Глаза умирающей собаки

Ольга Ивановна Яковлева
"Я думал, как смешны мы в нашем ослепленье!
Как слабы, хоть и мним себя венцом творенья!
Учись же человек, величью у зверей,
 Чтоб, отдавая жизнь, не сожалеть о ней

/Альфред де Виньи/ "Смерть волка"

У нас в жизни произошло значительное событие. Наша семья переселилась в собственную квартиру после девяти лет скитания по частному сектору. Оставив домик на болоте, который за много лет стал родным, мы вместе с ним оставили кусочек свободы, в виде дворика, травы, дырявого забора, свежего воздуха, солнца. Собаки без радости отнеслись к жизненным переменам. Сверля меня коричневыми глазками, Аби удивлялась, почему мы все так довольны переехав в незнакомое место?
 «Ужасное жильё, ничего не видно, улицы нет, луж нет, пахнет краской, от которой мы с Виктой постоянно чихаем. Никак не могу определить, где здесь печка? Теперь нельзя лежать на собственном лежаке у крыльца и целыми часами следить за дорогой. Нельзя понюхать ветер, и определить какой запах кружит вместе с ним во дворе. Нельзя облаять соседского Шарика, погоняться за Мартином и Маркизой. Нельзя даже побрызгать на траву, когда хочется. Надо терпеть и ждать, когда выведут погулять».
 Но, постепенно привыкая к новым условиям, собаки полюбили своё жильё. Сложнее было с Маркизой. Кошка, которая всю жизнь гуляла сама по себе, так и не смогла оценить "преимущества" городской квартиры. Она металась по комнатам, опасно садилась на краешек балкона и с грустью смотрела на траву с высоты третьего этажа. В траве копошились воробьи, порхали бабочки, и эта картина ещё больше надрывала её свободолюбивое сердце. От неприятной перемены, кошка начинала издавать гортанные звуки, от которых леденела душа у всех наших соседей. Мне пришлось отвезти Маркизу в деревню, где у дедушки с бабушкой она вполне благополучно дожила до глубокой старости. За всё хорошее в жизни предусмотрена плата или расплата. Эта наша «потеря» была первой. Мы потеряли общение Маркизы, и нам стало недоставать этого серенького, хитрого и теплого комочка. Но самая тяжелая потеря была ещё впереди.
 Очень много написано о том, что чувствует человек на пороге смерти, как он ведет себя, покидая этот мир. Говорят, что самое возвышенное, если оно есть, и самое низменное, которое всегда присутствует в человеке, наиболее ярко проявляется именно в последние минуты. Но мало кто знает, что животные расстаются с жизнью, гораздо достойней некоторых людей и покидают этот мир почти также осознанно и не менее трагично. Если вам когда-нибудь пришлось увидеть глаза умирающей собаки, и они не оставили вас равнодушными, то вы уже многое знаете о жизни.
Умирала Викта. В разгар зеленой, цветущей весны смерть казалась ещё страшней и нелепей. Причиной её тяжелого состояния стало лекарство, которое было введено от пустяковой собачьей болезни. Моя добрая умная красавица Викта, всегда быстрая и шаловливая, теперь неподвижно лежала на своем коврике, тяжело и прерывисто дыша. Силы покидали её с каждой минутой, всё стремительно превращая в "никогда". Никогда не гулять, никогда не увидеть небо, никогда не понюхать цветы, никогда не пробежаться по пушистым сугробам, всё - никогда. Мы её теряли, и уже ничего не возможно было сделать. После ее утраты, страх перед тем, с которой легкостью можно нарушить опасное равновесие между жизнью и смертью, ощущение хрупкости любого живого организма, остались у меня навсегда. Сознание этого должно ещё больше увеличивать ответственность за жизнь тех, кто живет вместе с нами, потому что с их молчаливого согласия и безграничного доверия мы распоряжаемся их судьбой. Обязательство, которое мы добровольно берем на себя, за всё, что происходит с «братьями нашими меньшими» с того момента, когда решаем, что они будут жить рядом, и страх причинить им зло должны постоянно присутствовать в нашем сердце. Обостренное чувство вины мучает и терзает меня каждый раз, как только я вспоминаю о Викте.
Рядом с умирающей собакой я всё сильнее ощущала свою беспомощность перед силой непонятной мне и неподвластной никому. Всё, что могла я теперь для неё сделать, это разделить одиночество последних минут. Хотя животным это не свойственно, но Викта нуждалась в моем присутствии. Не поднимая голову, она всё время растерянно искала меня глазами, уже подёрнутыми страшной смертельной синевой. Силы оставили её настолько, что собака уже не шевелилась, лишь чуть заметное дыхание говорило о том, что жизнь едва теплится в ослабевшем теле. Мои руки гладили её по голове, а губы шептали ласковые и нежные слова. Я говорила ей:
- Мы еще пойдем гулять. Я и Аби тебя очень любим. Ты хорошая. Я здесь, я с тобой. Я всегда буду тебя помнить.
 Рыжие мохнатые уши чуть вздрагивали на знакомые словосочетания, и я знала, что она меня ещё слышит и понимает. Вдруг тело собаки как-то странно потянулась. Вложив в это движение все силы, Викта лизнула мне руку и застыла в позе прыжка. А может это и был прыжок в вечность... Маленькое заботливое собачье сердце, даже умирая, утешало меня.
Всё было кончено. Я пристегнула Викте ошейник с поводком, затем завернула неподвижное тело в белую простынь. Мы собирали свою любимицу в последнюю прогулку. Она осталась в высоком холме, на котором мы так любили гулять. Аби не шла домой, потому что долго не могла понять, куда вдруг спряталась Викта. Недовольно ворча, она всё смотрела на дальние кусты в надежде, что Викта, наконец, появится и не будет всех задерживать своим продолжительным отсутствием. Ещё очень долго Аби не могла привыкнуть возвращаться с прогулки одна. Она останавливалась и терпеливо подолгу ждала Викту, внимательно всматриваясь в конец тропинки. Ведь целых пять лет каждый день в любую погоду мы выходили гулять вместе. Целых пять лет Викта щедро дарила нам свою красоту, преданность, радость, дружбу, любовь и хорошее настроение. Если бы у меня была такая возможность, я поставила бы на её могиле памятник с надписью: "Собаке Викте - другу и человеку".
Что такое любовь человека к собаке в мире, где людские привязанности тоньше барабанной перепонки? Я не знаю, что такое рай, но ад - это мы с вами. И только сознание смерти даёт всему и всем подлинную ценность. Что-то утеряно, разорвано, разобщено в человеческих отношениях. Почему нам так трудно общаться друг с другом, почему мы всё чаще заменяем человеческое общение на общение с животными? Странно, что на эту всепоглощающую любовь способны такие разные люди. Чиновник, окруженный шлейфом подхалимов. Киноактриса. Бизнесмен, вполне довольный собой и жизнью. Одинокий и печальный старик, ушедший на пенсию. Женщина, которой изменяет муж.
Чувство, рядом с которым меркнет человеческая любовь. Может это потому, что вся наша жизнь превратилась в поле лицемерия, эгоизма, настороженности, страха, оцепенения, содрогания, унижения, предательства. Может потому нас так тянет к непорочной собачьей преданности, бескорыстной дружбе, искренней любви, не требующей унижения и рабской покорности. Они нас любят просто потому, что мы есть, а мы их за то, что они всегда с нами, как бы не меняла нас жизнь. Эта любовь фанатична и чаще всего совершенно не понятна людям эгоистичным и равнодушным.
Трудно разобраться кто прав в этой привязанности, кто заблуждается, но нет предела исступлению людей, скорбящих над собачьими могилами.