В защиту насекомых

Андрей Новоселов
В защиту насекомых


 Позвольте, я хочу сказать слово в защиту насекомых. Этих маленьких существ, от которых кажется больше ощутимого беспокойства, чем невидимой пользы.
 Когда я был маленький, и заросли травы, бывало, скрывали меня с головой, я погружался в этот зеленый мир в поисках тишины. Но ничего подобного я там не находил. Мир трав жужжал, стрекотал, пищал и трескал. Оказывается, он по совместительству был еще миром маленьких существ. Сколько же там было заботливой суеты и неустанной занятости! Теперь этого мира нет. Его убили. Его отравили именно за то, что он кому-то лез в глаза, нос, уши и больно кусался. Ну, убили, и убили, чего расстраиваться! Кого можно в России удивить убийством! Зато в обилии появились клещи, устойчивые ко всякого рода гадости, и теперь народ мрет от энцефалита. Ну, вот какая связь тут может быть, в конец возмутитесь вы. Какая связь между расплодившимся клещом и исчезнувшей жукашкой?
 Да простят меня выдающиеся жуковеды и мухологи, но связь, по моему убеждению, такая: на том листочке, где сидела мушка, клещ не сидел. И на той веточке, где ползала гусеница, клещ тоже не сидел. И на том стебельке, где тля отдыхала, клещ тоже не появлялся. Мерзость, она, знаете ли, не терпит житейской суеты. Да и житейская суета тоже с мерзостью не уживается – гонит ее вон. Зато теперь клещ сидит, где ему удобнее – хоть тебе на листочке, хоть на стебелечке – наслаждайся тишиной, да жди человека .
 А когда я подрос и стал выше травы, то я столкнулся с человеческими насекомыми. Это такие дворовые хулиганы, которые бренчат на гитаре блатные песни и ставят синяки под глаз. Незнакомым пацанам, случайно забредшим на их территорию, в первую очередь. А знакомым – по графику. От этих-то хулиганов, двоешников и прогульщиков житья не было, особенно интеллигентным мальчикам. Вот какие-то из этих обиженных и решили искоренить хулиганство из нашей жизни как явление. И взялись вместе с комсомолом, школой и милицией. Они устраивали воспитательные беседы с босяками, переводили их в спецшколы (такие полутюрьмы), просто отправляли в зону для дальнейшей переделки в воров или инвалидов. Ну, в общем, за тридцать лет управились. Хулиганов, бренчащих в подворотнях на гитарах, не стало.
 Зато появились маньяки. Эти мерзавцы, насилующие и убивающие детей, оказываются тоже, как и клещи, не любят житейской суеты. Хотя очень любят свою морду. И они никогда не появились бы в том дворе, где звенит гитара. Потому что гитара – это первое предупреждение всем незнакомым мордам, что именно здесь их и набьют. Оказывается, хулиганы-то, которые свистели в ночи, и, казалось, нарушали наш покой, на самом деле охраняли его от этой сатанинской мерзости, покушающейся сегодня на жизнь наших детей. Хотя, кого можно удивить убийством в России, пусть даже и детей?
 Ну вот, наконец-то я и состарился, но мир насекомых я не оставил, я ему принадлежу. Это мир малого бизнеса. Какой же это пестрый стрекочущий и суетливый мир! Сколько здесь всевозможных жуков, кузнечиков и муравьев! Но я знаю, что у моего замечательного мира есть враги. Это те, кто избил в моем детстве лесных жителей, а в моей юности – дворовых. Это Большие Люди, которых раздражают мелкие бизнесмены и торговцы. Чем? Тем, что они суетятся, мешают на дорогах и грубят на заправках. Тем, что они ловко облетают неуклюжую налоговую систему, портят статистику и путают отчетность. Тем, что взятки дают маленькие, а жужжат, чуть чего, громко. Тем, что они такие маленькие и смеют не преклоняться перед ними - Большими. И им, Большим, плевать, что от мелкого бизнеса, оказывается, тоже бывает польза. Что, подобно пчелам, собирающим пыльцу с цветов, мелкий бизнес собирает деньги у народа. Кстати, для того, чтобы отдать в виде арендных и других поборов им же – Большим.
 Сервис, питание, мелкая розница – это то, из чего бессмысленно создавать корпорации, тем более что мы уже имеем печальный опыт пользования «услугами» трестов общепита и службы быта. Вспомните, чем славилась советская система «ненавязчивого сервиса»? **Хамством, пьянством, воровством, прямым издевательством над простыми людьми, и исполнением своих прямых обязанностей только для «нужных людей», в основном, для Больших. Может именно это бесит высокое начальство, а именно то, что услуги сервиса сегодня могут получить все, а не только избранные? Нам остается только догадываться. Но лично я бы не хотел вернуться в «светлое вчера». И все из-за одного случая, произошедшего летом 1987 года.
 В тот день я с утра до вечера ждал, когда в Новосибирском ритуальном хозяйстве изготовят гроб для моего сослуживца. Ждал не только я, ждала дома вся похоронная процессия вместе с наряженным покойником. Но все новосибирские грободелы были пьяны. И поэтому главный инженер хозяйства в одиночестве самолично сколачивал этот простой, но очень нужный моему товарищу предмет. Гроб я к пяти часам вечера все-таки дождался. Он был, правда, не очень хорош, и обивка тут же оторвалась, но мой товарищ не обиделся, ему было уже все равно. А вот мне, представьте, не все равно до сих пор.
 Пока малый бизнес живет. Но если он исчезнет, то даже невозможно себе представить, какой монстр займет его место. Клещи с педофилами, наверное, сильно зааплодируют.
 Но лично мне, к счастью или к несчастью, не придется увидеть этого званого пришельца из обители ужасов. Я надеюсь исчезнуть вместе с моим миром – миром маленьких крылатых существ. Но перед тем как это произойдет, вот что я хочу сказать: как не бывает маленьких ненужных людей, так не бывает и маленьких миров. Все мы части одного громадного механизма. И если вынуть маленькую шестеренку из больших часов, разве не остановится Время? Разве не застынет в смертном трепете весь этот Мир Больших И Важных Людей, когда погибнет последний мураш из моего мира – мира поющих и звенящих насекомых?
_____________________________________________
** - «Мы вам не навязываемся», - говорили официанты, горничные и слесари, - «не нравится обслуживание, идите в другое место». А идти-то было некуда, всюду одно и то же – советская система.