Маслодел

Михаил Борисов
 Совсем недавно Григорий Тимофеевич Хомутов играл со своей внучкой в «почемучки», - отвечал на ее вопросы, сидя в кресле, попутно одним глазом и вполуха наблюдал за происходящим на экране телевизора.
 В соседней комнате его сын Василий работал на компьютере: решал какую-то задачу по составлению сетевого графика производственного характера. Тот трудился инженером в строительной фирме и часто занимался дома. И вообще, компьютер для того стал чем-то, если сказать хобби - значит сказать очень мало…
 Григорий был образованный человек для своего времени с пытливым умом, но компьютер для него оказался недоступен. Мягко говоря, Хомутов «бросался на него с вилами». Хоть и стоял этот «пик прогресса» в их доме, но старейшина семьи к нему не подходил, боясь нажать не на ту кнопку и что-нибудь испортить. Сын пытался его научить, но тот отказался, сославшись на ненужность ему этой затеи. Он тогда сказал: «Был бы помоложе – тогда другое дело, а сейчас - ни к чему».
 Жена Хомутова хлопотала на кухне.
 Тем ранним мартовским вечером за окном было еще светло, но солнце только что зашло за горизонт. На небе висел серп молодого месяца и блестел на прозрачном чистом небосклоне. Вдали, у самого горизонта, подсвеченная снизу лучами солнца, розовела трасса летящего самолета.
 Внучке Хомутовых шел одиннадцатый год. Она росла любопытной девочкой, и вот дед с радостью отвечал на ее вопросы. Тем более глупые вопросы закончились, а стали появляться все более зрелые, как результат развития любопытства прогрессирующего ума.
 Глядя в окно, она задала деду вопрос:
 - А что там за полоска у горизонта?
 - Какая полоска? – дед, поднялся из кресла и, глядя в окно, стал приглядываться.
 - Вон та – ярко розовая?
 - А? …Понял! Это самолет летит!
 - Деда! А самолет этот далеко летит?
 - Далеко! Видишь у самого горизонта! Судя по тому, что трасса, выпускаемых им газов, расширяется к горизонту, то он летит на нас! Давай засечем время и потом посчитаем, на каком расстоянии ты его увидела! – дед взглянул на часы и засек время, затем вновь сел в кресло и уставился на экран телевизора.
 Девочка стояла у окна и глядела на гаснущую вечернюю зарю, не забывая наблюдать за летящим самолетом. Когда самолет был, готов скрыться за крышей их дома, она встрепенулась и вновь обратилась к деду:
 - Все, прилетел!
 - Кто прилетел? - дед уже и забыл о летящем самолете.
 - Как кто? Самолет!
 - А! …Смотрим время: восемь минут! Он долетел до нас от горизонта за восемь минут!
 - Как будем считать?
 - Неси калькулятор!
 Наташа принесла калькулятор и подала его деду. Тот, поправив очки, стал рассказывать внучке свои действия:
 - Скорость реактивных самолетов примерно девятьсот километров в час! Надо нам найти - сколько он пролетает за одну минуту? Нужно девятьсот километров разделить на…? - Сколько в часе минут? – дед глянул на внучку вопросительно, та, подумав, ответила:
 - Шестьдесят!
 - Девятьсот делим на шестьдесят, – дед надавил на калькуляторе нужные кнопки и показал результат внучке.
 - Пятнадцать километров! – произнесла она.
 - А самолет летел у нас восемь минут! Что нужно сделать?
 - Пятнадцать километров умножить на восемь!
 - Правильно! – и вновь надавил на нужные кнопки на калькуляторе, - Сколько будет? – подставил ей для прочтения табло калькулятора.
 - Сто двадцать!
 - Чего сто двадцать?
 - Километров!
 - Правильно! Значит, за сколько километров находился от нас самолет, когда ты его увидела?
 - За сто двадцать километров!
 - Молодец! - похвалил дед внучку.
 Дед вновь уставился на экран телевизора, а Наташа опять встала к окну. Там уже совсем стемнело и появились звезды. Немного погодя, она снова обратилась к дедушке с вопросом:
 - Деда! А почему Луна все время смотрит на нас одной стороной? Висит на небе, как блин, который наша баба печет?
 - О!? – дед от такого вопроса оторопел и был крайне удивлен. - Это серьезный вопрос!..
 Не зная с чего начать, задумался, задвинул очки на лоб и продолжил со встречного вопроса:
 - Ты знаешь, что Земля и Луна имеют форму шара?.. И движутся по своим орбитам вокруг Солнца? А Луна еще вращается вокруг Земли?
 Та в ответ не очень уверенно, как показалось деду, кивнула, а затем сказала:
 - Мне мама купила красивую книгу о природе - я там читала!
 - Там, в этой книге, разве нет ответа на этот вопрос?
 - Нет!
 - Тогда ты должна знать, что Земля и Луна вращаются вокруг своих осей!
 - Да! Земля вращается вокруг своей оси! За двадцать четыре часа она делает полный оборот. А Луна почему-то не вращается?! И обращена к нам все время одной стороной!
 - Как не вращается?.. Вращается! Только сутки на Луне длятся не двадцать четыре часа, а целых двадцать восемь земных дней, с «хвостиком» – сообщил дед, с любопытством глядя на Наташу и не зная, как та внимает его объяснения. – Ты знаешь, что Луна по своей орбите облетает Землю также за двадцать восемь суток, «с хвостиком»?
 - Да! Знаю!
 - Вот! Один оборот по орбите и один оборот вокруг своей оси происходит за одинаковое время, поэтому нам видна только одна ее сторона! Поняла?
 - Поняла! – неуверенно произнесла внучка.
 - Подрастешь, я тебе объясню еще раз!
 Ответ, который был им дан внучке на поставленный вопрос, для Хомутова считался настолько очевидным и правильным, что ни сколько не вызывал сомнения в его голове, как дважды два – четыре.
 - Отец! Ты не прав! Луна не вращается вокруг своей оси, поэтому мы видим у неё только одну сторону! И не пудри мозги моей дочери! – в разговор Григория Хомутова с внучкой вмешался сын, оторвавшись от компьютера, тот пришел мельком взглянуть на экран телевизора. Это было сказано безапелляционно, с пренебрежением к знаниям отца в области движения планет, которые получил тот еще в школе и самостоятельно, интересуясь астрономией.
 Григорий опешил. Никаких научных открытий в этой области уже давно не происходило, да и не могло быть. Он хватал воздух ртом и ничего не мог толком возразить сыну. Его авторитет в глазах внучки стремительно падал. Василий тем временем, махнув рукой, вновь вернулся к компьютеру и продолжил свою работу. Григорий немного собрался с мыслями, еще раз обдумал свой ответ внучке и, не найдя ошибок в своем ответе, возмущенно обидчиво всполошился:
 - Как не вращается вокруг оси? Поясни тогда! Возможно, я заблуждаюсь!
 - Ничего пояснять не буду! С тобой - все ясно! – отрезал и махнул рукой: отмахнулся как от назойливой мухи или как от недоумка.
 - Если б она не вращалась вокруг своей оси, то на ее поверхности не происходили бы смены дня и ночи! Если б не вращалась вокруг оси, то мы бы видели ее со всех сторон! – тон его голоса становился выше.
 - Не мешай мне работать! Я не хочу тебя слушать! Мне не надо твоих объяснений! - еще раз повторил сын надменно и даже грубо, закрывая дверь в свою комнату.
 Каждое его слово, брошенное в адрес отца, камнем падало на голову Григория.
 - Ты ничего не понимаешь в планетарном вращении! – не унимался отец, пытаясь доказать свою правоту, повысил голос до предела и подумал:
 «Как же я его воспитывал-то? - Никакого уважения! …Мать во всем виновата! Стоило на Ваську гавкнуть, – та сроду за него заступалась, хоть он и оказывался не прав. Она всегда для него искала оправдания. А теперь вот и дожил: оказывается ничего не понимаю – полный идиот…»
 - Ладно! – послышалось из-за двери, - ты много понимаешь!
 На столь громкий разговор сына и мужа из кухни прилетела мать, бросив свои дела.
 - Вы о чем здесь спорите? – вылетела со своим языком супруга.
 - Да, я Наталье объяснял почему мы не видим обратную сторону Луны, а этот, - он показал в сторону сына, - говорит, что я не прав! Главное не желает слушать пояснений! Относится ко мне, как к придурку! Подумаешь! Если компьютеру научился - мнит из себя грамотея! Охламон! Да был бы у меня в свое время компьютер - еще не известно, кто б из нас его лучше освоил! – негодовал Григорий.
 - Ну, и почему мы не видим обратную сторону Луны?
 - Потому что период ее обращения вокруг Земли равен времени вращения вокруг собственной оси! – объяснил суть дела Григорий жене.
 - Вася, наверно лучше тебя знает этот вопрос! – осторожно заметила жена, занимая как всегда позицию сына. – А где об этом можно почитать?
 - Че тут читать-то? Это простая механика! Все элементарно! Подтверждение надо искать где-то в библиотеке! Насколько я помню - у нас книг по астрономии нет! – промолвил он, успокаиваясь самую малость.
 - Ну, попробуй мне на бумаге объяснить! – попросила она, подавая ему листок и карандаш.
 - Как я тебе объяснять буду, если это нужно знать? Знать, как таблицу умножения. Как данность!
 - Объяснить не можешь, а споришь!
 - Если б он хоть спорил? Говорит: «Отвали, придурок!»
 - Что, он так и говорил?
 - Нет! Но даже не хочет пояснить свою позицию! – обиженно жаловался Григорий Тимофеевич жене.
 - Василий! – обратилась мать к сыну, чуть приоткрыв дверь. – Поясни отцу, если такой грамотный!
 - Ничего не буду объяснять! Мне некогда! – отрубил и ей Василий.
 Отец сел за стол на кухне и стал, крутя листок, соображать порядок доходчивого пояснения своих мыслей о движении Луны. Однако у него простое пояснение не получалось. Супруга, видя его творческие муки и оправдывая действия сына, продолжила разговор:
 - Он характером весь в тебя! Ты такой же - сколько тебе не вбивай в голову, что не прав - все равно стоишь на своем и слушать не хочешь!
 - Это ты его так воспитала! Родного отца не уважает! Вас следовало обоих лупить в детстве, а у меня руки не доходили! - и замолчал, подумал о чем-то своем, затем продолжил: - Мои взгляды на какие-нибудь отношения между людьми, могут меняться! А здесь, как в математике - нужно просто знать! Я ведь не спорю с тобой по поводу таблицы умножения!
 - Далась тебе эта Луна?!
 - Не мне далась, а ребенок спрашивает! Я и объясняю!..
 - С Луной или без нее - мне не жарко не холодно. Так и Ваське.
 - Все, хватит! - подвел итог Хомутов и отправился в кресло к телевизору.
 Григория Тимофеевича, охватывало чувство полной беспомощности перед этой тупой упрямостью собственного сына, который сам не знает и с пренебрежением относится к его интеллекту, а также неприязненное чувство к его матери за дурное воспитание. Он их обоих не хотел видеть. На душе у него кошки скребли от обиды и досады. Но сделать сейчас, прямо тут, он ничего не мог.
 «Сидит за компьютером и думает, что он Господь Бог, - раздумывал Григорий Тимофеевич, - забывая, что видит он дальше меня, только потому, что стоит на моих плечах! Да! Знает Васька, конечно, много, но, как видно, не все! Да они сейчас, по-моему, таблицу умножения в школе-то не учат! А тут Луна? Это же все элементарно! Как ему доказать, что я прав? Надо ж и слушать не хочет - говнюк! Одно дело, когда ты не смог доказать что-то в споре, когда ты выслушал и противную сторону - ее точку зрения. А Васька, гад, надменно молчит, делает умную рожу, как бы презирая отца за его низкий интеллект. Откуда он знает о моих знаниях? Да и вообще, как можно оценить знания человека, не вступив с ним в контакт по тому или иному вопросу?.. Молодежь! Они сейчас выявляют интеллект человека по знанию компьютера! По их мнению, если кто-то не знает компьютера - значит не человек! Да из этих молодых вундеркиндов, сидящих за этими умными машинами, большая часть не представляет: какой могучий интеллектуальный инструмент у них находится в руках! Научились кнопки нажимать! Сидят в игрушки играют и думают, что интеллектуалы!
 Руку тренируют!..
 Тьфу! …И наш такой же! Также ночами сидит играет! А туда же - строит из себя умника! … А эта..! …ему во всем потакает! «Васенька у нас умница! Васенька все знает!..» А этот Васенька даже, как оказалось, не знает, как движется по орбите Луна… И отца не уважает совсем… Вот оно женское воспитание! Пороть следовало в детстве! …Обоих!»
 Хомутов сидел в кресле, глядел на экран без внимания. Вечером он с сыном не разговаривал. Он был обижен им до глубины души. Жутко сожалел об отсутствии литературы по астрономии, где можно было б найти статью о Луне и легко доказать сыну свою правоту. Просто дать почитать и все...
 …Ночью проснулся - легче не стало. Из памяти всплыло подобное чувство беспомощности, которое Хомутов уже испытывал однажды в жизни. Но тогда оказалось все проще, но не менее драматичней для него…
 …Хомутов в то время был призван в армию и учился в школе младших командиров. Шли какие-то занятия в казарме. Только что объявлен перерыв. С чего возник спор Григорий Тимофеевич, как ни напрягал память - вспомнить не смог. Суть спора заключалась в следующем: Хомутов утверждал, что миллиард – это тысяча миллионов, а его оппоненты - практически весь взвод, утверждали, что миллиард – это миллион миллионов. Чем они руководствовались в своих умозаключениях, Хомутов не знал. Видимо, простая логическая цепочка: тысяча тысяч – миллион, а миллион миллионов – миллиард…
 (Эти цифры сейчас после инфляции и деноминации стали понятны людям, а тогда при средней зарплате в сто двадцать рублей казались - просто абстрактны).
 Уровень образования у всех сослуживцев - примерно один: десятилетка – как минимум. А эта задачка для третьего класса школы, и вдруг такое заблуждение! Хомутов тогда, в одиночестве, выступил в защиту математики против всего взвода, в том числе и командиров. По началу, под давлением всего состава взвода, в его сознание вкрались сомнения, однако это длилось мгновенье. Известно, чем мог закончиться для него спор с командирами: бессрочной отправкой на работы по чистке сортиров. Тем не менее, Гришка стоял на своем! Для него истина стала дороже! Вот и тогда он испытал чувство полной беспомощности перед тупым упрямством личного состава своего взвода.
 Каких эпитетов он наслушался в свой адрес! Самые безобидные тогда были: «бестолочь» и «упрямец». Личный состав взвода, глядя друг на друга и находя взаимную поддержку, наверно, надеясь, что истину можно получить большинством голосов - измывался над ним, как хотел.
 Так продолжалось до конца занятий. Гришка же не обращал на оскорбления никакого внимания, а только искал способ доказательства своей правоты. Но где найти в казарме учебник для третьего или четвертого класса и как доказать свою правоту, он не знал.
 Заместитель командира взвода уже готовился отправить Хомутова уборщиком в сортир, но упрямец пошел на крайнюю меру. Он решил идти на спор со всем взводом, поставив на него свой ежедневный пай сливочного масла - за предстоящие два месяца. От лица взвода выступил командир другого отделения, выставив на спор недельную пайку масла своего отделения с единодушного согласия личного состава. Все, конечно, это незаконно, но так было.
 Разнимал спорящих заместитель командира взвода, требуя за свою роль арбитра в споре, трехдневную пайку масла.
 На доказательство своей правоты Хомутов взял два часа. Ему их великодушно предоставили, в аккурат до занятий по чистке оружия.
 Доказательства своей правоты, Гришка тогда нашел в учебнике по политподготовке.
 Когда взвод, получив оружие, расположился за столами, Гришка раскрыл этот учебник, где находилась статья о населении Советского Союза. Там было сказано, что оно составляет двести пятьдесят миллионов человек. Он записал эту цифру на отдельном листке бумаги. Никаких возражений у личного состава не возникло - все единогласно согласились.
 Затем он открыл этот же учебник на статье о Китае, где говорилось, что его население составляет один миллиард «с хвостиком» человек. Но писать цифру на бумаге не стал, поскольку их спор по существу состоял из разницы во взглядах, на то, как записать на бумаге миллиард: девять или двенадцать нулей после единицы. С его доводом, о том, что в Китае миллиард жителей также никто не спорил. Это слово оказалось напечатано на странице учебника черным по белому…
 Наконец, он открыл этот учебник на странице о народонаселении Земли, где утверждалось, что жителей Китая, в четыре раза с небольшим хвостиком больше, чем в Советском Союзе и показал это место в учебнике. Никто не возражал. Тогда Хомутов на листке - двести пятьдесят миллионов жителей Советского Союза умножил на четыре с небольшим и получил цифру, против которой никто не возражал – миллиард, но не с двенадцатью нулями после единицы, как считал весь взвод, а только с девятью, как утверждал с самого начала Гришка.
 И тут личный состав взвода взорвался.
 Сразу все перешли на его сторону, а некоторые говорили, оправдываясь, что они якобы с самого начала также были убеждены в правоте Хомутова, но позиция командиров и товарищей сбили их с толку. Теперь - де они не желают отдавать масло, в общем-то, из-за дурацкого спора ни о чем! Особенно протестовал, что естественно, личный состав того отделения, командир которого вступил в спор с Хомутовым от имени взвода.
 Но здесь вмешался заместитель командира взвода со своим личным материальным интересом по поводу трехдневной порции масла за своеобразный арбитраж. Он отвел Гришку в сторону, который уже хотел отказаться от материального удовлетворения, и произнес:
 - Не вздумай отказываться от масла! Дураков надо учить! Требуй масло, а я тебя поддержу! – забыв, наверно, что и сам недавно выступал на стороне «дураков», готовясь отправить Хомутова в сортир.
 На следующий день во время завтрака командир проигравшего отделения молча поставил тарелку с маслом перед Хомутовым. Тут же появился заместитель командира взвода и, отхватив чуть не четверть от куска масла, рассчитанного на десять человек, размазал его по своему куску хлеба, подмигнул со словами:
 - Не будут спорить! – и удалился.
 Хомутов в тот день съел два бутерброда, состоящих из тоненького куска хлеба с обильным слоем масла. Масла было больше, чем хлеба. Остатки масла разделил между товарищами по отделению. На следующий день все повторилось. На третий, не смотря на недовольства со стороны друзей, остаток масла, после ухода заместителя командира взвода, разделил пополам и половину вернул проигравшей спор стороне. А в последний день все масло вернул проигравшему спор отделению.
 Хомутов тогда и без масла удовлетворился выигрышем в споре. Откажись его оппоненты выдать ему масло, он бы вряд ли смог с ними совладать. Видимо, только власть заместителя командира взвода помогла ему получить выигранное масло. Но после того спора во взводе к нему прилипла кличка: Гришка – «маслодел». Тогда все удивлялись и изумлялись тому, как он лихо, на всеобщем заблуждении в простой истине заработал целый килограмм масла.
 …На следующий день после размолвки с сыном по поводу вращения Луны, Григорий Тимофеевич сел за завтрак вместе с Василием, хотя всегда завтракать садился позже. Когда его супруга убрала тарелки и разлила по чашкам чай, Хомутов старший, сидя напротив сына, начал без подготовки:
 - Будем считать, что сахарница, стоящая на середине стола - это Земля! Чайник, стоящий на конце стола – это Солнце. Моя чашка – это Луна! – он стал обводить чашкой вокруг сахарницы на определенном расстоянии, имитируя движение Луны по орбите, при этом ручку чашки держал все время в направлении сахарницы, тем самым показывая ее одностороннее обращение к сахарнице. Когда был совершен полный круг чашки вокруг сахарницы, она сделала полный оборот вокруг своей оси - Видишь - один оборот вокруг оси - равен одному обороту по орбите!
 - Не понял? – промычал Василий, наблюдая за действиями отца.
 - Для убедительности я сейчас поверх чашки установлю ложку, которая после совершения «облета по орбите» совершит полный оборот вокруг оси чашки, – как можно медленней говорил отец и, установив ложку на чашку, стал вращать ее, держа ручку чашки все время в направлении сахарницы по предполагаемой орбите вокруг нее. Ложка сделала вместе с чашкой полный оборот. - И ничто не противоречит фактическому движению Луны! Ты понял?
 Супруга, смотревшая за действиями Григория Тимофеевича с другой стороны стола, после второго оборота чашки произнесла:
 - Правильно говорит отец! Так она и движется!
 Сын не возражал и не соглашался. Допив чай, встал и молча удалился в свою комнату. Вскоре входная дверь их квартиры хлопнула, - он ушел на работу.
 - Вот, засранец! Ничего не сказал! Он нас, своих родителей, считает за круглых идиотов! – Умник! Будто он родился, вырос и выучился самостоятельно!.. Будто с его рождения началась история мира! А мы с тобой вообще в его появлении на свет ни при чем! - с глубоким сожалением, прерывисто и глухо пробурчал Хомутов, когда они остались с женой вдвоем.
 - Не обижайся Гриша! Плюнь ты на эту Луну!
 - Если б только в одной Луне было дело!.. Все дело в уважении родителей!
------------------