Дерево и Малыш

Олег Самойлов
 
                ОЛЕГ САМОЙЛОВ

  Дерево и Малыш

 
 По мотивам сказки американского писателя Шела Сильверстайна
ЩЕДРОЕ ДЕРЕВО
 -----------------------------------------------
 Пьеса для Театра кукол и Анимации
 в 10-ти картинах

 


 WORLD 2007




 ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
 -----------------------------------------------



 ЯБЛОНЯ - красивая, добрая, одинокая.
 МАЛЫШ - как все дети, эволюционирует с возрастом.




 Картина 1

 

Свет в зрительном зале гаснет. Раздаётся бой барабанов. С права и с лева высвечиваются бочки. (это могут бочки, тамтамы, бубны любой этнический - ударный инструмент). Зритель видит только руки актёров отбивающих дробь. ( Желательно энто – ритмы.) Ритмичная, энергичная музыка, поднимающая дух, дающая энергию./ Пример: группа KODO, композиция LION./
Игру на бочках подхватывает музыка в стиле New Age . Высвечивается ширма, на ней пока ничего нет, (свет приглушен). Выбегает маленькая девочка. Она напевает песенку-па - па - па – та –та - та – ля - ля - ля. Удивленно посмотрела кругом, потом быстро убежала и вернулась с лейкой (кувшином, сосудом). Продолжая напевать, сажает зёрнышко, поливает его и убегает.
Звучит музыка New Age , световые эффекты, сменяют друг, друга(стробоскоп).На ширме происходит превращение. Затемнение. Опять высвечиваются только бочки, руки актёров отбивают дробь. Резко всё обрывается.



Картина 2


Наступает рассвет. Слышится пение птиц.
С лева, мы видим, выросла красивая, большая яблоня. С её ветвей свисают спелые яблоки. С права не большой кустарник. Посреди ширмы на втором плане стоит камень(пенёк). Порхают бабочки, ползают червячки. Кипит жизнь.
Вдруг раздаётся шорох и из кустов появляются маленькие пятки, за ними следует попка в подгузнике. Потом это всё исчезает. Из кустов появляется, белобрысая голова, смотрит по сторонам и на полянку на четвереньках выползает малыш. Он ползёт вперёд. Останавливается. Прилетает бабочка.
Малыш удивлённо смотрит на неё. Бабочка перелетает с права налево. С лева на право, садится на белокурую голову( игра с бабочкой).
С яблони падает яблоко и катится к малышу. Малыш видит его и ползёт к нему, хочет взять. Но не тут то было. Яблоко отползает. Малыш не сдаётся и продолжает его преследовать.
Он ползет, но движения не происходит, оставаясь на одном месте. Малыш зацепился за ветку. Не понимая, смотрит на яблоко. Из яблока появляется червячок и дразнит его. Через мгновение оказывается в воздухе. Ветка яблони раскачивает его и это ему нравится. Ощущение полёта. Это так здорово. Смех. Все хорошо.
 Ветки как руки бережно берут малыша, качают его. Слышна колыбельная. Он засыпает.

 Медленно гаснет свет.



 Картина 3

Рассвет. Слышны звуки детского барабана. На полянке, маршируя и барабаня в барабан, появляется малыш (ему 5 лет). Он одет в короткие штанишки на бретельки. На голове венок из листьев. За ним шествует войско из червячков. Взобравшись на камень, командует своим войском (игра, может быть музыкальный номер).

Яблоня:
 - Иди сюда, Малыш, давай поиграем?
Малыш:
 - Давай.
Они играют в прядки. Малыш качается на ветках. Взбираться по стволу. Ест яблоки.
Во время игры слышен вдали голос зовущий малыша.

Малыш:
- Я скоро вернусь, не грусти. Я тебя очень люблю.- Обнимает ствол яблони.
Яблоня:
 - Я буду ждать тебя! Я так счастлива!
Малыш убегает.
Яблоня:
 - Ах, как я счастлива!
Медленно гаснет свет. На заднем фоне, солнце сменяет луну. Луна солнце. Проходит день за днём, день за днём………

Затемнение.





 Картина 4


Рассвет. Одинокая яблоня. Ветки её опущены.
Слышны шаги. На полянке появляется Малыш. (Ему уже 17-20 лет).

Яблоня: (радостно)
 - Иди сюда Малыш, взберись по моему стволу, покачайся на моих ветках и ты будешь счастлив.
Малыш:
 - Я уже слишком взрослый для того, чтобы лазить по деревьям и качаться на ветках.
Яблоня
 - Поешь моих яблок, поиграй в моей тени, и ты будешь счастлив!

Малыш:
 - Не хочу я твоих яблок. Мне нужны деньги. Я хочу покупать вещи и получать удовольствия. Я хочу развлечений. Ты можешь дать мне деньги?


Яблоня:
 - Прости, Малыш, у меня нет денег. У меня есть только листья и яблоки.
Возьми мои яблоки, Малыш, и продай их в городе. Ты получишь за них деньги и будешь счастлив. И я буду счастлива!
 
 Затемнение.






 Картина 5

 ЧЁРНЫЙ КАБИНЕТ.
 Зрителю показывается один или несколько, развлекательных номеров.
Развлечения! Развлечения! Развлечения! (Хотелось бы на время отвлечь зрителя от сюжета).
 



 Картина 6

Мы видим яблоню. Ветки её без яблок. Прошло много времени. Ей грустно. На каждый шорох, звук она реагирует с надеждой.
Послышались шаги.Появляется Малыш. (Ему 30-35 лет)

Яблоня задрожала от радости.
 Яблоня:
- Иди сюда, Малыш, взберись по моему стволу, покачайся на моих ветках и ты будешь счастлив.
Малыш:
- Я слишком занят, чтобы лазить по деревьям.
 Мне нужен тёплый дом. Я хочу иметь жену и детей, и поэтому мне нужен дом. Ты можешь дать мне дом.
Яблоня:
 - У меня нет дома. Мой дом – это лес. Но ты можешь срезать мои ветки и построить себе дом. И станешь счастливым.
 И я буду счастлива.


 Затемнение.

 Картина 7


На заднем плане появляется дом. Теневой театр. В окне видны силуэты.
Слышна музыка…… Танцы……. Плачь ребёнка.…….Скандал…..Опять музыка. Сценки из жизни.

Затемнение.
 
 Картина 8

 Перед нами, яблоня. Это голый ствол. Лишь на верхушке
качается ветка с одиноким листком.
На полянке появляется усталый Малыш. (Ему уже исполнилось 40-45 лет).

Яблоня: (тихо прошептала)
 - Иди сюда, Малыш, иди, поиграй со мной.
Малыш:
 - Я слишком стар и печален, чтобы играть. Мне нужна лодка, чтобы я мог уплыть далеко-далеко. Ты можешь дать мне лодку?
Яблоня:
 - У меня нет лодки. Спили мой ствол, и построй себе лодку.
 Тогда ты сможешь уплыть далеко…..
 Ты станешь счастливым. И я буду счастлива. (И яблоня была счастлива,…но не совсем.)
 
 Затемнение.

 Картина 9


На экране мы видим море. Появляется лодка. Слышится всплеск воды, поскрипывают заключены. Медленно вдаль уплывает лодка с одиноким гребцом. Она превращается постепенно в точку и исчезает за горизонтом.


 Картина 10


Все та же поляна. Вместо яблони большой пень. На поляне появляется Малыш. (ему 55-60лет - это старик)

 Яблоня:
 - Прости, Малыш, но мне нечего больше дать тебе. У меня не осталось яблок.
Малыш:
- Яблоки мне теперь не по зубам.
Яблоня:
 - У меня не осталось ветвей, ты не сможешь покачаться на них.
Малыш:
 - Я слишком стар, чтобы качаться на ветвях.
Яблоня:
- У меня не осталось ствола и тебе не по чему больше взбираться вверх.
Малыш:
 - Я слишком устал, чтобы взбираться вверх.
Яблоня:(вздохнув)
 - Прости, мне бы очень хотелось дать тебе что-нибудь. Но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости…
Малыш:
 - А мне теперь много и не нужно. Найти бы тихое спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.
Яблоня:
 - Ну что ж. (Сказала Яблоня, выпрямляясь, насколько это было возможно) Старый пень как раз годится, чтобы посидеть и отдохнуть. Иди сюда, Малыш, садись и отдыхай.

 Малыш, так и сделал. И яблоня была счастлива.

 Занавес.

 
 1986 ГОД