Загадка хана Бату

Кайрат Бегалин
Я решил продолжить тему, которая была затронута в статье «Династия Джучидов и её тайны». (Она размещена на моей авторской страничке.)
________________________________________


Итак, в 1227 году в Улусе Джучи происходили события, которые прямо или косвенно повлияли на ход истории всего Евразийского континента. Вслед за таинственной смертью хана Джучи последовало не менее таинственное возвышение его второго сына Бату (1).
Правда, «таинственным» возвышение Бату стало благодаря современным историкам, а точнее – их постановке вопроса: почему именно Бату, а не его старший брат Орда-Ежен (2) стал приемником отца? Ни современные исследователи, ни средневековые летописцы не дают на него прямого ответа.. Так может, задать этот вопрос следует иначе? Например так: какое положение занимал Бату в иерархии правителей Монгольской империи?
____________________________



Первенец Чингис-хана оставил четырнадцать сыновей. Из них лишь Орда-Ежен и Бату достигли зрелого возраста. Согласно версии средневековых авторов, после похорон отца между старшими братьями вспыхнул спор, кому из них быть главой Улуса. При этом каждый уступал место другому. Они не пришли к согласию и тогда отправились к Чингис-хану.
Узнав о приезде внуков, дед велел поставить для них три юрты: в белой юрте с золотым порогом он поселил Бату, в синей юрте с серебряным порогом — Орда-Ежена, в серой юрте со стальным порогом — Шейбана, а для Тока-Тимура он не поставил даже крытой телеги. Так Чингис-хан решил спор о престолонаследии.
Современные исследователи считают, будто в этом рассказе изложена всего лишь красивая легенда, на которую нельзя опираться в серьезных исторических трудах. Хотя именно так описывает эти события средневековый автор Абул-Гази Багатур-хан. Причем, продолжение его рассказа мы находим у хивинского историка XVI века Утемиш-хаджи.
Чингис-хан решил выслушать доводы внуков и устроил корунуш, то есть разбирательство. Бату преклонил колени перед правителем Монгольской империи и произнес: «Когда умер наш отец, я сказал Орда-Ежену «Теперь вместо него ты мне стал отцом. Так будь же ханом!». Он отказался, но мне не понятно, по какой причине. Вот я и пришел, чтобы сказать Вам об этом, Великий хан!»
Чингис-хан одобрил его слова и признал, что они не противоречат Священной Ясе, главному закону Монгольской империи. «Почему же ты не согласился?» — спросил он тогда у Орда-Ежена.
Старший внук поклонился и ответил: «Да, Великий хан! Верно, что я старше Бату годами, но наш отец очень любил и избаловал его. С раннего возраста он слушался только отца и не подчинялся мне. Так как же теперь, если я стану ханом, он покорится мне? Ведь по этой причине между нами могут вспыхнуть злоба и ненависть. Поэтому я отказался быть ханом. Пусть уж лучше правит Бату. Я стерплю это и смогу примириться!»
Слова Орда-Ежена до глубины души тронули Чингис-хана. Он даже прослезился, вспомнив старшего сына Джучи, который тоже не хотел ссориться с младшими братьями, уступив им право наследовать титул Великого хана после смерти отца.
Чингис-хан не смог принять решения и сказал: «Ступайте, мы посоветуемся с беками и завтра дадим вам ответ».
На следующее утро дед объявил внукам, что левое крыло Улуса Джучи на реке Сырдарья он отдает Орда-Ежену, а правое крыло на реке Жайык переходит к Бату. Войско тоже было разделено между старшими внуками, но главным считался Бату.
Подтверждение этому рассказу мы находим у средневекового автора Рашида ад-Дина, который пишет, что старший брат Орда-Ежен «был согласен на воцарение Бату, и на престол на место отца именно он его возвел».
Очевидно, на правах старшего брата Орда-Ежен стал опекуном малолетних братьев и сестр, заменив им покойного отца. Кстати, хивинский автор XVI века Утемиш-хаджа пишет по этому поводу, что сам Бату однажды говорил Орда-Ежену: «Ты мой старший брат, который заменил мне отца. Значит, ты мне — отец».
Словом, эти сведения подтверждают исторические факты. Действительно, Орда-Ежен занял главную ставку покойного Джучи, которая находилась на реке Иртыш, близ озера Алаколь. Однако он и сам еще нуждался в опытном наставнике и мудром советнике. Поэтому Чингис-хан направил к нему своего младшего брата Темуге-Отчегина, который был «князем домашнего очага» в семье, откуда происходил правитель Монгольской империи.
Узнав о приезде Темуге-Отчегина, все сыновья и внуки Джучи выехали встречать почетного гостя. Свидание в степи было скорбным, родственники оплакали семейную утрату вдали от посторонних глаз. Затем гость объявил, что Чингис-хан «приказывает Бату по прозвищу Саин-хан(3) занять отцовский престол».
Попутно следует заметить, что на возвышение Бату вполне могли повлиять и родственные связи. Дело в том, что его матерью была Уки-хатун, дочь нойона Елши, который в свою очередь был сыном вождя племени конгират Дай-сэчена и таким образом доводился сводным братом Бортэ-хатун. Иными словами, по линии отца Бату был внуком Чингис-хана и Бортэ-хатун, а вот по линии матери он плюс ко всему был еще и внучатым племянником Бортэ-хатун. То есть по женской линии Бату был связан двойным родством с «Золотой семьей», которую возглавлял сам Чингис-хан.
Как бы там ни было, но, очевидно, дед был заинтересован в скором возвышении Бату и даже направил ему в помощь своего верного соратника и полководца Субедей-багатура. Этот опытный военачальник усилил власть нового правителя Дешт-и Кыпчака, став его наставником.
Отчегин и Субедей действовали решительно. Уже на третий день их приезда Бату возглавил Улус Джучи. По этому поводу состоялся праздник и, когда он был в разгаре, из ставки Великого хана прибыл гонец с черной вестью.
Оказывается, не только Джучи, но и сам Чингис-хан не проявил осторожности во время охоты. Когда известие о смерти Великого хана слетело с уст гонца, праздник тотчас превратился в поминки…


ПРИМЕЧАНИЯ

1) Бату, второй сын Джучи, был рожден Уки-хатун, дочерью нойона Елши. Имя Бату означает «сильный, крепкий». Например, слово «бата» - буквально «усилить, укрепить», а слово «батыр», а точнее «бат-ер» - означает «сильный мужчина».
2) Орда-Ежен был старшим сыном Джучи, рожденным байбище (старшей женой) по имени Сартак-хатун. Иными словами, он обладал всеми правами занять место покойного отца.
3) Саин-хан — означает «благородный хан». Это прозвище Бату получил в юности.



P.S.
Продолжение темы можно будет прочитать в моей следующей статье «Хан Бату и Улус Джучи». Я размещу её на своей страничке чуть позже.