Чеченские обеды

Аркадий Уйманов
 

 Обеденный перерыв в нашей бригаде. Едим много и вкусно. Располагаемся в тёплом фургоне нашей "летучки" и достаём свои припасы. Тут и сметана, и копчённая курица и шоколад.
- А что, - говорю я, откусывая туьский пряник, - у кого какие случай голодовок были, расскажите!
- У меня вот, - продолжаю, - кроме армии, конечно, лет восемь назад период был. В СМУ первом когда работал, не угодил начальству и перевели меня в механическую мастерскую, это там типа штрафбата. А главный механик там, чмо б..., любил людям зарплату резать. Весь из себя был, строил из себя кого-то. Тьфу, б..., нельзя так о покойниках. Вот, зарплата была вообще никакая, сын ещё в садик ходил, жене зарплату задерживали постоянно. Короче, полбуханки чёрного берёшь на обед, чай с сахаром, и жуёшь это всё, и не жужишь!
- А у тебя когда? - спрашиваю у Руслана, здорового молодого парня.
- Да не помню, - отвечает он, откусывая большой кусок пицы, - в армии, наверное. В армии все голодают.
Разговор постепенно затихает, все заняты едой.
- А у тебя как? - возобновил я тему. Вопрос уже третьему нашему бригаднику, Ромке.
- У меня то? - Ромка поставил на колени кружку с чаем. - В Чечне!
Глаза у Ромки стали чуть насмешливыми, свой рассказ он продолжает явно в юморном ключе.
- В декабре. (1994 год - А. У.). Вон видишь, банка каши с тушёнкой на сидушке валяется? Мы два месяца только сухпай жрали, вот такие вот баночки.
- Только что-бы с голода не подохли, - вставляет Руслан.
- Так и есть, так и есть, - отвечает Ромка.- Полевая кухня стояла, с неё комбижир капал, мы ночью эти лужицы со снега соскарябывали и жрали. И после этого попали на грозненский рынок. Вот, представляешь, горы конфет шоколадных по полу рассыпаны, тушёнка китайская на разгромленных прилавках стоит пирамидками. После такого обеда все углы на рынке засраны были. Тут кучка, там кучка.
Мы понимающе закивали головами.
- А после рынка как? - спрашиваю я.
- А мы потом под Гудермесом стояли, у нас там две коровы на растяжках подорвались, мяса было!!! Смотреть на него не хотели.
- А про цистерну вина, помнишь, ты рассказывал как-то. (Вообще Ромка очень редко и неохотно о войне рассказывает).
- Это потом было, уже весной. То вино офицеры в канистрах расстащили. Но и нам досталось.
- Эх! - вздыхаю я с сожалением.
- Эх! - вздыхает Ромка.