Как Вовка стал артистом

Галина Разумова
КАК ВОВКА СТАЛ АРТИСТОМ.

Вовка учится во втором классе. Их учительница, Ольга Николаевна, сама недавно окончила институт, а потому с удовольствием занимается с детьми: возит их на экскурсии, проводит КВН, организует ежемесячные «огоньки» для именинников.
Приближался «День сказки» – праздник, который школа проводит каждый год перед весенними каникулами, и Ольга Николаевна предложила:
- А что, ребята, давайте поставим спектакль по сказке Андерсена.
Детям идея понравилась. Ольга Николаевна рассказала, что Ганс Христиан Андерсен жил в Дании, и писал сказки не только для детей, но и для взрослых. Остановили свой выбор на сказке «Девочка, наступившая на хлеб».
 Ольга Николаевна прочитала вслух эту сказку. Немного грустная и поучительная история о самовлюбленной девочке, которую старушка – волшебница превратила в птичку за то, что девочка, не желая испачкать свои туфельки, бросила в грязь булку хлеба, и наступила на нее, как на камень. Девочка должна была оставаться маленькой, бессловесной птичкой, пока не наберет столько зёрен пшеницы, сколько потребовалось пекарю, чтобы испечь ту булку хлеба, которую она бросила себе под ноги.
Сказка ребятам понравилась, и все хотели играть главные роли. В классе поднялся такой шум! Девчонки соскакивали со своих мест и старались перекричать друг друга:
- Я хочу девочку играть! – громко заявила самая боевая в классе, Настя.
- А я буду волшебницей!
- Я, чур, мама!
Мальчики тоже высказывали свои пожелания:
- Я хочу булочником быть!
- А я торговцем!
С большим трудом роли распределили. Только тут вдруг выяснилось, что Вовка и Петя остались ни у дел: им ролей не хватило.
Вообще-то, Вовка никогда и не думал быть артистом. Он мечтает стать военным, как папа, а потому, особо не рвался выходить на сцену, да и боялся немного: вдруг слова забудет или сделает что-нибудь не так.
А Петя очень даже хотел участвовать в спектакле. Он исподлобья посмотрел на Ольгу Николаевну, как будто она виновата, что действующих лиц так мало, и заявил обиженно:
- Ну и пусть! А я вообще не пойду на ваше представление!
- Как это, «ну и пусть»?! Ничего «не пусть», – спохватилась учительница. – Я знаю, какую роль вам дать!! Вы с Володей будете играть грязь.
Ребята засмеялись, а Петя чувствовал себя глубоко оскорбленным. Он готов был заплакать от возмущения.
- Вот еще?! Какую еще грязь, и как ее можно сыграть? – ворчал он, но пытался одновременно понять, что имела в виду Ольга Николаевна.
Вовка сидел молча и напряженно слушал, что говорит учительница, ведь это и его тоже касается.
- Запомните, ребята, - Ольга Николаевна смотрела на Петю и Вову, - нет плохих ролей, есть плохие актеры. Чтобы хорошо и понятно сыграть без слов, чтобы сделать роль выразительной, тут придется очень постараться. Здесь особый талант нужен! Мы с вами потом обязательно порепетируем.
Постепенно ребята угомонились и перестали смеяться. Хотя Костя на задней парте продолжал еще улыбаться во весь рот, изображая что-то неопределенное и тягучее, плавно покачивая расставленными в стороны руками, и шевеля пальцами. Но внимание детей опять переключилось на учителя.
Потом все стали разбирать листочки, со словами своих ролей, читали их, заучивали наизусть, и пытались установить, кто за кем говорит. Оказалось, очень непростое дело – ставить спектакль.

В этот день Петя с Володей шли домой вместе, тем более что и живут они в одном подъезде, только Петя на третьем этаже, а Вовка – на десятом.
Теперь, когда они остались вдвоем, Петя опять стал возмущаться:
- Как это можно, грязь сыграть, не понимаю! Что, будем валяться на сцене, как дураки, и слушать, как над нами смеются!?
Вовка тоже не очень понимал эту роль, но доверял словам учительницы. Ольга Николаевна всё знает, она добрая и справедливая.
 - Ладно, Петька, не кипятись! Тебе ведь сказали, что нет плохих ролей. С нами тоже будут репетировать, а значит, это не просто валяться на полу.
Так они дошли до своего дома.

Мама открыла дверь и улыбнулась:
- А, Володенька пришел! А мы тебя уже потеряли. Ты чего так поздно сегодня?
Не дожидаясь ответа, мама вернулась к плите, на которой что-то зашипело, пока она стояла в прихожей.
Вовка переоделся, вымыл руки и пошел на кухню.
Мама, взглянув на сына, сразу увидела, что он чем-то озабочен, и, присаживаясь рядом к столу, спросила с тревогой:
- Что случилось, сынок? С ребятами поссорился или двойку получил?
Вовка серьезно посмотрел на мать и слегка улыбнулся:
- Ни с кем я не поссорился, и двойку не получал. Наш класс будет ставить спектакль по сказке Андерсена.
- Так это же здорово! – облегченно вздохнула мама. - А почему же ты такой грустный?
- Понимаешь, мне роль странная досталась. Мы с Петькой будем играть … грязь.
 Вовка внимательно посмотрел на мать, чтобы сразу уловить ее реакцию, но увидел не насмешку на ее лице, а лишь удивление.
- Грязь?! Да, необычная роль! – согласилась она, но после небольшой паузы добавила, - Но ведь не могут все играть королей и принцев! Наверное, кому-то надо играть и остальные роли, например, слуг или животных, и даже неодушевленные предметы: деревья, молоко, грязь, наконец. В сказках всё может быть, любой предмет оживает, а значит, должен иметь свой характер. Хорошо, если актер почувствует этот характер, сделает его запоминающимся. Для этого талант нужен!
Мама когда-то сама участвовала в художественной самодеятельности, она понимает в этом толк.
- Вот и Ольга Николаевна так говорит, что нужен талант, - оживился Вовка, и на душе его стало спокойно: раз два, уважаемых им человека, говорят одни слова, значит, так оно и есть.

На следующий день, после уроков дети начали репетировать свои роли. Ольга Николаевна сказала, что можно импровизировать, то есть необязательно говорить слово в слово то, что написано в тексте, главное, чтобы смысл сказанного сохранялся. А потому, каждый раз получалось немного по-другому, отчего смотреть на сцену было интересно, а иногда даже смешно. Вова с Петей сидели в зале, и ждали своей очереди.
Наконец, Ольга Николаевна пригласила мальчиков.
- Хочу вам сказать, - торжественно заявила она, - что у вас очень ответственная роль. Вы должны весь акт пролежать на сцене, и не просто валяться, а лежать выразительно. Понимаете!? Давайте, попробуем!
Все остальные участники собрались вокруг и наблюдали за происходящим: кто с любопытством, а кто-то с усмешкой.
- Чего вы все уставились? У вас что, своих дел нет? – возмущался Петя. И, уже обращаясь к учителю, спросил, - Они что, так и будут на нас глазеть?
Ольга Николаевна потрепала вихрастые рыжие волосы мальчика:
- Привыкайте к публике! Во время спектакля в зрительном зале гораздо больше народу, вас это не должно смущать. Попробуйте лечь вот сюда, здесь будет происходить основное действие. Миша, - крикнула она за кулисы, - дай нам несколько газет, чтобы мальчикам самим не оказаться в грязи.
Все дружно засмеялись, и заговорили наперебой:
- Грязь будет в грязи! Ха-ха-ха!
- Грязь нельзя испачкать!
- Грязная грязь, вот смехота!
Петя с Вовой тоже улыбались, и неловко устраивались на расстеленные для них газеты. Петька лег на бочок, подтянув к себе коленки, а Вовка лёг ничком, вытянув руки по швам, и повернув голову в сторону зала, чтобы видеть ребят и учителя.
- Петрунь, ты что, спать устроился? – крикнул Костя. – А Вовка лежит, как палка. Грязь такая не бывает.
Ребята смеялись, давали советы, как лучше лечь, чтобы зрители поверили, что перед ними грязная лужа.
- Надо лечь, растопырив руки, и хватать за ноги прохожих, - не унимался Костя, - как будто вы – липкая грязь, приставучая.
- Тоже мне, режиссер нашелся, - ворчал Петя, но делал то, что предлагал Костя.
Мальчишки ворочались на газетах, стараясь войти в роль, потом оказались на полу без газет, не обращая уже на это никакого внимания. Ребята хохотали, но это не было обидным.
Когда репетиция закончилась, Ольга Николаевна похвалила мальчиков за то, что они честно пытались войти в образ, и у них стало что-то получаться.
- А когда вас накроют коричневой тканью, грязь будет – что надо! – заключила она.

Спектакль показали через две недели. Зрителям он очень понравился. А Вовка решил, что стать военным, конечно, хорошо, но и артистом быть – тоже очень интересно.