему, что есть во вселенной. Дао есть абсолютная реальность, истинное значение которой нельзя выразить словами...». Бинго! Действительно, объективная (абсолютная) реальность непостижима наблюдателем, он всегда для её описания использует более-менее приближенные модели.
И тут же, на предыдущей странице - ложка дёгтя. «В соответствии с китайской философией для любой стратегии главным является знание Дао и «Великого начала»». Позвольте! «...истинное значение» Дао «нельзя выразить словами», а вы нам втираете о «знании Дао». Я понимаю, что логика не является сильным местом Учебника. Но, хотелось бы точно знать, это – следствие «китайской философии» или особенностей автора?

Рекомендация читателю. Когда вы слышите слово «Дао» отдавайте себе отчёт, что Ваш собеседник, как и Вы, в этом ни черта не понимает. Просто по определению Дао.

2. «Тай-цзы» («Великое начало»). Вообще говоря, вещью не является. Что бы не говорил Учебник о том, что «Великое начало и Дао по существу есть одно и то же...». Поскольку буквально двумя строчками ниже поясняет «Великое начало выражает относительность» и далее «В смысле личного опыта Великое начало является собой способность воспринимать сходства и различия, устанавливать относительные ценности... Великое начало – это наше ощущение бытия.»

Проще говоря, Тай-цзы – это ПРАВИЛО, разрешающее наблюдателю установливать отношения порядка среди объектов реальности. Сравнивать. Ощущать.

На этом осмысленные понятия даосизма в изложении американского популяризатора заканчиваются. И начинается чистой воды спекуляция.

3. «Ци». Режьте меня на куски, но непротиворечивого, осмысленного определения «ци» в Учебнике нет.

С одной стороны «Тай-цзы и ци – это различные ипостаси Дао. Неподвижное, оно называется Тай-цзы. Когда оно движется, его называют ци». Вроде бы, описывается процесс познания.
Однако, далее ци сравнивается с энергией. А по всему тексту Учебника, к тому же, разбросаны словосочетания «потоки ци».

Такое впечатление, что Лао-цзы пытался определить энтропию. Ну, ему-то простительна корявость изложения, а, вот, современным энтузиастам? Они хоть пытаются что-то осмыслить, перевести на современный язык?

Особенно похвально стремление ознакомить читателя со средневековыми представлениями о смене времён года, как проявлениях цикличности ци. Мы-то, несчастные, изуродованные высшим образованием, считаем, что всё дело в законах Кеплера и наклоне оси вращения Земли к плоскости эклиптики. Боже, как мы заблуждались! Это же явные проделки ци! Очевища!

4. «Инь и ян». Банальной и неправильной трактовкой является установление взаимно-однозначного соответствия с парой «порядок и хаос». Во-первых, неясно, что в паре инь-ян соответствует порядку, а что – хаосу. Во-вторых, внимательно изучая соответствия, устанавливаемые Учебником для пары инь-ян с парными явлениями природы, можно заметить одну любопытную вещь. Инь соответствуют более «отрицательные» явления, а ян – более «положительные», с точки зрения среднего человека. То есть, чисто эмоциональная классификация.

Упражнение. Учитывая то, что изобретатель даосизма – мужчина, определите что в паре инь-ян соответствует мужскому началу, а что - женскому.

Таким образом, нетрудно видеть, что даосизм есть коварное оружие в руках мужских шовинистов. Тем сильнее мое недоумение от того, что вера в фэн-шуй гораздо более распространена среди женщин.