А под маской было звездно. Тайна Маргариты

Сушко Любовь
ТАЙНА МАРГАРИТЫ

А за маской было звездно….
А.Блок


Сначала я не поняла, зачем мне понадобилось вдруг перечитывать «Код». Но вдруг стало понятно, что это не только увлекательное повествование, а творение, в котором есть еще тайный код, если не ко всем, то, ко многим произведениям классической литературы.
И взор сразу обратился к «Мастеру и Маргарите»
Загадка романа века, тайна Маргариты вдруг стала если не ясна, то почти понятна.
Кто скрывался за маской ведьмы, зачем нужен был, как кульминация сюжета романа, Бал Сатаны, почему она должна была встретиться с Мастером и Воландом?
Все становится на свои места, и задыхаешься от открытия, которое можно сделать вдруг.
Думаю, хотя и прежде это было почти очевидно, но без Брауна почти не реально.
Итак , прочитав еще раз «Код», мы открываем роман века, и перед нами знакомый до боли текст, цитаты из которого можно прошептать и когда разбудят среди ночи, немного особняком «роман в романе» повествование о Пилате и Иешуа, похождения бесов в современной Москве, история любви Мастера и Маргариты, которую как только не называли, и странной, и сумасшедшей, и абсурдной. Она, несомненно, трагична, хотя много раз ловила себя на мысли, что чего-то не понимаю, и большой трагедии не чувствую, даже после их ухода в один день, и известия о том, что эти двое не заслужили света, а заслужили только покой.
Все и так, и не так. Думаю, в заблуждение нас вводит посыл уже к тому, что сам автор родился в семье священнослужителей, и людей глубоко верующих, потому немного странной кажется его история Иешуа, ведь перед нами скорее человек, чем бог, гениальный проповедник, способный повести за собой и убедить многих в своей правоте, но он словно бы лишен всего того ареола к которому мы уже привыкли.
Это ведь значительно позднее появится на экране и « Последнее искушение Христа», и « Страсти Христовы», я уж не говорю о «Догме». А в те времена, когда господствовал лютый атеизм, и вообще ничего не говорилось о вере, то, что писал Мастер и наш великий писатель, могло показаться странным для истинно верующих людей, да что там, крамольным, не потому ли роман не мог быть напечатан, и подвергся критике и нападкам? Но так подозреваю, что верующие люди о книге мало знали, или вообще не ведали.
А для всех остальных, кто был страшно далек от христианства и имел о нем довольно смутное представление, если вообще имел, это повествование о столкновении добра и зла, проповедника, который считает, что все люди добрые, и правителя. Его головная боль волнует больше, чем предстоящее распятие, за что он и поплатится в дальнейшем, и переживает он, в первую очередь за то, что лишился врача, способного его от той боли избавить, а уж потом о том, что казнен невинный - чисто житейская и понятная каждому ситуация. Если болит голова, то никакие идеи и теории нас особенно не волнуют. Мы привыкли судить гениев по собственным меркам, и не допускаем даже, что знают они значительно больше и видят дальше. И есть еще что-то тайное, что передавалось из века в век, охранялось, и оставалось для остального мира сокрыто от глаз, хотя особенно и не пряталось. Ведь всем известно, что если ты очень хочешь, чтобы чего-то не нашли грабители, то лучше всего положить это на более -менее видное место. И пока они будут проверять все тайники, умаются и так и не заметят этого.
И должен был появиться Дэн Браун с его мгновенно ставшим знаменитым романом, чтобы мы все вдруг увидели, вспомнили, поняли, о чем же роман века и кто такая Маргарита. Перед нами пленительная женщина, королева, ведьма случайно встреченная на пути Мастером, писателем, рискнувшим написать другой роман о пророке, а потом другим Мастером, когда-то он был хранителем света, в со временем стал повелителем мрака - такое случается сплошь и рядом.
И этот роковой, но не любовный вовсе треугольник возник именно в Москве 30-40 годов, где пожар полыхал, как мы знаем, сильнее, чем во всех остальных точках земного шара. Они сошлись, чтобы попытаться в последний раз перевернуть этот мир, стоявший на краю пропасти не по их вине.
То, что касается Маргариты, которая появляется сначала только в рассказе Мастера в 13 главе, в собственной персоной в19, и самой первой во второй части, то сразу возникает вопрос, почему она ушла из устроенной и очень благополучной жизни, а по тем меркам просто уникальной - в неизвестность. Зачем ей все это было нужно? Странный каприз, чисто русское « с жиру бесится» - это самое простое объяснение странной ситуации. Любовь? Но ведь Мастер немощен, отрешен от мира, и не способен даже защитить свою женщину. Это действительно странная, почти неправдоподобная любовная история, если не рассматривать ее шире, а видеть только чувства двух людей. Но ведь там скрыто что-то еще уникальное, то , что заставляет их быть вместе. Почему Маргарита так трепетно относится к роману, и помнит его наизусть. Почему именно роман при встрече с ней будет цитировать искуситель Азазелло. Только ли как напоминание о пропавшем любовнике, или это тайный знак чего-то совсем иного? Здесь ведь тест становится для героев своеобразной новой «Библией», вряд ли мы запомним даже очень талантливое творение, если оно только литературное произведение, а не первый шаг к новой, иной вере.
Не сотворил ли Мастер нечто, что заставило измениться и саму Маргариту ( как и в свое время Магдалину), и заставить бороться за него.
И когда так думаешь, то сразу вспоминается загадочная улыбка самого Булгакова, который, кстати, с Мастером себя не настолько уж и отождествлял, хотя, конечно, он не мог не передать ему и собственных черт и размышлений о реальности, но там проступают явственно и другие гениальные личности. Сколько говорилось исследователями о Мольере и Гоголе, недаром была написана и «Кабала святош» в том числе.
Но почему, появляясь только во второй части, Маргарита становится главной героиней, и если вынуть ее из повествования, как было в начальных редакциях, то это совсем другой роман. И он не просто другой по сюжету, там исчезает нечто, та самая загадка и тайна, которая, как и в повествовании Брауна не дает отвлечься и расслабиться, и несет в себе основную суть, хотя она и ускользает до поры и до времени.
Именно Булгаков рискнул не только в атеистическом мире написать роман о проповеднике, за чьим образом угадываются некоторые черты Христа, но он нам с самого начала показывает, что перед нами человек, а не бог. Умный, яркий гениальный, но человек, который в конце того повествования будет казнен. И с ним ли именно встретиться прокуратор на небесах, это еще вопрос, потому что все остальное пространство романа занимает не он, а именно Воланд, это он вынужден творить добро, так как умеет и понимает, и наказывать злодеев, как-то уменьшая то количества зла, которое остается в этом мире. Присутствия другого мы вовсе в этом мире никак не ощущаем. После казни и похорон, и расправы над Иудой, он исчезает. И не потому ли не раскаивается Иуда, и не собирается уходить из жизни, что не считает себя в чем-то виноватым. И нужны все усилия Пилата и Афрания, чтобы убрать и наказать его за предательство.
Да и может ли быть по-другому в мире, куда его огнем и мечом привел перепуганный до смерти князь. И еще несколько веков священники только пытались соединить новую веру со старой, и у них ничего не получалось.
Можно сказать, что у нас особенный путь, но ведь и во всем остальном мире тайные общества во все времена защищали Вечную Женственность и Прекрасную Даму, и теории эти, угасая от страшного насилия и расправы, возникали снова и снова. Уничтожить их до конца оказалось невозможным.
И в начале 20 века, незадолго до появления Мастера, в эпоху, названную серебряным веком, философы и поэты воскресили идею о вечной женственности с невероятной мощью, и если бы не бунт « бессмысленный и беспощадный», то, возможно, она, наконец, бы победила.
После бури наступило затишье. Хотя 30 годы были страшнее многих, и именно в это время молодой, блестящий писатель, которому удалось в какой-то мере остаться успешным и востребованным в реальности, о чем свидетельствуют и его пьесы, и внимание тирана, он пишет роман, который не может быть напечатанным. И работает над ним почти два десятилетия с завидным упорством. Вероятно, это случилось потому, что когда рухнула старая вера, да еще как рухнула, вместе со всеми храмами и служителями, чего только тайное письмо о священниках вождя стоит, именно он, как Маргарита, живущий без особенных проблем в своем мире, решил нам открыть тайну, и построить храм новой веры.
А для этого ему понадобился Мастер, способный поведать миру правду о Иешуа, Маргарита, и другой Мастер, который способен что-то изменить в этом мире, отыскать королеву и провести в Москве бал. Ведь не случайно же Воланда все время окружают масонские символы и знаки (бриллиантовый треугольник, черный пудель, таинственная внешность, способность проникнуть в любую точку планеты, сместить строй и правительство).
Путь героя-писателя оказался страшен и мучителен, как и всех, кто пытался рассказать и защищать правду о Христе, человеке, а не боге. Недаром писатель так упорно изучал все возможные источники, которые только можно было найти в то время. Но еще страшнее оказался путь его возлюбленной, как мы помним, она должна была превратиться в ведьму.
И вот здесь начинается очень медленно вечная история о соединении мужского и женского начала в постижении мира. Когда мы повторяем фразу о том, что воспринимаем мир по-разному, то не до конца понимаем, вероятно, в чем та самая разница. Булгаков ясно показывает, что мужчина существует вне реального времени, а женщина именно в нем, потому что она должна рожать и растить детей, и заботиться о продолжении жизни. Но недаром именно Браун много пишет о сексе, как священнодействии, о соединении в храмах с жрицами посвященных, описывает самый главный обряд братства.
 В этом случае, а нам это чаще вовсе неведомо и непонятно, мужчина, именно через женщину и обряд проникает в реальность, в настоящее время из своего пространства, где оно вовсе не течет. И может он сделать это единственным способом, соединившись с Магдалиной, Маргаритой, с жрицей. И только она остается не просто прекрасной Дамой, но и богиней, которая и дарит жизнь и этот мир мужчине, без нее в реальность не способному проникнуть. Только она позволяет ( или не позволяет) ему оставить в этом мире потомство и дарит бессмертие. Без нее он остается только философом, принадлежащим вечному, но не настоящему, он не может воплотиться.
И писатель понимал, как и посвященные, что, опорочив женщину, сделав из нее падшую или ведьму, мужчины отрезали себе возможность в это мир возвращаться, снова возрождаться в нем. Они уничтожили медленно и верно и себя самих.
Но нам не было ведомо и другое - истинная суть ведьмы, с которыми так яростно расправлялись христианские священники, когда им удалось захватить власть.
Ведьма - это богиня на земле, Берегиня, хранительница, обладавшая тайными знаниями и способная, вероятно, и на небесах обитать. Но в те темные времена сначала античные богини любви, Венера, Афродита, а потом и славянские стали именно ведьмами - страшными существами, якобы несущими в мир зло, с которыми лучше всего жестоко расправиться, чтобы и духу не осталось. Они о небесах забыли, разучились летать. Любовь стала лютым злом, секс чем-то постыдным , почти преступным, а воцарились мужчины, которые за собой оставили право совершать обряды, и они стали последней инстанцией при общении с Богом.
Не потому ли мир и покатился в пропасть, и сгорел в тех самых кострах, в которых ведьм и сжигали. По-другому он просто и не мог оставаться.
Богиня превратилась в ведьму, а та в падшую женщину, дорогую куклу, которая больше ничего не решала, и оказалась полностью во власти мужчины царившего какой-то срок на небесах и на земле.
Но рано или поздно этот колос на глиняных ногах должен был рухнуть, дерево без корней и связи с миром погибает. Оно и без того слишком долго продержалось уже засохшее и мертвое. А это и был тот священный дуб, с которого у язычников мир и начинался, и дорога пролегла в небеса.
Но мудрецы не могли не понимать, что его не воскресить, если богом будет считаться мужчина, а женщине не вернуть ее божественную суть.
 И во все времена, как и в романе неожиданно сталкиваются мужчина и женщина - он в вечности, она в реальности, соединяются в священном обряде, чтобы он познал реальность, а она вспомнила о том, что тоже принадлежала вечности, но ее изгнали на землю, заставили забыть о том, что она была когда-то богиней Любви и Лада ( в славянском варианте - хранительница порядка). Но обряд длится так недолго, что мы не успеваем о том вспомнить, и только немногие вдруг прозревают. Не потому ли секс и стал считаться таким постыдным у христиан, что женщина могла вспомнить, вернуться к первоначальной сути богини, подняться снова на небеса. Допустить этого было никак невозможно.
И даже Яга со временем становится не Берегиней, а все более кровожадным чудовищем. Вот и Маргарита почему-то переживает весной именно странное томление, прапамять словно бы вырывает ее из покоя и уюта особняка и бросает на улицу. Желтые цветы, которые так не нравятся Мастеру - это символ ее измены себе самой, тому, что она позабыла о богине в себе, и даже о ведьме, а стала просто никем « развенчанной тенью», как называл своих возлюбленных Поэт ближе иных к Вечной женственности подошедший недавно - А.Блок. С каким постоянством он искал ту единственную, способную подняться на небеса, и вернуть себе божественное начало, но они неизменно разочаровывали его, ускользали, исчезали. Оказались неспособными пройти тот страшный путь познания и возвращения к своей истинной сути. Вероятно, ничего не получилось бы и у Маргариты, если бы не появился в тот момент Воланд и Мастер не написал свой роман.
У него разные имена и обличия, но по мифам античности мы знаем, что он был когда-то Утренней звездой - богом - хранителем света - Люцифером, в года роковые утратил свою власть, и когда Венера стала просто блудницей, он был свергнут, помещен в подземный мир, и стал хранителем Тьмы.
Странный и страшный путь для бога.
На этот раз все совпало. Мастер, постигший истину, и в ужасе уничтоживший свое творение, Маргарита, которая переживает непонятное, страшное томление и Хранитель Света, но вероятно, теперь тайный властелин, все время призванный в этот мир возвращаться. Изменивший свой облик до неузнаваемости, только он его и не покинул еще, когда все остальные исчезли бесследно.
Вероятно, Воланд решил предпринять еще одну попытку для того, чтобы все в этом мире изменилось, вернулось к истинной сути своей. Для этого ему и нужна королева бала. Не для этого ли он и крамольную рукопись спасал. Она не могла быть уничтожена, должна была вернуться в мире.
Именно она может изменить этот мир, и пролить свет на многие тайны его- Христос ( Иешуа) - реальный живой человек. Он потряс устои мира и погиб в страшных муках. Но последняя надежда остается не на него, а на Маргариту, она связывает вечность с реальностью, и потому она становится королевой бала. Мужское начало в лице Мастера не выдерживает, прячется от мира и исчезает, тогда вольно или невольно и появляется Маргарита, которая после встречи с ним не может оставаться прежней. Она должна спасти и Мастера, и рукопись, и этот мир. В ней просыпается богиня, еще смутная и непонятная пока. Ей предстоит проделать обратный путь к себе истиной.
Она сначала превращается в ведьму - богиню на земле, и проходит тяжкий пусть от кладбища, от могилы , к реальности. Она обретает молодость и красоту, снова учится летать, вырываясь из ада. Недаром они живут в подвале - символизирующем тот самый подземный мир, да и прекрасный особняк только внешне отличается от него . Потому Бал и становится кульминацией в романе - это ее преображение, она проносится по бесконечным залам- временам и эпохам, столкнувшись со всеми отравителями и выслушав их истории. И только Любовь- Лада позволяет ей выдержать все муки, преобразиться и переродиться окончательно. И роман она спасает еще и потому, что там вся правда и о ней, а не только об Иешуа скрыта. У нас на глазах королева ведьм ( Богиня Венера, Афродита, Лада) находит путь в небеса, и помогает ей в том, тот, кто был хранителем света.
Когда - то она уже проходила этот путь Лада - Яга ( Ведьма) - развенчанная тень - теперь ей суждено двигаться в обратном направлении.
И она уносится вместе с Воландом, на небеса, а не в поземный мир, что также свидетельствует о том, что преображение совершилось.
Пока ей дарован покой, но это передышка (чистилище), перед последним восхождением. На этом повествование и обрывается. Мастер остается только летописцем всего, что происходило. Он занимает именно предназначенное ему место.
Тогда и возникает вопрос. А что с ними случится дальше, в той вечной жизни. Он получил покой и возможность творить («что ж пора приниматься за дело, за старинное дело свое», - напишет А.Блок после разрыва с любимой женщиной), но может ли Маргарита, все пройдя и так много получив, довольствоваться покоем?
Богиня - Прекрасная Дама - Ведьма - развенчанная тень в христианском мире - вот тот путь, который прошла наша Лада, когда мир стоял на краю гибели, и она перестала почти существовать. И только в последний миг вырывает ее Воланд вместе с Демонами из такого состояния и напоминает о том, кто она такая на самом деле.
В сущности, писатель, который мучительно искал новый путь, и открыл для нас великую тайну, и указал путь к спасению этого мира.
Он не был по-настоящему нов, но должен был наступить момент истины , и появится Воланд, и отыскать Маргариту, чтобы все сошлось в этом пасьянсе, и мы увидели и поняли все, что творится на самом деле. Но прошло еще больше, чем полвека, прежде чем Дэн Браун написал еще один роман, ставший кодом к роману века. Ему удалось отразить все те проблемы, поиски и открытия, которые делались на протяжении веков. И теперь уже и мы видим, что и как происходило в мире, и мы вслед за Булгаковым находим свой Грааль, свое сокровище, и подходим к разгадке вечной тайны бытия и сознания человеческого.
Богиня, хранительница, любовь , вера и надежда, в возврате к ней - вечное спасение, и кажется сделать это еще не поздно.