Увидеть ближнего воочию!

Иоанн Блаженный
(Из книги "Часы ночных блаженств")

     Завершилась история человечества, влекомого не в Брачный Чертог, а в казино и в прелести городской квартиры. Религиозно-компрессивное обывательство перечеркнуто.

    Верно ли, будто человек слабо и вяло проявлен в настоящем, что потенциал в нем только дремлет? Нет! Не существует никакого ‘загнанного подсознания’, репрессированного, задавленного чугунными плитами рационального. Весь человек чудесным образом проявляется несмотря-ни на-что. От него исходит таинственное, нефиксируемое, как инфразвук, сияние Божества.

Тайна в том, что Наш Отец превосходящей любви запечатлен в человеке юро'диво, едва ли видимо. И необходимо преосененно-пророческое зрение – увидеть Его в моем прекрасном ближнем. Катары потому ближних назвали ‘прекрасными’, что видели в них запечатленное лучезарное Божество.

Итак, отрицать обыденное зрение. Стесняться его и совеститься. Ровно насколько я могу позволить себе обыденным, сканирующее-судящим, ограниченным (о, бесконечно ограниченным!) взором взглянуть на ближнего – настолько же убого и неверно вижу и Небесного Отца,сколько бы не ставил свечек на паникадило. 'Как, - спросит дерзновенный ученик, - достичь этой ступени преосененного видения Божества в ближнем?’

Не торопи нашего Всевышнего. Он узрит. Прободит твое сердце в неописуемом и внезапном страстном. Покачнешься и рухнешь, как подрубленное дерево. Но встанешь, отрешь слезу и скажешь: ‘Вот и извлек я благой корень из происходящего. И сердце расширилось на йоту’.
Этой чистой любви, этого обжигающего взора еще  н е   з н а л о  человечество. Его не знают влюбленные в порядок мира сего театральные куклы современности, чье любимое занятие – беззаботно пройтись по мегаполису, заглядывая в витрины магазинов и предвкушая радости от посещения ночного кафе, казино или бара.

Похотные пылинки, блудные взгляды... Нечто сумеречное и преходящее. Перестаньте осуждать человека - святого вышней любви! Однажды похотливые пылинки выветрятся и растворятся в страстно'м огне, в самораспятии невидимого агнца. Человек откроется в сиянии светов чистой любви. И тогда я кажу: 'О, как он прекрасен, этот мой брат, эта сестра, этот сын и дочь'.

Каждый из моих прекрасных ближних таит в себе с полсотни ненаписанных книг. И я с великой радостью читаю эти сумеречные письмена. Содержание этих ненаписанных совершенных пятидесяти скрижалей я и называю истинным существом ближнего - истинным Божеством, запечатленным в нем.

    Видеть, чего никто не видит. Чего он сам о себе не знает. Но вот открылось – и сличил, идентифицировал этого человека, большего самого себя, - с ним самим. Такое преосененное видение ближнего я называю истинно катарским гносисом, истинным познанием и видением Христа и ближнего, видением ближнего воочию.

    Жизнь истинная начинается в час, когда человек засыпает к себе настоящему и становится большим себя самого, и в нем проявляется превечное нечто. Человек существует вопреки правилу. Врачи трижды приговорили его к неизлечимым болезням, к слепоте, глухоте… а он в свои 80 и 90, несмотря ни на что светло мыслит, чисто видит и совершенно здоров, хотя имел не меньше тысячи случаев провалиться куда-нибудь пропадом и исчезнуть бесследно.

    Прекрасная домохозяйка суетится. Приготовила торт, накрыла стол к приходу мужа. Приласкала сына. Уложила в детскую кроватку маленькую дочку... Но таков только внешний ход вещей. А изнутри её - солнечный свет источает жемчужина вышней любви. Душа продолжает свой путь к Отцу Чистой любви среди земных мытарств и бытовых служений. Значение этих ‘приготовила торт’, ‘накрыла на стол’,‘приласкала ребенка’, ‘просидела ночь напролет над больным’ не сводится ни к чему временному, но запечатляется в вечности. Вообще в вечности запечатляются только прецеденты вышней любви, вибрации чистой любви.

    Значение человеческого бытия столь сакрально, что ни одна минута не может быть прожита впустую, потрачена зря. Памятуй о представительности (репрезентативности) общения и твори Универсум в самом ничего не значащем, обычном диалоге: ‘Добрый день!’ и ‘Как дела?’
Прав дорогой наш Чарльз Мерсиека, утверждающий: чтобы достичь истинного диалога с ближним, достаточно выучить на его языке два выражения: ‘здравствуйте’ и ‘как поживаете?’
Здравствуйте – и открытие сердца. Больше ничего не нужно. Дальнейшая беседа потечет без слов.