И пусть наше прошлое помогает нам в будущем

Алена Данченко
Мы с Галкой лежали на берегу нашего водохранилища, которое у нас все называют морем, и плавились на солнце. Жара стояла немыслимая. Всего пять минут прошло с того момента, как мы выбрались из воды, а наши купальники уже почти высохли. Я поняла, что если еще пять минут мы полежим на этой раскаленной сковородке, то тоже высохнем и превратимся в мумий.
-Не спи. Сгорим! – толкнула я Галку в бок. - Так, или пошли опять в воду, или надо искать тень.
-Ладно, пошли в воду, - разлепив глаза, согласилась Галка. – Тень вся занята. Кошмар. Два несчастных дерева на весь пляж! Глянь, под ними людей, как блох на собаке. И куда мы там пристроимся? Кому-нибудь на голову?
Я посмотрела в сторону деревьев и убедилась, что Галка права. Под деревьями яблоку упасть негде. Хотя, это образно. Потому что этих два дерева не яблони, а вербы. И тень они дают… ну, чисто символическую.
Мы поднялись и побрели к воде. Вода была зеленая, вонючая и теплая. В это время года водохранилище «цветет». Микроскопические зеленые водоросли разводятся в жутком количестве, и вода становится ярко зеленого цвета от самого дна и до поверхности. А если нет волн, зелень собирается сверху толстым слоем и тогда вода вообще напоминает зеленую кашу. В такие дни купаются только дети и в доску пьяные взрослые. Им по барабану, в какой воде плескаться. А остальные, глядя на этот ужас, вздыхают, чертыхаются и покидают пляж. Идут домой купаться под душем.
Сегодня вода была «средней зелености». Мы поболтались в ней вместе с гадюками и ужами, снующими туда сюда мимо нас по своим делам. Охладили подплавившиеся мозги и вылезли на берег, злые и зеленые, как два крокодила. Плюнули на такой отдых, и пошли домой отмываться после этого купания.
-Говорила же, давай, сгоняем на Черное море на пару дней! Так нет. Что там делать, что там делать?! - бурчала Галка, лежа на диване под вентилятором. – Всего-то 4 часа езды на машине и мы бы отдыхали, как белые люди. Лентяйка чертова!
-Не хочу. Как представлю, что надо по такой жаре телепаться куда-то целых 4 часа, бр-р.-р… Мурашки по шкуре! Я вчера днем ездила по делам. Все окна в машине открыты, а в окна прет горячий воздух, как из духовки. Ощущения, не передать словами. Нет уж. Увольте.
-Выехали бы часиков в пять утра. В девять уже на море. И никакой жары.
-Ты что, сдурела?! Чтоб я, будучи в отпуске, встала в пять…, нет даже в 4 часа утра?! Ни за что! Да я в такое время, спросонку, и руль у машины не найду. Нет и еще раз нет. Хочешь, едь с кем-нибудь другим.
-С кем другим?! Все друзья уже свои отпуска отгуляли. Кроме тебя еще только Анька в отпуске. Но она уехала в Россию. У нее бабушка умерла.
-Да? Как жалко. Я и не знала. А где именно жила Анькина бабушка?
-По-моему, в Ростове на Дону. Если не ошибаюсь, конечно. Теперь туда добраться, это сплошная головная боль, куча нервов и еще большая куча денег, - вздохнула Галка. – Бедная Анька. Я представляю эту поездку.
-Да, понаделали границ, мать их. Теперь даже на похороны близких попасть, проблема, - согласилась я с Галкой и мысленно тоже посочувствовала Аньке.
Мы замолчали, думая каждая о своем.
-Знаешь, а мне вот никак нельзя летом умирать, - нарушила молчание Галка.
-Почему? – машинально спросила я.
-У меня вся летняя одежда, это шорты, джинсы, неприлично открытые футболочки и платья, состоящие из одних тесемочек. В такой одежде стыдно в гробу лежать. Хотя, есть один приличный костюм. Помнишь, такой, строгий, серого цвета? Но… он тоже не подойдет. Он теплый. Шерстяной.
-А какая разница? Ты что в нем вспотеешь в гробу, что ли? – удивилась я.
-Ну, не вспотею, конечно. Но не по сезону.
-Тьфу, ты! Галка, что ты мелешь?! Чего это ты завела такой дурацкий разговор?! Тебе умирать не раньше, чем лет через пятьдесят. К тому моменту, я думаю, ты уже не будешь носить платья из одних тесемочек. Так что, закрываем эту тему.
-Да это так, Анькины проблемы навеяли, - вздохнула Галка. – Кстати, а что ты будешь сегодня на ужин готовить? Меня эта кухня так задрала. Уже фантазии не хватает, что варить, что жарить и чем своих оглоедов кормить.
-Сейчас голубцы сделаю. Борщ у меня вчерашний еще есть. Там на сегодня и на завтра хватит. По паре котлет есть. Придут с работы, найду, чем накормить. А на потом, наделаю целый казан голубцов, и пусть тягают. Греть их не надо. Голову мне морочить не будут. Красота.
-Нет. Я такие хлопотные блюда летом не делаю. Мне бы чего-нибудь попроще, - сморщила носик Галка.
-Тогда отвари пюре, сделай салат из помидор и купи два метра колбасы, - посоветовала я. – Или сделай им яичницу, салат и какие-нибудь бутерброды.
-Это все уже было.
-Ну, не знаю. А чего ты голубцы не хочешь делать?
-Я не умею, - призналась Галка.
-Да что там уметь? Отварила рис. Поджарила лук и морковку. Покрутила на мясорубке кусок вареного мяса. Все это перемешала. Вот тебе и фарш. Отварила капустные листы, чтоб они стали мягкими и не ломались, когда в них фарш заворачиваешь. Фарш упаковала в капустные листы. Уложила в большой казан. Сделала подливу. Бульон, томат, соль, сахар, сметана. Залила голубцы и в духовку минут на тридцать сорок. Все. В чем проблема?
-Я когда-то пыталась. У меня конверты из капусты разворачиваются и вся начинка выпадает.
-Ой, у меня когда-то тоже так было. Я, не долго думая, взяла нитки, и все голубцы перевязала крест накрест. Получилось класс! Начинка не выпала. Только, мои муж и дети съели эти голубцы вместе с нитками! Представляешь?
-Почему с нитками? – удивилась Галка.
-Ну, я достала казан с голубцами из духовки. Поставила на плитке. Дома никого не было. Поэтому, я написала им записку, чтоб ели голубцы, а сама ушла к Светке в гости. Прихожу, грязные тарелки стоят в раковине. Мои мужики их не помыли, так как смотрят футбол. А ниток на краю тарелок я что-то не вижу. Захожу в комнату и спрашиваю: «Голубцы ели?»
-Да, очень вкусно, - отзываются муж и дети.
-А нитки снимали?
-Какие нитки? – спрашивают они хором.
-Ну, я голубцы, чтоб не распадались, нитками перевязала. Вы их хоть сняли или так сожрали?
-Конечно, так, - переглянувшись, отвечают опять хором.
-Нет, ну вам что, повылазило? Слепые или дурные? Во, даете!
-Нет, это ты даешь! - возмутился муж. - Ты бы их еще шурупами поскручивала!
-Одно слово, бестолковые мужики. Ну ладно, нитки не гвозди, переварились. А потом мне девчонки на работе подсказали, как заворачивать без всяких ниток. Ложишь на лист фарш и скатываешь лист с фаршем в трубочку. А потом пальцами концы этих трубочек запихиваешь внутрь. И вся хитрость. Ни разу не развернулись.
-Да? Ты меня заинтриговала. Наверное, и я попробую сделать голубцы. Я вообще балдею от твоих кулинарных способностей! Где ты научилась так классно готовить?
-Не знаю. Везде, наверное. Там услышала, там увидела, там прочитала. Так, по чуть-чуть, и научилась. Знаешь, я в студенческие годы, когда еще стройотряды были, съездила один раз поваром. Моя мама, как узнала, куда я собираюсь и кем, впала в панику. И не мудрено. На тот момент я умела готовить только яичницу и картошку «в мундирах». Мама была уверена, что меня саму там съедят. Не сразу, а дня так через три. Как только закончатся все харчи, которые ребята с собой из дому взяли, так и дойдет очередь до меня.
-И на сколько человек там надо было готовить?
-На тридцать.
-Кошмар! И ты одна?
-Нет. Со мной еще один такой же профессор кулинарии был. Марина. Она еще плюс к моим двум блюдам умела варить вермишель. По крайней мере, знала, что ее надо бросать в кипяток, а не в холодную воду.
-Боже мой! И как же вас с таким багажом знаний, действительно, не прибили там и не съели? – ужаснулась Галка.
-А мы обе оказались очень талантливыми, - я не удержалась и расхохоталась, вспомнив наши мытарства.
-И чем же вы там кормили такую ораву?!
-Всем. В первый день нам привезли шесть куриц. Головы им скрутили, а перья и кишки остались на птичках. Ну, кишки мы кое-как из курей извлекли. Все-таки, будущие врачи. На кафедре хирургии уже побывали. С операциями мало-мальски знакомы. А вот как быть с перьями… Ни я ни Маринка не знали, что для того, чтоб ощипать курицу, надо ее сначала ошпарить. Начали драть на сухую. Дергали-дергали, а перья не выдергиваются. Время идет. Скоро ребята на обед придут, а у нас еще ничего нет! Надо торопиться. Короче, плюнули мы на это дело. Взяли ножницы и постригли курей. Осмотрели дело рук своих и пришли к выводу, что выглядят птички неважно. Стали похожи не на курей, а на ежиков. Хотели их побрить, не получилось. Марина говорит: «Черт с ним, с их внешним видом. Что их, в кино снимать, что ли? Кидаем так в котел. Кому остатки перьев будут мешать, выплюнут!» Так мы и сделали. Вкинули курей в котел с водой. Как только вода с курами закипела, вкинули к ним картошку, морковку, побольше зелени и лавровый лист. Подождали еще минут пять, и всыпали туда же вермишель. Ты можешь себе представить, что получилось?
-Господи! И почему же вас все-таки не убили? Скажи честно, что вас спасло от расправы? – заржала Галка.
-До сих пор не знаю. Пожалели, наверное. Все-таки девочки молодые, красивые. Стоит ли их убивать из-за жратвы? Может проще научить кушать готовить? В общем, ребята за две минуты нашу похлебку проглотили. Кстати, она на вкус оказалась даже ничего! А может, просто всем очень есть хотелось. А вот курей терзали-терзали... Ни отрезается, ни откусывается… Они же абсолютно сырые! Варились-то всего полчаса. При попытке откусить, во рту только ошметки вареных перьев остаются. Цирк! В общем, поскладывали ребята куски этих курочек на кучу посреди стола. Командир отряда позвал нас. Ткнул пальцем в наше произведение кулинарного искусства и спрашивает: «Девочки, что это за динозавры? И как эту тварюку надо есть? Объясните нам дуракам, что сие такое и чего с ним делать?! Мы в недоумении.»
-Ну и?
-Что, ну и? Мы объяснили, что это куры… такой породы. Не жующиеся. А потом признались, что мы понятия не имеем, как их щипать и готовить. Кончилось тем, что все дружно поржали. А потом нам выделили в помощь одного мальчика, который вырос в селе и умел щипать, разделывать и готовить курей. И не только курей. Он с любым мясом работал. Под его чутким руководством мы проработали неделю. И представь себе, нам этого хватило! Через неделю мы готовили есть, как заправские повара. Он объяснил нам принцип готовки любого мяса. Обжарить до золотистой корочки посоленное и поперченное мясо, засыпать его мелко порезанным луком, потом добавить воду и тушить до готовности, периодически подливая водички по мере ее выкипания. И так до готовности. Хочешь сделать подливу, пожалуйста, добавь в конце готовки томат или сметану. Или и то и другое вместе. Протуши еще чуть-чуть. Выдави немного чеснока в самом конце готовки и выключай. Просто и вкусно. Так можно абсолютно любое мясо готовить. Кстати, я до сих пор этим рецептом пользуюсь. И всегда такое мясо идет на ура!
-Так, ты меня вдохновила на подвиги! Пошла я домой, готовить есть. Пока энтузиазм не прошел, - заявила Галка, покидая мой диван.
-Давай. Я тоже, наверное, займусь едой. Вечером, как жара спадет, заходи. Возьмем собаку и сходим к затопленному карьеру. Мои мальчишки бегают туда купаться. На пляж вообще не ходят. Говорят, что в карьере вода чистая и там намного лучше. Надо посмотреть. Может, и мы туда переберемся купаться?
-Ты что? Затопленный карьер, это же ужас! Там глубина сто метров! – округлила Галка глаза.
-Как говорит мой младший сын: «Ну, не обязательно же нырять до дна». Короче, сходим в разведку, а там будет видно.
Галка отправилась домой, а я занялась голубцами и ушла с головой в воспоминания. Настоящее, это хорошо. Будущее, это замечательно. Но как здорово, что у нас есть и прошлое. История с моей поварской деятельностью заметно подняла настроение. Я мысленно вернулась в то время и опять почувствовала себя молодой, бесшабашной и до предела авантюрной. Эх, как жаль, что нет машины времени… Хотя, почему нет? Наша память, это и есть своего рода машина времени. Покрутил в голове «шарики» и перенесся на пять, на десять, на двадцать лет назад. Боже, сохрани нам память и трезвый ум на долгие годы. Чтобы мы ориентировались в настоящем, будущем и в прошлом. И пусть наше прошлое, помогает нам в будущем.