Жемчужины души. Ритм

Валентина Томашевская
- Ритм рождает текст.

«Сначала приходит некий гул» Маяковский.

Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
Ахматова.

Многие явления природы повторяются. День, ночь, лето, осень, зима, весна.
Повтор одного и того же компонента рождает ритм. Урегулированный повтор компонентов, симметрия повтора.
Наше восприятие строится на знакомом и не знакомом, на привычном и неожиданном. Искусство склонно нарушать симметрию повтора, неожиданное вызывает эстетическое переживание.

та та та
та та та ты

острое переживание
Все искусство строится на ожидании та и возникновении ты.
Любая система текста строится на повторе. Ритм фонологической системы. Повтор
Определенных лексических единиц повышает лексический ритм.
Синтаксическая система, определенный синтаксический повтор.
Определенные события повторяются, ритм событийной системы, характеров, точек зрения. Все эти ритмы образуют текст.
Ритм фонологическрй системы может быть иным, чем синтаксис, но они накладываются друг на друга. Ритм содержания.
Ритмической доминантой является метр.
Когда речь идет о стихотворном размере, рассматривают слоговые группы. В каждой слоговой группе может быть один или несколько безударных слогов и один ударный. Метр - чередование сильных и слабых звуков.
Классический размер в поэзии: ямб. Ямб представляет метрическую структуру, которая образуется повтором безударных и ударных групп ( двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге).
Ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д).
Термин стопа из античного стихосложения.
20-й век изменил ритм времени, эпохи. И в живописи, и в музыке,
принес новые размеры, обновив метрический репертуар.Рядом м классическим стихом появляется дольник: стихотворный размер, где в одной строке сочетаются двухсложные и трехсложные стопы. Дольник использовали символисты, затем футуристы. Но в начале века был и противоположный процесс: логаэдизации.
ЛОГАЭД - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп, последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Безударный слог может пропускаться в разных местах. Слоговые группы перестают смотреться друг в друга, утратили один или несколько слогов,
Утратили безударные слоги. На основе трехсложников. Логаэд мы встречаем в творчестве Цветаевой:
Расс-стояния, версты, мили...
3 слога, 3слога, 2 слога
Утрата слоговой фонемы может происходить в слоговых группах, находящихся в разных местах стопы:
И голос был сладок, и луч был тонок
Блок.
Гармония возникает, благодаря повтору одних и тех же стоп, групп.
Акцентный стих - строки равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит между ударениями, неважно.
Тактовик - вид тонического стихосложения, нечто среднее между акцентным, тоническим стихом и дольником, размер, в котором трудно строго определить места ударений и безударных пауз.
Рифма – повтор какого-то звукового комплекса, сильной или слабой фонемы
Богатая рифма, когда одно и то же слово входит в состав других. Точная, неточная.
Мужская рифма(ударение на последнем слоге), женская (на предпоследнем).
Влияют на ритм.
Ритм строф: трехстишия, четверостишия, пятистишия...
Ритм пауз. В конце стиха, внутри стиха. Игра пауз существенна для стиха.
У Блока упорядочены паузы.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Ритм семантичен. Одна система ритмических компонентов строит дисгармонию, которая демонстрирует трагическую разъединенность людей, говорит о трагически разорванном единстве, и есть встречный ритмический поток, который строит гармонию, возникает сложный ритм, наслаиваются друг на друга гармония и дисгармония, рождая величайшее единство духа. Отсюда встречные потоки цветаевского ритма. Культура есть ритм. Ужасное может сниматься ритмом.

Фото:Г.Барковская. Куратор нашей группы историков