Юбилей королевской Семерки. Часть 3

Михаил Горелов
 Грустный юбилей королевской Семерки.
Для замены неэффективной Р-7 в ОКБ Королева разработали МБР Р-9. Эта компактная двухступенчатая ракета весила в три раза меньше чем Семерка. Первый пуск Девятки состоялся за три дня до полета Гагарина. Ракету доводили довольно долго, были проблемы с двигателем, но все же приняли на вооружение. Всего развернули 27 комплексов, но ракет Р-16 , которые стали в наших войсках основными, было в несколько раз больше. Дело в том, что Королев упорно держался за кислород в качестве окислителя. Заместитель Королева Василий Мишин сделал ряд ценных предложений, например, заливать в баки ракеты переохлажденный кислород, что давало ряд преимуществ. Он же изобрел способ длительного ( годами!) хранения жидкого кислорода в специальных подземных хранилищах, но уже и нам и американцам стало ясно, что оптимальным топливом для боевых жидкостных ракет является пара азотный тетроксид + несимметричный диметилгидразин. Не от хорошей жизни немцы использовали кислород на ФАУ-2. Этот энергоемкий окислитель позволил получить заданные параметры ракеты: доставить тонну взрывчатки на дальность 300 км. За это пришлось расплачиваться тем, что боевому расчету приходилось возить с собой небольшой заводик по производству жидкого кислорода. Напомним , что его получают непосредственно из воздуха. Мало кто знает, что у немцев была и другая дальнобойная ракета «Рейнботе». Многоступенчатая ,твердотопливная – прообраз современных МБР! В отличие от ФАУ, использующей кислород, пороховые двигатели этой ракеты позволяли на порядок более легкую боеголовку доставить лишь на 220 км. Боевое применение этой ракеты прошло совершенно незамеченным.
 Следующую ракету Королева ГР-1 не только не приняли на вооружение, но даже не допустили к испытаниям. Не только из-за кислорода, но и потому, что в КБ Янгеля чуть позже создали Р-36орб. Обе ракеты были глобальными т.е. имели неограниченную дальность. Зато, когда парочку нелетающих макетов ГР-1 провезли на ноябрьском параде 1965г. по Красной площади, они вызвали невиданный фурор. Эти трехступенчатые ракеты были самые большие, самые красивые из всех , когда-либо провозимых по главной площади страны. Очень элегантные серебристо- серые ракеты затмили невзрачные зеленые Р-36, главные наши МБР, тоже показанные на параде.
 Еще одна МБР Королева РТ-2 поступила на испытания через месяц после смерти конструктора. Эта первая советская твердотопливная МБР создавалась как аналог американской «Минитмен». Как всегда аналог получился тяжелее прототипа и имел менее мощную боеголовку. В США «Минитмены» составляли 95% парка МБР. В СССР же 60 развернутых РТ-2 составляли лишь 4%, а жидкотопливные (жидкостные, как говорят ракетчики) УР-100 конструктора Челомея развернули аж тысячу штук! Боевым ракетам Королева хронически не везло! Не повезло и печально знаменитой королевской Н-1. Эта мощнейшая РН создавалась для покорения Луны и Марса. Ее грузоподъемность была в четырнадцать раз больше чем у РН «Союз» и составляла 97 тонн! Увы! После смерти Королева, возглавивший ОКБ-1 Мишин так и не смог довести эту ракету «до ума». После четырех тяжелейших аварий ракету сняли с испытаний, а Мишина- с должности. На Луну наши космонавты так и не слетали!
 Подводя итоги можно смело сказать , что Р-7, точнее РН ,созданные на ее базе, стали главным достижением С.П. Королева, а на одной из них- РН «Восток» осуществлена наша главная космическая Победа! Великая, эпохальная победа- запуск в космос Юрия Гагарина!
 Отчего же нынешний юбилей грустный? 50 лет - срок немалый. Ровесники Р-7 имеют разную судьбу. Замечательный лайнер ИЛ-18 сошел с воздушных трасс. Вертолет МИ-26 сменил богатыря МИ-6. «Волга» М-21, которую так любил угонять Юрий Деточкин, стала музейным экспонатом. «Фестивальный» автобус ЗИЛ-158 в некоторых автопарках доживает свой век в качестве ремлетучки. Вот ТУ-95, упомянутый выше, остается в строю. У него есть преемник ТУ-160, но он крайне дорог и выпускается буквально единицами в год. Аналогично поступили американцы. У них есть новый Б-1 и новейший Б-2 (стоит более миллиарда долл. за штуку), но Б-52 тоже летает, хотя ему скоро стукнет 60! Ровесница Р-7 американская РН «Атлас» использовалась долго и успешно , но ныне уже «на пенсии». Семерка в виде модифицированного «Союза» продолжает выводить на орбиту различные спутники, пилотируемые «Союзы», беспилотные «Прогрессы». Мало того. На французском полигоне в Гвиане строится пусковой комплекс для этой ракеты! РН «Ангара», призванная заменить «Союз» все еще создается. Самое интересное, что замена ей давно есть! Это ракета «Зенит». Она создана более двадцати лет назад еще в СССР. При весе в полтора раза больше «Союза» она поднимает вдвое больший груз. Распад СССР сделал советскую ракету украинской. Ее собирают в Днепропетровске. Когда же дождется наша заслуженная Семерка замены?