Жизнь без прикрас. Гл. 3. Борьба за власть

Иосиф Буевич
3

В верхах развернулась острая борьба за власть. Страна оказалась на распутье. Куда идти? Куда поворачивать? Коммунистическая партия перестала быть единой, монолитной и раскололась на две, или вернее на три группы: левую консервативную сторонников старых сталинских взглядов, лидерами этой группы были Егор Лигачев и недавно появившийся на политической арене Полозков; правую группу либералов-демократов сторонников Бориса Ельцина, которая боролась за народовластие, демократию, плюрализм мнений, отмену привилегий партийного аппарата, в основу своей политики она положила взгляды недавно умершего академика Сахарова; и группу политики центра во главе с Горбачевым, занимавшую среднее положение между консерваторами и либералами.
Мне кажется, что Горбачев, в душе сочувствуя либералам, но боясь потерять свою личную власть, понимая слабость демократов, поддерживал консерваторов. В начале февраля состоялся Пленум ЦК КПСС. Благодаря авторитету Горбачева его линия одержала победу, хотя он и подвергся жестокой критике. Линия Горбачева была направлена на создание гуманного демократического социализма; но жизнь показала, что демократия, социальная справедливость остались лишь на словах, а на деле власть была в руках партийного аппарата, особенно на местах в провинции.

11 февраля я уехал в Орел. Как обычно Ольга упрекала меня, что я везу много продуктов для брата и Людмилы Алексеевны. Было досадно, что я не могу свободно поступать так, как я хочу, и приходится всегда находиться под гнетом жены и поступать так, как она хочет. Митя проводил меня и посадил на поезд.
И опять потекла спокойная одинокая жизнь и дни, похожие друг на друга. Утром к десяти часам иду к газетному киоску, где уже выстроилась очередь одних и тех же людей. Чтение газет, приготовление обеда, вечерняя прогулка по парку, дремота у телевизора после скромного ужина и чтение перед сном. Вот и еще один день, слава Богу прошел, все ближе к весне и теплу.
Таня и Митя звонят каждый вечер. У Тани всегда один и тот же вопрос: "Ты здоров?", а у Мити: "Как твои дела?".
Конец февраля. Необычно теплая погода, по улицам бегут ручьи. На Орлике лед уже отстал от берега, и в районе Веселой слободы наблюдалась его подвижка.
Получил открытку от Жени с приглашением приехать к 2-му марта в Воронеж отметить его шестидесятилетие; но я не поехал, стал тяжел на подъем. По своему состоянию мог бы поехать, после жалел.
 В начале марта заболел: насморк, кашель, болела голова. 4 марта проводились выборы в местные советы. Приходили два студента с урной. В газетах писали, что в РСФСР на одно место депутата выдвинуто семь кандидатов; но в принесенных мне бюллетенях был только один кандидат. Я сказал: "А что же тут выбирать? За меня уже выбрали", но бюллетени опустил в урну, а надо было отказаться от голосования или вычеркнуть фамилию кандидата.