Кашкулак, эпизод 6 - Легенда о Кашкулаке

Сергей Л.Коркин
НАТ. РАССКАЗ АРКАДИЯ

Девственная природа. Степь прорезанная лентой реки. Стада овец и лошадей. Стойбище кочевников. ОТЕЦ-КУДАЙ осматривает свои владения с вершины холма.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Давным-давно, когда люди понимали язык зверей и птиц, а до неба можно было рукой подать, правил миром великий бог Кудай. Легко и просто жилось людям в те времена, всего у них было в достатке, и не знали они ни голода, ни войн.

Два мальчика бегут к Отцу-Кудаю.

Два подростка ловят рыбу острогой.

Два юноши стреляют из лука.

УЛЬГЕН и ЭРЛИК скачут верхом на лошадях.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Было у Кудая два сына-близнеца Ульген и Эрлик. С раннего детства они во всем соперничали друг с другом - каждому хотелось показать отцу, что он сильне и ловчее брата. Но любое их соревнование заканчивалось вничью. Если Ульген вытаскивал из реки огромного карпа, то Эрлик выуживал следом точно такого же. Если Эрлик стрелял из лука, и его стрела летела до самого солнца, то и Ульген легко посылал свою стрелу следом. Если Ульген на своем коне вдруг опережал брата, то конь Эрлика тут же нагонял его.

Ульген и Эрлик купают коней в реке. К берегу верхом на лошади подъезжает мальчишка и зовет братьев к Отцу-Кудаю.

Ульген и Эрлик входят в юрту Отца-Кудая, и он объявляет им свою волю.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Подросли братья, состарился Отец-Кудай, и пришло ему время выбирать, кого сделать вместо себя правителем мира. Но мудр был Кудай и, чтобы не обидеть никого из сыновей, решил он разделить мир на три части.

Отец-Кудай бросает на ковер перед сыновьями бараньи кости.

Отец-Кудай вручает Ульгену лук.

Отец-Кудай вручает Эрлику акинак.

Отец-Кудай объявляет людям свою волю и вручает старейшинам свой щит.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Бросил Отец-Кудай бараньи кости, и выпало Ульгену править верхним миром, Эрлику нижним, а людям достался средний мир. Свою силу и власть Отец-Кудай тоже разделил на три части. Одна досталась Ульгену и он смог решать, кого из людей наградить добром, а кого нет. Другая треть досталась Эрлику и он смог решать, кому из людей причинить зло, а кому нет. А третью часть Отец-Кудай поровну распределил между всеми людьми и предоставил им самим решать, с кем поделиться добром, а кому причинить зло.

Ульген, верхом на лошади, нагруженной вещами, поднимается на высокую гору.

Эрлик подъезжает к пещере и спешивается.

Эрлик, высоко подняв факел, любуется подземными красотами - сталактитами и сталагмитами.

АРКАДИЙ
(за кадром)
И еще повелел Кудай, чтобы души людей, которые при жизни делали много добра, отправлялись после смерти в верхний мир, и их сила присоединялась к божественной силе Ульгена. А души людей, которые причиняли окружающим одно лишь зло, отправлялись после смерти в нижний мир, чтобы их сила укрепляла темную силу Эрлика.

Два охотника спорят из-за убитого оленя. В его теле торчат две стрелы с различным оперением. Каждый доказывает другому, что его стрела была первой и это его добыча.

Спор разгорается, и руки спорщиков тянутся к ножам. Тень Эрлика улыбается. Тень Ульгена хмурится.

Вдруг один из спорщиков уступает. Второй сначала радостно бросается к добыче, но затем окликает первого, и они делят оленя пополам. Теперь хмурится тень Эрлика, а тень Ульгена улыбается.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Умер отец-Кудай, и стали братья бороться за средний мир, потому что привыкли во всем соперничать друг с другом. Каждый хотел склонить людей на свою сторону, но, как ни старались братья, силы их были равны, и всегда получалось так, что ровно половина душ доставалась Ульгену, а другая половина Эрлику.

Ульген и ДЬАЙЫК стоят, держась за руки, посреди степи, усыпанной цветами.

Эрлик верхом на лошади, нагруженной подарками, выезжает из пещеры и, ослепленный светом, прикрывает глаза рукой.

Конь Эрлика взбирается на высокую, поросшую лесом, гору.

Эрлик едет по степи, усыпанной цветами.

Эрлик проезжает через стадо овец, сердито разгоняя их в стороны.

Эрлик видит в небесной долине большое стойбище, где живет Ульген.

Эрлик вспоминает свой унылый мир и стискивает челюсти от обиды.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Но однажды влюбился Ульген в красавицу Дьайык и вскоре пригласил брата Эрлика к себе на свадьбу. Давно не выходил Эрлик за пределы нижнего мира, а явившись на свадьбу, словно прозрел.
Увидел Эрлик, что верхний мир гораздо прекраснее нижнего — что светит там яркое солнце, земля плодородна и пасутся на ней огромные стада овец и лошадей. А в нижнем мире только камни, болота да соленая река из человеческих слез.

Идет свадьба. Все веселятся, и только Эрлик хмурится, но этого никто не замечает.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Затаил Эрлик обиду на отца и брата, решил хитростью завладеть сначала средним миром, а потом и верхним. И время для этого было самое подходящее - Ульген был так увлечен красавицей-женой, что совсем забыл про средний мир. Этим и воспользовался Эрлик. А чтобы люди не сразу заподозрили его в коварстве, решил Эрлик действовать не напрямую, а тайно - через союзника.

Эрлик подъезжает к Кашкулакской пещере. На его зов выходит КАШКУЛАК-КАМ и, завидев Эрлика, пугливо кланяется.

Кашкулак-Кам в лохмотьях и Эрлик, в расшиой золотом одежде, сидят у костра. Кашкулак-Кам угощает Эрлика ужином.

Эрлик делает предложение Кашкулак-Каму, тот благодарно целует Эрлику руки. На лице Эрлика проскальзывает злорадная усмешка. Эрлик дарит Кашкулак-Каму свой кинжал.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Для этой цели выбрал Эрлик молодого шамана, который жил отшельником в глухой пещере и мечтал о власти и могуществе. Носил он меховую шапку с двумя маленькими рогами, больше похожими на мышиные уши, за что люди в насмешку прозвали его Кашкулак-Камом — “Шаманом Мышиные Уши”. К нему-то и явился Эрлик со своим предложением — пообещал дать Кашкулак-Каму власть и бессмертие в обмен на помощь и преданность. С радостью согласился Кашкулак-Кам и поклялся служить Эрлику до конца времен.

Ветер гуляет по выжженной степи, усеянной костями. Грифы терзают тело мертвой лошади.

Семья кочевников хоронит младенца.

Два племени кочевников сталкиваются в схватке. Тень Эрлика удовлетворенно наблюдает за происходящим.

АРКАДИЙ
(за кадром)
И наслал Эрлик на средний мир страшную засуху — реки и озера пересохли, плодородная земля превратилась в пыль и перестала кормить стада. Наступил великий голод. Племена стали воевать между собой за клочки земли, где еще росла трава и текли реки. Мир стал жестоким и злым, но только этого и нужно было Эрлику, ведь каждое убийство прибавляло ему силы.

ГЛАВНЫЙ ШАМАН пляшет вокруг костра. Люди с надежой наблюдают за ритуалом.

Люди прогоняют Главного Шамана и других шаманов из стойбища.

Воин верхом на лошади что-то объясняет столпившимся людям и показывает в сторону Кашкулакской горы.

Кашкулак-Кам в дорогой одежде стоит у входа в пещеру. Ему в ноги кланяются старейшины. Поодаль - жмется друг к другу кучка испуганных юношей и девушек.

Девушку с завязанными руками бросают на колени. По желобу жертвенного камня стекает кровь.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Тщетно просили шаманы Ульгена послать дождь. Не отзывался Ульген, слишком уж занят он был своей молодой женой. Стали шаманы молить Эрлика, но хитер был Эрлик и не ответил никому, кроме Кашкулак-Кама. Великих человеческих жертв потребовал Эрлик за свою помощь.
Отвернулись люди от своих шаманов и прогнали их далеко за пределы родной земли. Ничего не оставалось старейшинам, как идти на поклон к Кашкулак-Каму и вести к нему для заклания своих сыновей и дочерей.

Люди радуются идущему дождю.

В стойбище возвращаются охотники с добычей.

Племя пирует. В разгар веселья появляются чужие всадники и безжалостно истребляют пирующих.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Сдержал Эрлик свое обещание — отвел засуху и болезни. Но недолго радовались люди, потому что выгодно было Эрлику, чтобы вечно царили на земле войны и голод, чтобы снова и снова просили Эрлика о снисхождении. Вновь обрушил он на человеческий мир свою ненависть, и не было уже конца бедам и несчастьям.

Ульген обозревает высохшую степь, остовы юрт и могильные камни, усыпанные вороньем.

Ульген возвращается на небо.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Забыли люди, что можно жить в согласии и достатке. Забыли они и про Ульгена, а когда тот сам обратил взор на средний мир, то было уже слишком поздно — растратил Ульген силы в любовных утехах и не мог уже тягаться с Эрликом, который к тому времени стал в много раз могущественне брата...

Шаманы танцуют вокруг костра перед каменным изваянием Отца-Кудая. Главный Шаман приносит в жертву барана и обильно смазывает кровью губы изваяния.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Но не все так просто смирились с властью Эрлика и Кашкулак-Кама. Еще живы были шаманы-изгнанники. Все эти годы молились они духу Отца-Кудая, пытаясь пробудить его от великого сна. Ведь только Отец-Кудай мог теперь вернуть благополучие человеческому миру.

От каменного изваяния Отца-Кудая отделяется его светящийся призрак.

Призрак Отца-Кудая выслушивает шаманов.

АРКАДИЙ
(за кадром)
И вот настал день, когда ожил дух Отца-Кудая и явился на зов шаманов. Не понравилось Отцу-Кудаю то, что увидел он на земле, но не было у него уже прежней силы, чтобы вернуть все обратно. Единственное, что он мог сделать — научить шаманов, как повергнуть Кашкулак-Кама.

Призрак Отца-Кудая протягивают руку к небу и тотчас одна из звезд вспыхивает ярким светом.

Шаманы наблюдают, как яркий метеорит прорезает ночное небо и падает за холмы.

Шаманы приближаются к месту падения метеорита. В глубокой воронке лежит светящийся желтый шар.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Подарил Отец-Кудай шаманам свое золотое сердце, потому что без волшебства уже нельзя было одолеть черную магию Кашкулак-Кама и злого Эрлика.

Главный Шаман выплавляет из шара сначала амулет, а затем кинжал. Когда изделия остывают, то Главный Шаман соединяет их воедино. Кинжал с амулетом светятся тем же сиянием, что и призрак Отца-Кудая.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Отлили шаманы из золотого сердца кинжал с ликом Отца-Кудая. И было это оружие сильнее любого колдовства на земле.

Шаманы, переодетые воинами, сливаются с потоком людей идущих к Кашкулакской пещере.

Главный Шаман вонзает кинжал в сердце Кашкулак-Кама.

Жертвенный нож Кашкулак-Кама, выскальзывает у него из руки и глубоко вонзается в каменный пол. Сердце (душа) Кашкулак-Кама в виде светящейся субстанции перетекает в кинжал, и он тут же обрастает черным льдом.

Шаманы сбрасывают тело Кашкулак-Кама в глубокий колодец.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Переоделись шаманы в воинов и, под предлогом подношения даров, проникли в пещеру Кашкулак-Кама и поразили его священным кинжалом.

Люди радуются освобождению.

Изгнанные шаманы возвращаются в стойбище.

Ульген дарит людям часть своих овец и лошадей.

Люди подносят Ульгену ответные дары.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Быстро разнеслась по земле весть, что нет больше Кашкулак-Кама. Простили люди друг друга, спрятали боевые луки, отпустили пленных и сами вернулись на родные земли. Быстро окреп Ульген, и вновь воцарилось на земле равновесие между верхним и нижним миром.

Тело Кашкулак-Кама на дне колодца превращается в прах и исчезает без следа.

Черный сталагмит вокруг кинжала (сердца) Кашкулак-Кама разрастается.

Светящаяся субстанция (душа Кашкулак-Кама) выходит из сталагмита, вихрем мечется по пещере и снова прячется в сталагмит.

АРКАДИЙ
(за кадром)
Давно истлело тело Кашкулак-Кама, но его душа до сих пор обитает в Кашкулакской пещере. До сих пор бьется сердце Кашкулак-Кама в черном сталагмите. Год за годом копит Кашкулак-Кам силы, чтобы вновь вернуться на землю и отомстить людям ужасной местью.

На экране - Кашкулакская гора на фоне закатного неба.