Cовесть. Kак жалок тот, в ком совесть нечиста?

Денисов Д.А.
Ответ Жанне.

Под тяжестью греха, несчастный Годунов,
(греха столь частого в эпоху царедворцев),
Успел сказать так много жалких слов,
что царство упустил по милости прохвостов.

Уж если ты злодей, то будь им до конца,
Так думал Гитлер и "Великий" Сталин,
Сорвёшь тогда плоды с зловещего венца,
И твой последний час не будет столь печален.

Комичен неудавшийся злодей,
Он смех лишь вызывает у людей.

Удавшийся... Моё почтенье!
Ему всегда почёт и уваженье.


Годунов здесь Пушкинский, потрясённый своим
преступлением. На самом деле я доверяю Ключевскому.
Годунов был энергичный и дельный царь, которого подвело здоровье и предательство части двора.
Но мы истории не пишем. Поэтому я предался философии
типа Власть и Мораль, когда можно найти массу примеров в литературе и истории, например, Макбет Шекспира,
его Ричард третий, Сталин в "Дети арбата",
Иван Грозный в интерпретации Ключевского (кровавый реакционер) и просталинских историков (жестокий, но прогрессивный). При этом я всегда против злодеев,
чем бы они не прикрывались. Но их частый успех,
к сожалению, тоже факт. По Ключевскому такой "успех"
является причиной неудач и потрясений в будущем.
Это тоже фундаментальная проблема - личный успех и
исторический. Ключевский об этом пишет, осуждая
Грозного и Петра.