Осколки

Павел Мешков
ДН




...Их были десятки и сотни тысяч. Миллионы... Большие и маленькие, длинные и короткие, округлые и с краями, подобными зубьям пилы, они с разной скоростью двигались по своим, таким разным, орбитам. Они врывались в атмосферу, и тогда над планетой шли звездные дожди. Их орбиты пересекались, они сталкивались друг с другом и порождали новые осколки.
…Их было сотни миллионов. Большие и маленькие. Все такие разные. И все одинаково мертвые...

Осколок никак не выделялся в мире. На его веку уже были встречи с себе подобными. Первая окончилась достаточно благополучно: скорости объектов были практически равны, а орбиты очень близкими. Осколок лишь слегка изменил орбиту. А вот вторая встреча… Однажды твердосплавный шарик шрапнели врезался почти в самую середину, превратив осколок в нелепый квадратный бублик. Сильно изменилась орбита, упала скорость...
Теперь осколок напоминал не очень правильную, перекошенную и угловатую букву "О". Оплавленная пластина металла с рваной дырой в середине, он несся с огромной скоростью вокруг планеты по эллиптической орбите…

...Когда-то Станция живо реагировала на окружающую реальность. Она меняла орбиты, режим своей работы, защищалась и атаковала, копила информацию и делилась ею, получая другую. Но теперь Станция была мертва. Выжженные глаза телекамер, скрученные и смятые солнечные батареи, обрывки кабелей, змеями торчащие из развороченного взрывом отсека...
В огромном главном отсеке Станции покоились, как не родившиеся дети, три контейнера. Их гладкие корпуса, в отличие от корпуса Станции, не несли на себе никаких повреждений. Станция, подобно любящей матери, укрывала и защищала их изрубленным взрывами и осколками телом.
Для этих гигантов не было надежды появиться на свет. Да и разве возможны такие роды? Когда мать слепа, глуха... Мертва...

…Осколок мог миновать Станцию, если бы она не вращалась вокруг своей оси. На пути осколка встала солнечная батарея. Вернее, то, что от нее осталось.
Скорости Станции и осколка были очень близкие, едва ли не равны. Орбиты - взаимно перпендикулярны.

Осколок, ворвавшись в мешанину металла и пластика, срезал две трубы и кабель, оставил глубокую борозду на том, что когда-то было центральной стойкой, и срикошетил в сторону Станции.
Он и сейчас, потерявший скорость и половину массы, мог пройти очень близко от корпуса Станции и продолжить свой путь по новой орбите. Но Станция вращалась, и выступ мертвого глаза телекамеры принял осколок на себя. Новый рикошет. Осколок, довершив разрушение телеглаза, ушел в недра Станции.
Будь Станция работоспособна, она никогда бы не подпустила к себе инородное тело и уж подавно не позволила бы ему проникнуть в своё нутро. Но Станция была мертва. Убита специальным снарядом, обманувшим ее бдительность...

...Осколок метался внутри Станции. Рвал бесполезные провода, крушил микрокомпьютеры и кристаллы памяти. Разрушал и терял скорость...

...У Станции было много общего с живым организмом. Способность двигаться, защищаться... Были у Станции и отличия от животного - Станция знала свою цель. Знала и следовала ей, пока это было возможно…

...Осколку не хватило энергии, чтобы пробить эту тонкую преграду, и он застрял в ней. Застрял, накоротко замкнув остатки солнечной батареи на один из исполнительных узлов. И узел сработал, подорвав вышибные заряды.
Набирая скорость, три контейнера двинулись к своим люкам. Два люка, намертво заклиненные взрывом, не шелохнулись. Один - беззвучно ушел в переборку.
Из чрева Станции выскользнуло гигантское сигарообразное тело Контейнера.
…Мгновение - и оно ощетинилось антеннами, телекамерами, автоматическими пушками...
…Мгновение - и Контейнер превратился в Систему, способную выполнять одной ей известную задачу...
…Мгновение - и Станции послан сигнал на опознавание "свой-чужой"...
...Но мертвые всегда молчат. И хотя Система уже успела определить отсутствие опасности, она открыла огонь. Станция содрогнулась от взрывов. Система уходила в сторону планеты, нанося удары в наиболее уязвимые точки. Несколько снарядов пробили корпуса Станции и двух оставшихся контейнеров. Вспыхнуло горючее, огненные смерчи вырвались из люков, и Станция сошла со своей орбиты.
Она сгорела в атмосфере планеты звездным дождем...

…Система продолжала выполнять поставленную перед ней задачу. Она определила свое местоположение, протестировала сама себя и выбрала наименее безопасную траекторию, ведущую к объекту и выполнению задачи. Система послала сигнал на Центральный Пост. Центральный Пост молчал. Это было нормально и означало только одно: задача Системы оставалась прежней.
Изменив орбиту на более низкую, Система вошла в плотные слои атмосферы. Когда торможение закончилось, и корпус остыл, она выпустила крылья и начала планирующий полёт. Оценив окружающую среду с точки зрения безопасности, выполнив противозенитный маневр, Система поставила радиопомехи и выпустила из себя Ракету, почти равную ей по длине. Ракета пристроилась сзади и немного сбоку своего контейнера и развернула короткие крылья.
Невидимая для радаров, оснащенная электронным мозгом и специальной системой поиска, способная активно защищаться, Ракета шла на Цель.
Сигнал на Центральный Пост - и Ракета отпустила контейнер. Он приступил к выполнению следующей части своей задачи: выявлять и уничтожать средства противоракетной обороны противника. Он защищал свою Ракету.
А Ракета шла над поверхностью планеты. На малой высоте. С большой скоростью. Непрерывно собиралась информация. Тысячи параметров обрабатывались и отправлялись в память.
При подлете к своей Цели Ракета сделала "горку". Этот маневр позволял наиболее эффективно выполнить задачу. Доли секунды понадобились мозгу Ракеты, чтобы оценить обстановку. На месте Цели зияла огромная воронка, окруженная развалинами. Приборы зафиксировали уровень радиации, несовместимый с существованием биологических объектов. А именно они являлись ее Целью. Целью автономной многофункциональной Ракеты девятого поколения.
Сигнал на Центральный Пост. В ответ - молчание. И это было нормально. Центральный Пост скрывал свои координаты от противника. Но разве мертвый может ответить или скрыть свое местоположение?

Ракета сменила программу и перешла в свободный поиск. Начался полет по разворачивающейся спирали. Для экономии горючего Ракета поднялась выше, уменьшила скорость и максимально увеличила площадь крыльев. Но биодатчики молчали. В радиусе их действия Цели не было.
Ракета перехватила рапорт контейнера на Центральный Пост. У него кончилось горючее, и он приземлился, превратившись в крепость-ловушку.
 Вскоре Ракета обнаружила контейнер. Он выглядел вполне безобидной железной трубой. Ракета продолжала полет, держа контейнер под прицелом. Телекамеры контейнера засекли Ракету. Запрос "свой-чужой". Мгновенный кодовый ответ. И все. Если бы ответ оказался не точен или запоздал, контейнер открыл бы огонь. Хотя вряд ли он успел бы это сделать.
Новый сигнал на Центральный Пост. Программа отработана. Передача информации о полете, скорости ветра, температуре воздуха, уровне радиации и еще сотни параметров. За доли секунды. И снова поиск. Уже в новом секторе...

...Собака не была старой. Однако сказать, что она молода и полна сил – безусловно, было бы насмешкой. Покрытое язвами тело, слезящиеся, почти не видящие глаза... Она давно бы легла умирать. Забилась бы в какую-нибудь щель и прекратила эту бессмысленную борьбу, но ее гнал вперед страх. Страх, пересиливающий отупляющую усталость и даже более мощный, чем страх перед самой Смертью.
По пятам за собакой шли крысы. Не очень много и все же достаточно, чтобы прикончить больную собаку. Крысы не нападали. Изменилось их поведение, привычки. Среди крыс тоже были больные. Пока их не трогали в расчете на собаку, но и они были обречены.
Так и двигались они по пыльной равнине: впереди, пошатываясь, шла собака, чуть поодаль - группа крыс, когда над ними на большой высоте бесшумно прошла Ракета. Сработали биодатчики. Электронный Мозг Ракеты бесстрастно и быстро оценил цель. Масса... количество особей... число больных... скорость и вероятные траектории движения... Атака явно не имела смысла. Цель была ничтожно мала, но все же это была Цель.
Сигнал на Центральный Пост. Передача данных о Цели. Продолжение поиска...

...Заложенная в память Ракеты карта очень часто не совпадала с реальной местностью. Исчезли многие ориентиры, не было радиомаяков. Не стыковались данные датчиков по влажности, скорости и направлению ветра, температуре... Огромные площади, залитые отравляющими веществами различного состава и действия, чередовались с гигантскими воронками от взрывов. Изредка Ракете попадались чужие контейнеры-носители. На запросы "свой-чужой" они не отвечали, и Ракета расстреливала их. Невидимая и неслышимая, Ракета летела дальше и искала, искала... Чтобы выполнить задачу. Задачу, поставленную перед ней в незапамятные времена. Задачу, поставленную перед ней Человеком...

...Ракета вышла к границе зоны возможного поиска. Перед ней расстилался Океан. Сигнал на Центральный Пост. Передача накопленной информации, данных о работе собственных систем, запрос о дальнейшей программе. Ответа не было. И электронный Мозг принял самостоятельное решение. Ракета набрала высоту, сложила крылья и с максимальной скоростью пошла к Цели...

...Крысы рвали зубами труп собаки. Они визжали и огрызались друг на друга, но не забывали о самом главном: каждая из них торопилась съесть как можно больше...

…Ракета вышла точно на Цель. Мгновенный расчет атаки. Сигнал на Центральный Пост, и Ракета разделилась. Пять боеголовок-невидимок "конвертом" падали на Цель. Остальная часть Ракеты, сбросив защитную оболочку, с ревом уходила в сторону. Она отвлекала на себя возможное нападение средств ПВО противника.
Мозг чутко следил за окружающим из центра "конверта". Могла быть выбрана и другая форма атаки, но в данном случае эта являлась наиболее эффективной. Мозг отдал центральной боеголовке команду на торможение, и "конверт" превратился в огромную "пирамиду"…

...Крысы, услышав рев двигателя Ракеты, бросились в стороны от полуобглоданного трупа собаки...

…Мозг отметил, что параметры Цели изменились, хотя ее органическая масса осталась прежней. К тому же Цель предприняла радиальное движение. Но это уже не имело никакого значения. Ни одно тело, даже двигаясь со сверхзвуковой скоростью, не могло уйти из зоны поражения.
 Когда основание "пирамиды" достигло расчетной высоты, Мозг подал сигнал. Двести Хиросим, по пятьдесят в каждом углу основания "пирамиды", вспухли огненными шарами. Их ударные волны сомкнулись и неудержимо рванулись к Цели. Правда, Цели, как таковой, уже не существовало. Она попросту испарилась от светового излучения.
И тогда, в точно определённый момент, Мозг подорвал вершину "пирамиды". Атомный кулак, подобно поршню, ударил по месту нахождения Цели. Миллионы тонн грунта рванулись в серое низкое небо и образовали гигантский гриб. Гриб клубился и рос, оставив огромную оплавленную язву в теле Земли.
Но Земля не кричала. Она даже не застонала... Да и разве может стонать мертвый? Мертвый, убитый двадцать раз...

...Их было шесть миллиардов... Большие и маленькие, веселые и грустные, они были такие разные...