О поэзии и поэтах, эссе

Галина Томилова
О поэзии и поэтах

Поэзия - это звук, вибрация. Поэзия - это дух, энергия. Поэзия не бывает современной и несовременной. Поэзия - вне времени и пространства, поэзия из вечности, поэзия - сама вечность.
Вечность - это просто, вечность - это настоящее. Настоящее и свое. Не подслушанное, не подсмотренное, а прочувстванное, выстраданное и выношенное внутри. Или, что свойственно настоящим поэтам, умение входить в состояние своего героя, будь то дерево, река, метель или человек, и, пользуясь языком, как инструментом, облечь то прочувствованное состояние в Слово.
Для поэта свойственно также чувство слова. Чувство это означает для поэта то же самое, что для музыканта музыкальный слух, но слышать мало, музыкальным слухом обладают многие, а воспроизводят ноты в абсолютной чистоте - немногие, для этого необходимо еще владеть инструментом, для певцов, к примеру - голосом, для поэтов - языком, т.е. словом.
Но слово, само по себе не является носителем энергии, слово может нести информационную нагрузку, все равно, что неспетая нота. Для того чтобы слово завибрировало, зазвучало необходимо придать ему энергию, вдохнуть в него жизнь, одухотворить. И только тогда стихотворение оживет, зазвучит, даже если оно читается "про себя".
Этим даром обладают настоящие поэты. Форма, для поэзии вторична, все равно, что для любви. Хотя, конечно же, имеет огромное значение, но все же - вторична. И, как правило, дар поэта сам выбирает форму для того, чтобы выразить то или иное состояние души или природы. И когда мы соприкасаемся с настоящей поэзией, она звучанием своим входит в контакт с нашими душами, осознаем мы это или нет.
И настоящие поэты, уходя, сами становясь духами, оставляют нам не свой след, а самих себя, свой звук, свою вибрацию, заключенную в ту или иную стихотворную форму. Поэтому настоящая поэзия всегда в настоящем, настоящая поэзия всегда современна, и всегда несет собой очищение. Она проясняет души и умы, и она чрезвычайно благодатна.
Такова поэзия "золотого" и "серебряного" века. Такова поэзия С. Гудзенко, Н. Заболоцкого, Д. Самойлова, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Р. Рождественского, Ники Турбиной и многих других. К счастью - многих, но все-таки не настолько многих, насколько хотелось бы.
Поэзия не бывает совершенной и несовершенной, поэзия всегда - совершенна, как солнце, как снег, как трава, как дождь, словом, как все настоящее, даже если и не облечена в четкую форму, обусловленную звонкой рифмой. Поэзия не бывает мужской или женской. Для человека, обладающего даром, чувством слова обозначения поэт и поэтесса звучат примерно так же, как человек и человекотесса.
Не правда ли странно? И неважно, сколько у нас в России приходится на поэтов - мужчин поэтов - женщин и почему. Просто - всему свое время. И спорить об этом, и мучить вечность этим вопросом, и всерьез "типизировать" женскую поэзию - глупо, также глупо, как "типизировать" любовь, перед которой равны все: и стар, и млад, и женщины, и мужчины, при одном условии, если любовь настоящая. А если нет, то и суда нет. И судят поэзию, и делят ее на мужскую и женскую только те, кто даром не обладают и если оставляют после себя нечто, то не звук, а след и тот в умах "профессионалов".
Настоящий поэт самодостаточен, и, как правило, радуется встрече с себе подобным, способен оценить и почувствовать его дар, так как чувствуют себе подобных представители животного мира.
Настоящий поэт всегда знает, что он или она - поэт, знание это подспудно и непоколебимо, и унизить поэта, а тем более убедить его в том, что он не поэт никакой, даже самой блестящей, выверенной, логичной критикой, невозможно. Это есть еще одна составляющая дара.
Примеров и свидетельств тому множество, не стоит и приводить их, настолько они явны и известны, всем, кто имеет счастье соприкасаться с русской поэзией. Вечность, наделяя даром, не оставляет поэтов беззащитными. Иначе, поэты, не успев родиться, уходили бы немедленно, настолько они чувствительны к окружающей среде, а среда редко бывает благоприятной, практически всегда она инородна. Поэты - всегда на поле брани. Оттого, вечность защищает поэтов знанием, знанием своего предназначения.
Среда 90-х прошлого века и начала нынешнего, как никогда, неблагоприятна для поэзии. Причина одна - нынешний государственный строй провозгласил национальной идеей - всеобщую капитализацию, попросту - материальную прибыль любой ценой. Такая идея полностью исключает духовное начало человека. Оно ей невыгодно и вступает с ней в противоречие.
Поэты, которые всегда в России несли, хранили и утверждали духовное начало, прежде всего, любовь к отечеству, для новоявленной национальной идеи - враги. Души остались без присмотра, без воздуха, без пищи, без Веры, Надежды, Любви.
Как следствие - все усугубляющаяся демографическая ситуация. Души не хотят здесь жить и не хотят здесь рождаться. Для глубоких и чистых душ, которые в большом количестве всегда нарождались в России нынешнее бездуховное пространство все равно, что безвоздушное.
А поэты - безмолвны, вернее их не видно и не слышно, по причине невостребованности новой национальной идеей. Литературные ниши забиты хламом, графоманией, или, "прикуплены" национальной идеей. Культурное пространство или приватизировано или разрушено вовсе, на телевидении - шабаш, журналы и газеты печатают "своих", настоящего там или нет, или в небольших дозах.
Где вы настоящие поэты?! Где ваш чистый звук, где ваши одухотворенные и живые стихи?! Вы нужны России как воздух! Не верьте, когда говорят, что поэзия не востребована, не востребована графомания, поэзия востребована. Народ он все понимает и все чувствует. Старайтесь, как можете. Помните у Окуджавы: "Не оставляйте стараний, маэстро, не убирайте ладоней со лба". Я желаю вам выстоять, выдержать, не сдаваться и помнить, что вечность с вами, вы сами - вечность. Я не оставляю надежды на встречу с вами где-нибудь и когда-нибудь.