Хан Бату и Улус Джучи

Кайрат Бегалин
Напомню, что в статьях «Династия Джучидов и её тайны» и «Загадка хана Бату» (они размещены на моей авторской странице) речь шла о таинственной смерти хана Джучи и не менее таинственном возвышении его второго сына – Бату. В своих комментариях авторы сайта «проза.ру» затрагивали и другие стороны этой занимательной исторической темы. В частности речь шла о титуле Бату. Поэтому здесь необходимо сказать, что по этому поводу ученые еще не пришли к единому мнению и научные споры продолжаются. Однако это не означает, что сама тема сегодня интересует только специалистов и должна обсуждаться исключительно в их узком кругу.
Люди не искушенные в сложных научных вопросах способны сделать самостоятельные выводы на основании летописных сведений и фактов. Историей интересуются и широкие круги читателей.
____________________________




Хан Бату и Улус Джучи

Итак, еще при жизни Чингис-хана Монгольская империя была разделена между четырьмя его сыновьями, рожденных старшей женой Борте-хатун. Младший сын Толе получил центральную и западную части Монголии; третий – Угедэй правил в Джунгарии; второй – Чагатай занял царство Кара-Кидан. Старший из сыновей – Джучи, а после его смерти Бату кочевал в землях Дешт-и Кыпчак. Однако Монгольская империя не распалась и сохранила целостность. Временным регентом был назначен Толе. Он руководил государством, пока его старшие братья воевали, но как только они вернулись из походов, Толе освободил престол и созвал курултай.
В 1229 году у истоков реки Онон в присутствии всей монгольской знати писарь огласил тайное повеление Чингис-хана, составленное им незадолго до своей смерти. Все это время оно хранилось в специальном сундуке под неусыпным оком телохранителей-кешектенов. В этом документе основатель Монгольской империи назвал своим правопреемником третьего сына Угедэя.
После избрания нового Великого хана, к нему обратился Бату с просьбой дать войско, чтобы идти на булгар и половцев. Ведь Джучи не исполнил в своей жизни лишь одного приказа Чингис-хана и не смог выступить в западный поход. Его правопреемником был Бату. Поэтому именно он должен был выполнить приказ, которого никто не отменял.
В то время Угедэй воевал с китайской империей и мусульманами, поэтому он не мог дать племяннику большого войска. Тем не менее, им было принято решение о завоевании «северных областей». Кроме того, алтайские и северо-восточные территории, которые в своё время покорил Джучи, отошли к Угедэю. В обмен на них Бату получил город Термез, располагавшийся во владениях Чагатая.
С таким решением Бату вернулся в свою ставку, которую в то время он уже успел перенести в живописное место на берега реки Жайыка (Урала) — туда, где, согласно преданию, хан Джучи мечтал построить великолепный дворец. Он не смог воплотить в жизнь свою мечту, но с тех пор в народе эту местность прозвали Сарай-Джучи (1). Правда, со временем местные жители стали произносить название на свой манер — Сарайджук, что означает «Малый дворец».
Словом, Бату переселился из северного Приаралья(2) на берега Жайыка. Примечательно, что уже в начале 1230 года в Термезе появились монеты с тамгой Бату, начеканенной поверх тамги самого Угедэя. Странно, что мимо этого факта скользит внимание историков, хотя им должно быть хорошо известно, что свою монету могли иметь лишь самостоятельные правители. Впрочем, в контексте нашей темы этот факт не так важен, но интересен.
В 1230 году Бату организовал поход в так называемые «северные земли», а также низовья междуречья Жайыка и Итиля(3). Войско возглавил Субедей-багатур. Об этих событиях Лаврентьевская летопись сообщает, что беженцы «явились в Булгарское ханство искать защиты». Хан Габдулла ибн Ильгам принял их и даже оказал им военную помощь, но под ударами опытного монгольского полководца булгарские отряды вынуждены были отступить.
Захватив земли в низовьях междуречья Жайыка и Итиля, Бату и Субедей по сути дела положили начало зарождению новой могущественной степной державы, которая вошла в историю под названием Золотая Орда. Правда, это произошло позднее.
А тем временем на привольных пастбищах Жеруюка(4) паслись бесчисленные табуны и отары, а в полноводных реках плескались осетр и белуга. Хан Бату расширял торговлю, которая приносила деньги в его казну. Правда, развернуться ему мешали непримиримые враги: на юге это был хорезмшах Джалал ад-Дин, на западе — половецкий хан Котян, на севере — булгарский хан Габдулла ибн Ильгам. Справиться с ними самостоятельно Бату не мог, а ведь они мешали не только ему, но и всей Монгольской империи. Поэтому ждать пришлось недолго.
В 1230 году три тумена под командованием Чормаган-нойона обрушились на Персию, где находился Джалал ад-Дин. Он не ожидал нападения и не был готов к отражению врага. Тем не менее, в течение года ему удавалось оказывать сопротивление целой армии.
Наконец, потерпев поражение, хорезмшах скрылся в горах Курдистана, где был убит случайными разбойниками в 1231 году. Средневековый автор Ан-Насави писал по этому поводу: «Это выглядит как предопределение Судьбы, что этот храбрейший лев был убит лисами».
После смерти Джалал ад-Дина ожила торговля на юге Улуса Джучи, где располагались такие крупные города, как Ургенч, Миздахкан, Земахшар, Хива, Янгикен и Дженд. Об этом периоде истории средневековый автор ал-Джузджани писал о Бату: «Мусульмане Туркестана под сенью его опеки наслаждались большими богатствами и чрезвычайной безопасностью».
Однако для Бату все еще был закрыт выход к богатым рынкам международной торговли, центрами которых были Византийская империя и Египет.
Между тем находившиеся в подчинении Джалал ад-Дина огузские племена разделились. Часть их мигрировала в Сирию и Малую Азию, другие вернулись в Туркестан и Дешт-и Кыпчак, признав себя вассалами монгольских правителей.
Бату принял беженцев, выделил им земли, приблизил родовых вождей. Теперь опасность его Улусу угрожала только с запада, где соседи жаждали реванша за свое поражение. В любой момент саксины, булгары и половцы могли объединиться и решиться на совместный поход. Воинов у Бату было мало, а на помощь Великого хана ему рассчитывать не приходилось. Поэтому он объявил набор в армию.
Воинственные огузы, туркмены и хорезмийские кыпчаки охотно пополняли его войско. С каждым днем желающих становилось все больше и больше. В 1232 году армия Бату объявилась у восточной границы Волжской Булгарии. Показав неприятелю свою силу, он вернулся обратно.
Вскоре степь облетела весть, что у Бату скопилась неисчислимая рать, а командует ею прославленный Субедей-багатур. В кыпчакской степи его прозвали «барсом с разрубленной лапой». С той поры у западных соседей отпало всякое желание связываться с грозным противником, и в Улус Джучи пришла мирная жизнь. Однако затишье длилось недолго. И речь об этом пойдет в статье «Великий западный поход хана Бату».


1) Сарай-Джучи — буквально «Дворец Джучи»
2) После распада Золотой Орды в этой местности существовала Алтыульская Орда.
3) Жайык и Итиль — реки Урал и Волга.
4) Жеруюк — Земля обетованная. Это название междуречья Жайыка и Итиля часто встречается в песнях и сказаниях кочевых народов степной полосы Евразии.