Выдержки из дневника

Михаил Ртищев
Выдержки из Дневника МС … о походе на озеро Кереть в северной Карелии.

12 августа 2007 года.
 Старт из подмосковного города Королёва с фрязинской платформы Болшево. Электричка в 23:36. Расчётное время прибытия на Ярославский вокзал города Москвы 00:10.
Странное дело ни в Москве, ни в Подмосковье из-за аномальной жары комаров практически не было. Ну, во всяком случае, меня не кусали. До сего дня. На болшевской платформе пока ждали прибытие электрички, тяпнул таки.

13 августа 2007 года.
 Начало первого ночи. Мы в Москве. Основной, по весу, груз байдарка таймень-2 и продукты. На улице жара. Обливаясь потом преодолеваем самое короткое расстояние между московскими вокзалами; от Ярославского до Ленинградского. 4-ый вагон в голове поезда. Расстояние небольшое, но жара, жара. В вагон попадаем все мокрые от пота.
 Приятно удивляет чистота нашего плацкартного вагона. Неприятно то, что не открывается окно. Температура, по ощущениям, не меньше 30 градусов по Цельсию.
Скорее бы на север в прохладу Карельских лесов. Спать ложимся только под простынками, словно едем в середине июля из Крыма в Москву.
 Да, товарищи, китайки* больше нет. Вот так. Давненько я не ездил в поездах.

• китайка – бельё, на котором уже спали пассажиры, выдаваемое проводниками, как «свежее» второй и более раз. Главная отличительная черта – влажность. В советские времена проводники плацкартов и купе делали на китайке и пустых бутылках неплохие деньги и совершенно не смущались давать насквозь сырые и грязные простыни не только мужикам, но и женщинам с детьми. Слава капитализму за его целлофановые пакеты. ;о))

 Весь день 13 августа смотрели в окно, стучали в домино и ждали коротких остановок, чтобы вдохнуть свежего воздуха. Окно открыть так и не удалось. На будущее. Всегда берите с собой домино и карты, это значительно сократит дорогу, и всегда покупайте копчёного угря на обед, даже если у вас полно продуктов, на обратном пути его не будет.
 Спать легли поздно.

14 августа 2007 года.
 Встали рано в 3 часа ночи. В начале 4-го спрыгнули на станции ЛОУХИ. Забавное название, так и хочется выбросить из него одну букву или добавить одну.
Не смотря на раннее время перед вокзалом стоят несколько таксистов с прицепами, явно рассчитывающие заработать ночным извозом. На наших глазах один из них забирает большую группу байдарочников, спрыгнувших с поезда вместе с нами, но из другого вагона. Что ж это радует. А то раньше всё приходилось тащить на своём горбу.
 Номер встречающего нас извозчика 911. Уже смешно. У него УАЗ с прицепом. Кидаем байдарку с рюкзаками в прицеп. Василий Иванович развлекает нас историями родного края, мы его слушаем и ждём прибытия Питерского поезда.
 Без чего-то 4 начинается дождь. Залезаем в УАЗ. В начале 5-го подъезжает Питерский поезд. Дима с Мариной прибыли. Все в сборе, вещи в прицепе. Вперёд.
 Едем из Лоухов на трассу Москва – Мурманск. Караул. Асфальт, конечно, есть, но какой, дорога одни рытвины и кочки. Минут через двадцать Василий Иванович кладёт нас на место.
Раннее утро, дождь, комары и полчище мошки. Развешиваем тент и начинаем собирать байдарки.
 Около 6 утра всё готово к отплытию. Купаемся прямо у «причала» и в путь.
Чувство, которое охватывает байдарочника после долгого и нудного пути к водной стихии, описать сложно, но восторг скольжения по утреннему озеру к сосновым островам мгновенно стирает из памяти путешествие в плацкартном вагоне, мошку с комарами и загаженный автомобилистами берег озера Плотичное.
 Вперед! К нетронутой природе. Навстречу с фантастической первозданной красотой скал и воды.
Озеро Плотичное вроде как приличное, но близость его берегов от трассы Москва – Мурманск сильно подпортило его внешний вид, особенно в местах непосредственной близости с дорогой. Между нашим стапелем и входом в озеро Северное лежат шесть островов. Спасибо навигатору, мы почти не плутаем и достаточно быстро проходим Плотичное насквозь мимо острова Матюши и попадаем на песчаный пляж на входе в озеро Кереть.
Напротив пляжа нас благословляет Православный Крест. После небольшого поклёва голубики возобновляем свой путь.
 Озеро Кереть имеет второе, а может это и первое имя, Куккуре озеро и состоит из нескольких озёр, границы между, которыми можно провести только условно. Наш путь к горе Винчаны на острове Винчаны пролегал сначала по озеру Северное, которое на уровне острова Гирвас на карте уже именовалось озером Серебряным. Погода стояла изумительно приятная и первый день плаванья мы окончили на стоянке напротив острова Большой.
15 августа 2007 года.
 Озеро Северное за спиной. Озеро Серебряное встречает нас ливнем. Приют мы находим на острове Гирвас. Погода в Карелии меняется стремительно и вот на смену дождю и тучам выглядывает солнце, и свежий ветер очень быстро высушивает и нас и наши вещи.
16 августа 2007 года.
 Погода стоит сверх комфортная, как будто сейчас не вторая половина августа в северной Карелии, а середина июля в средней полосе России. Купаемся. Вода изумительно прозрачна и чиста.
 Волны почти нет, что позволяет совершить нам переход от Гирваса мимо островов Лотенчан, Эртен и Курман практически до ключевой точки нашего путешествия острова Вичаны. Остров Вичаны, судя по карте, представляет собой этакую большую «кляксу» с очень извилистыми берегами, на котором должна горделиво возвышаться гора Вичаны. Формально плыли мы к нему, чтобы взойти на её 135-ти метровую высоту.
17 августа 2007 года.
 Западный ветер. Мы запомним Тебя навсегда. Первый бой Ты дал нам на пути вдоль северного берега острова Вичаны к озеру Рухнаволок. Поиск лучшего подхода к горе Вичаны вывел нас на болотистый берег, горы с воды видно не было и, разведав береговую линию, мы решили вернуться из центральной части острова на его северную оконечность, где и устроили стоянку.
 Стоянка оказалась настолько удачной, что мы решили устроить на ней день отдыха.
18 августа 2007 года.
 С общего согласия я был отправлен дежурным в наряд по охране и обороне лагеря.
Дима с Мариной в «пустой» вуоксе предприняли смелую попытку покорить таки горку Вичаны.
День выдался изумительно благоприятным для прогулок по острову, купанья и любования красотой нетронутой природы.
 Во время днёвки был опробован маленький парус.
19 августа 2007 года.
 О могучий Западный Ветер, как Ты славно промчал нас вдоль северного берега Вичаны, мимо острова Курман на простор Серебряного озера. Повернув за мысом напротив Курмана на 90 градусов, мы подставили Западному ветру левый борт. И как не пытались пройти на остров Кукуру между Лотенчаном и Куканом сделать этого не смогли. Ну, это и понятно, у байдарки нет киля, как у яхты, и всё, что мы смогли выжать из бокового ветра это обход справа трёх островов до Кукана.
 На Кукане Западный Ветер дал нам первый серьёзный бой, обойдя, его справа, мы спустили парус и на вёслах пошли вдоль его северного берега, чтобы выйти на остров Кукура. Попытка оказалась невыполнимой. Скорость ветра и волна были такими, что мы практически стояли на месте, колотя Серебряное вёслами. После нескольких часов усилий, мы приняли решение не заходить на Кукуру, а, подставив левый борт волне и ветру, выйти к острову Гирвас.
 Солнце по-прежнему улыбалось нам, но этот ветер прилагал все усилия, чтобы накачать нам плечи.
 К вечеру, слегка промокшие от волн, периодически захлёстывавших байдарку, мы пристали к безымянному острову с великолепной стоянкой. Водка кончилась уже на Вичанах, так что из аптечки был извлечён спирт и с удовольствием выпит под очередной отлично приготовленный Мариной ужин.
20 августа 2007 года.
 На Гирвас. Мы гребли практически на встречу ветру. Скорость байдарки болталась между 1-м и 2-мя км в час. Мы увидели его, но бороться с ветром сил уже не осталось, и мы снова подставляем волне левый борт и берём курс на острова Кончан и Риута.
Ещё один день на вёслах, байдарка ныряет в волну как дельфин. Справа обходим Кончан и неистово гребём к южному берегу Риуты.
 Риута – жемчужина озера Кереть. Если вы когда-нибудь будете в этих краях, обязательно посетите сей славный остров. Он мне понравился больше всех. Фантастическое место. Южный берег гранитная скала, поросшая сосновым лесом. На вершине, которой стоит тригопункт, установленный в советское время. С горы острова открывается великолепный вид на остора Кончан, Гирвас и Куккуре озеро.
21 августа 2007 года.
 Выхода нет. Поплевав на руки, садимся на вёсла. Чтобы как-то подбодрить нас с материка на нас вышел посмотреть северный олень. Красавец.
 Снова против ветра вдоль южной стороны материкового мыса. Цель увидеть остров Большой. Увидели. Поворот направо на 90 градусов. Левый борт на растерзание волне и Западному ветру. Поставили парус. На острове Большой появилась возможность ненадолго бросить вёсла, курс сменился с севера на северо-запад.
 Стоянка и ночёвка с 21 на 22 августа 2007. Сожрала мошка. Пройдоха ветер совершенно стих, как только мы распаковались и устроились варить себе ужин.
23 августа 2007 года.
 Последний день плаванья. Погода великолепная. Ветер особенно не мешает. Проходим Северное, останавливаемся на песчаном пляже напротив Креста. Последний обед на Керети. Финальный рывок и мы возвращаемся в точку выброски на берегу Плотичного. Выходим на берег, и начинается дождь. Не ливень конечно, но тоже солидный. Не знаю, уж, по кому он плакал, но плакал горько. Байдарки собираем мокрыми. Звоним Василию Ивановичу, через полчаса он грузит нас в свой УАЗ и мчит на вокзал Лоухов.
 В вокзале очень мило, полно байдарочников. Мы сразу покупаем билеты до Питера и Москвы и идём в магазин. Накупив горилки и закуски на вокзале же, пытаемся залить горе расставания с Куккуре озером, островами Риута и Гирвас, Эртен и Курман, с горой Вичаны, хоть и не нашли её, с северными оленями, с огромными подберёзовиками, со столетними соснами на гранитных скалах и с фантастически красивым небом над озером Кереть.
 Я не бросал в это озеро монет, как-то в голову не пришло, но если судьба предоставит мне такой шанс, я снова подставлю лицо западному ветру и поплыву навстречу с Риутой.
23 августа 2007 года.
 Поезд пришёл по расписанию. Сначала уехали Питерцы. А чуть позже мы. Полдороги я лежал никакой сраженный алкоголем и мыслью, как быстро всё кончилось.
 Вагон был грязный, но на наше счастье у нас открывалось окно.
24 августа 2007 года.
 В начале пятого утра мы прибыли на Ленинградский вокзал Москвы.
Жара…