Юбилей королевской Семерки. Часть 2

Михаил Горелов
 Незаметный юбилей королевской «Семерки».
Миновало 21 августа. Юбилей Р-7 прошел незамеченным. Объяснить это легко. Испытание, пусть и удачное, всего лишь рабочий момент в жизни ракеты. Триумф «Семерки» наступил 4 октября 1957г., когда был запущен Спутник (кстати, пуск проводился ночью, и по местному времени было уже пятое октября). Для боевого расчета это было обычным летным испытанием ракеты. Просто пуск проводился по более пологой траектории. Пуск оказался удачным и на этот раз. Американцам запустить свой спутник с первого раза не удалось. Запуск Спутника вызвал в мире неожиданно неординарную реакцию. Американцы были шокированы, ведь они раструбили на весь мир, что запустят свой сателлит в рамках ,проходившего тогда Международного Геофизического года, а тут вдруг их опередили русские! Видимо 4октября и будет отмечаться как золотой юбилей не только Спутника, но и «Семерки».
 Еще одна малоизвестная деталь. Как известно из сообщения ТАСС вместе со спутником вышла на орбиту последняя ступень РН. Так вот эта самая ступень имела длину 28м. и весила шесть с половиной тонн! Сам спутник весил 83 кг. Второй спутник вообще не отделялся от последней ступени , и, запущенная в космос конструкция весила 7 тонн при длине 30м! На втором спутнике полетела в космос собака Лайка. Ей суждено было погибнуть. Западные СМИ подняли по этому поводу вой. Особенно усердствовали англичане. Жалко конечно собачку, но чья бы корова мычала! Ведь за год до этого Англия и Франция напали на Египет . Наряду с людьми под английскими бомбами гибли и собаки! Но мы, кажется , немного отвлеклись.
 Путь к созданию МБР был долог. Королев предлагал доделать немецкую ракету большой дальности А-9/А-10, проект которой был детально проработан, но , к строительству которой , немцы по известным причинам так и не успели приступить. От этой идеи отказались. Шли предварительные проработки, исследования, предлагались различные проекты. Одно было ясно создание МБР сложнейшая труднорешаемая задача. Между тем наши заокеанские супостаты понастроили аж две тысячи стратегических бомбардировщиков, окружили СССР сетью своих баз, каждый год переписывали стратегические планы нападения на нашу страну и при этом истерически вопили о советской угрозе. Дошло до того, что американский министр обороны Форрестол свихнулся на этой почве и с криком «Русские танки идут!» выпрыгнул в окно небоскреба! Это отнюдь не анекдот, а исторический факт! Создание в СССР ядерного оружия немного остудило головы агрессоров, но у нас не было средств доставки атомной бомбы на большие дальности, дабы сбросить ее на эти самые головы! Поршневой бомбардировщик Ту-4 устарел. Новый реактивный Ту-16, как и Ту-4 , не обладал достаточной дальностью. Поршневой Ту-85 обладал достаточными дальностью и грузоподъемностью , но не скоростью, его даже не стали строить серийно. Ведь опыт Корейской войны показал , что некогда грозные поршневые Б-29, становятся легкой добычей реактивных советских МиГ-15. Советские авиаконструкторы справились с задачей создания стратегического бомбовоза, еще при жизни Сталина подняв в воздух прототипы Ту-95 и М-4, однако стремительное развитие средств ПВО, появление сверхзвуковых истребителей и зенитных управляемых ракет сделало уязвимыми и эти грозные машины, а нанесение ответного ядерного удара по территории заокеанского противника- проблематичным. Создание МБР стало насущно необходимым.20мая 1954г. вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совмина о создании такой ракеты ( разумеется совершенно секретное!). В те годы такое постановление имело силу закона и подкреплялось вы делением необходимых финансовых материальных и людских ресурсов, в отличие от нынешних пресловутых «национальных прожектов»! Советское руководство хорошо понимало, что создание МБР – это сложнейшая задача. Более простым делом представлялось создание сверхзвуковой межконтинентальной крылатой ракеты. Опыт немцев подсказывал, что создать и производить крылатую Фау-1 куда легче, чем баллистическую Фау-2! Поэтому , наряду с созданием МБР (эту задачу возложили на ОКБ-1С.П.Королева), двум авиационным КБ Лавочкина и Мясищева поручили построить МКР «Буря» и»Буран» соответственно. Забегая вперед скажем, что все три КБ с заданием справились . «Бурю» стали испытывать почти одновременно с Р-7. Построили и два «Бурана», но испытывать их не стали. К тому времени стало ясно, что МБР гораздо эффективнее МКР. Последние, хотя и имели трехзвуковую скорость полета, все равно достигали цели в пять раз медленнее, чем МБР. МКР оказались уязвимыми для новейших средств ПВО. МБР тогда еще сбивать не умели. К тому же, как выяснилось, создание и отработка МКР столь же трудны , как и в случае МБР. От принятия МКР на вооружение отказались. Аналогично поступили американцы, отказавшись принять на вооружение прошедшую летные испытания сверхзвуковую МКР «Навахо», хотя небольшое количество дозвуковых МКР «Снарк» стояло некоторое время на вооружении до начала массового развертывания МБР.
 Перед конструкторами МБР стояла сложная задача. Нужно было создать ракету , способную доставить спецбоеприпас весом 5т. на дальность 8 тыс. км. Самая мощная наша Р-5 могла доставить на 1,2тыс. км. боеголовку, весившую менее полутора тонн. Ясно было, что такая ракета должна иметь как минимум две ступени. Какое выбрать топлив о? Ракеты на базе ФАУ-2 использовали пару жидкий кислород + немного разбавленный спирт. Для турбонасосных агрегатов использовали перекись водорода + раствор перманганата (ну прямо целая аптека: кислород, спирт, перекись, марганцовка!). Все эти компоненты, кроме спирта, было решено использовать на Р-7. Спирт заменили на более эффективный керосин, что осложнило задачу двигателистов, ведь температура горения повысилась почти на тысячу градусов , а охлаждающие свойства керосина ниже ,чем у спирта (топливо перед поступлением в камеру сгорания используют для охлаждения двигателя). В то время еще не научились надежно запускать ЖРД на несамовоспламеняющихся компонентах на второй ступени ракеты. Было принято смелое, оригинальное и, как позже выяснилось, очень удачное решение строить ракету , по ранее не применявшейся, т. н. пакетной схеме. Ракета состояла из длинного центрального блока- это была вторая ступень и четырех боковых блоков- первой ступени. Все двигатели включались одновременно. Боковые блоки отделялись примерно в середине активного участка полета ракеты. Еще проще поступили американцы. Их первая МБР «Атлас», поступившая на испытания позже «Семерки»,была сделана по « полутораступенчатой» схеме. К центральному блоку ракеты крепилась «юбка» с двумя дополнительными движками . Все три двигателя запитывлись топливом из основного блока. На полпути «юбка» сбрасывалась. Как и Р-7, «Атлас» недолго использовалась как МБР ,зато долго и успешно эксплуатировалась в качестве РН.
 Оригинальное решение нашли и двигателисты В.П,Глушко. Они объединили четыре не очень мощных двигателя в один мощный. Такие четырехкамерные РД-107и РД-108 установили на боковых и центральном блоке РН соответственно. Органы управления полетом , применяемые на первых ракетах : газовые и аэродинамические рули для большой МБР не годились. Выход нашли, снабдив ракету небольшими рулевыми двигателями. Очень оригинальным был стартовый комплекс . Ракета не стояла, а висела , четыре опоры поддерживали ее под силовой пояс в районе стыка блоков. Во время старта двигатели несколько секунд работали, набирая максимальную тягу. Затем опоры резко отходили буквально во все четыре стороны, освобождая ракету. В целом ракета получилась удачной и надежной. Первую ракету Р-7 привезли на Байконур 3 марта 1957г. Первый пуск 15 мая. Неудача! Аварийная отсечка двигателей на 103 секунде. Второй пуск 12 июля. Ракета разрушилась на активном участке полета. Лишь третий пуск оказался удачным. Тот самый 21 августа! Пролетев 5600км весовой макет боеголовки достиг полигона Кура. Летно- конструкторские испытания были завершены в июне 1958г. В том же году развернули серийное производство Р-7 на перепрофилированном Куйбышевском авиазаводе №1. К сожалению быстро выяснилось ,что как боевая ракета Р-7 малопригодна. Большой вес и габариты, сложная и легкоуязвимая стартовая позиция, боевой расчет аж в триста человек, неуместный на МБР жидкий кислород, крайне низкая боеготовность, невозможность длительного боевого дежурства (не более 30 суток)- вот далеко не полный перечень недостатков этой МБР! Тем не менее Р-7 приняли на вооружение. Она состояла в арсенале РВСН несколько лет до прихода на вооружение более совершенных ракет.
 Во время Карибского кризиса 4 ракеты Р-7 стояли на дежурстве в Плесецке и одна на Байконуре.
 (продолжение следует)