Ваше слово - отзовется!

Владимир Попков
 Глядя на календарь, мы конечно же, отдаем себе отчет в том, что сентябрь, даже начальная его неделя – это осень. Но первое похолодание все равно воспринимается с некой долей обиды на ту самую природу, у которой, как утверждал в своих знаменитых стихах Эльдар Рязанов - «нет плохой погоды». И если в эти три прохладных, дождливых дня в Москве где-то было все же теплей и радостней, чем во всем остальном городе, смею утверждать - это на Берсеневской набережной. Вокруг того самого знаменитого трифоновского Дома на набережной, у того самого легендарного Театра эстрады… Стены его обновленного внутреннего убранства теперь греют зрителей светом незабываемых лиц ушедших кумиров - Леонид Утесов, Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Олег Лундстрем, Михаил Гаркави, Виктор Чистяков, Владимир Мигуля … Вместе с ними на нас глядят и ныне здравствующие признанные мастера. И это ко многому обязывает. И пришедших и выступающих.

 На уютной сцене в лаконичном, по нынешним шоу-временам, прямо-таки - спартанском интерьере, звучало его величество СЛОВО. Слово – авторское. В сопровождении вечного атрибута влюбленных – гитары. И было вокруг него единение влюбленных людей. И тех, кто выходил на сцену, и тех, кто находился в зрительном зале. Ряды этих людей не столь многочисленны и вряд ли сравнимы по массовости с теми, кто предпочитает сегодня получать из звуковых порталов в «ночниках» свои 120 ударов в минуту по темячку, перемежающиеся компьютерными семплами и страстными причитаниями про «любовь-морковь» и прочие «муси-пуси». Все это с немалым коммерческим успехом делает сегодня для потребителя, воспитанного некогда голубыми, ныне - изрядно пожелтевшими телеэкранами, наплодившиеся в неимоверном количестве «рашен спайс-герлз» с претенциозными названиями. Уже давно имеющими в народе одно общее - «поющие трусы»…
 
К славному 860-летию Москвы, собственному «без года – совершеннолетию», семнадцатому дню рождения и всем тем, кто не разучился ценить родную речь и магию проникновенной исповеди под гитарный перебор, компанией Миэль был преподнесен достойный подарок - фестиваль авторской песни с добрым названием «Распахни свое окно…» У москвичей и их гостей была прекрасная возможность под сводами одного из известнейших концертных залов страны встретиться с людьми, умеющими лучше всех в нашем отечестве выходить на сцену с гитарой и за те три-четыре минуты, что длится песня-монолог, рассказать каждому из нас про него самого, про нашу жизнь, про то, что в ней никогда не устанем любить… Они очень разные эти, поцелованные Богом люди. И этим хороши. И прекрасно то, что объединяет всех их - приверженность к высокой поэзии, мастерское владение пером и гитарой, талант и остроумие. Песни в исполнении Тимура Шаова, Вадима Егорова, Александра Суханова, братьев Вадима и Валерия Мищуков, Леонида Сергеева, Виктора Третьякова, Константина Тарасова, Михаила Кочеткова, Лиды Чебоксаровой, Дмитрия Богданова, Натальи Дудкиной, Алексея Зыкова, Светланы Григорьевой, Натальи Кучер, Весты Соляниной, Надежды Николаевой и арт-трио «Вольница», почетных гостей фестиваля Заслуженного артиста России Леонида Серебрянникова, Трио «Реликт», Валерия Пака и Марины Девятовой сегодня можно найти на том или ином аудионосителе в любом, претендующем на интеллигентность, доме. Но личная встреча с исполнителем тем и дорога, что позволяет услышать его не в «отлизанном» фонограммном виде, а непосредственно – на сцене в режиме «on line» и сравнить его студийные записи с живым исполнением. Посмотреть, как владеет залом, как доносит песню, как владеет гитарой, наконец. И надо сказать, что любители гламурно-компью-терной попсы и доморощенные продюсеры, неустанно плодящие кичевую музгалантерею, те, кто всегда пенял бардам за примитивное костровое «умца-умца» в три аккорда на расстроенных гитарах фабрики им. А. Луначарского, были бы сильно удивлены увиденным и услышанным, появись они в эти дни в Театре эстрады. В руках исполнителей – заказные, очень недешевые гитары, акустики и полуакустики известных мировых производителей (что ценно – очень хорошо настроенные), контрапункты и лихие флажолеты в песнях звучавших со сцены, с мастерством достойным самого Ди Миолы, исполняют гитаристы-виртуозы Евгений Быков, Михаил Махович, Дмитрий Земский. А для тех, кому все происходящее могло показаться несколько статичным и лишенным танцевального драйва – прекрасное выступление талантливо работающей на стыке жанров - этно и популярной музыки, гостьи фестиваля Марины Девятовой. Само собой, фамилия и династийная принадлежность требует от молодой певицы самого ответственного отношения к своей сценической работе. Но то, с каким чувством любви и уважением к первоисточнику, в режиме «минус один» Марина Девятова в сопровождении танцевальной группы спела народную песню, достойно того, чтобы снять шляпу перед юной исполнительницей. И в немалой степени - за идеально чистое интонирование, от которого мы, честно говоря, уже успели поотвыкнуть в нашу «фанерную» эпоху. А многоголосие «Реликта» вполне может послужить учебником ансамблевого пения для любого коллектива, подвизающегося в данном жанре. Об обаянии Леонида Серебренникова, чьим бархатным тенором поют многие наши любимые киногерои, говорить не приходится. Ну, а то, как он проникновенно исполняет песни и романсы под собственный аккомпанемент на гитаре, зрители, уверен, долго не забудут, равно как и мастерское выступление Валерия Пака. Каждый из зрителей, побывавший на концертах, получил в подарок двойной CD альбом, в котором песни о Москве звучат в исполнении наших лучших бардов, участников фестиваля «Распахни свое окно…».

P.S. Поучаствовав в сотнях концертов и в качестве исполнителя, и в качестве организатора и продюсера, написав десятки рецензий о них, в дни фестиваля я, как мне кажется, наконец, понял - в чем принципиальная разница между тем, что мы именуем «попсой» и авторской песней, которую ни в коем разе, как это иногда бывает, нельзя ставить рядом с нашей третьей национальной бедой – так называемым «русским шансоном», усиленно ротируемым в эфире за счет блатных «общаков». Речь о настоящей авторской песне, ее лучших образцах, наполненных визборовско-окуджавовским духом, которые звучали в течение трех незабываемых дней на Берсеневской набережной. Я обратил внимание на потрясающую деталь: выходит, к примеру, на сцену Вадим Егоров, ставит у микрофона стул, опирается на него и поет - КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННО, ПРИЖИМАЯ ГИТАРУ К СЕРДЦУ. На очередном «попсовом» концерте, транслируемом по одному из федеральных каналов нашего ТВ, я не уставал удивляться, глядя на гитариста. Как он, закидывая голову и имитируя страстную «игру» под фанеру, умудрялся доставать до струн гитары, подвешенной на длинном ремне. Не у сердца. На причинном месте...

09.09.07.