Два берега

Раиса Рахми
   В давние времена, когда на земле ещё сохранились девственные леса, места,где неступала нога человека, жили два брата берега. Одного брата звали Юлит, а второго Ясил. И сказать, кто из братьев был правым, а кто левым берегом, было очень сложно. Потому что если смотреть вдоль реки в одну сторону, то правым был Юлит, а Ясил левым берегом, но, если в другую, тут всё было совсем наоборот. Спорили, спорили братья по этому поводу и, так ничего и не решили. И тогда, решили называть себя не правым и левым берегом, а крутым и пологим. Потому, что берег Юлит был до того крутым, что если бы кто-то плыл по реке и вздумал на него высадиться, ничего бы у него не получилось. А берег Ясил был пологим, лишь незначительно приподнимаясь над водой. И многочисленные заводи, то тут, то там, встречались на всём его протяжении. Так что путнику, плывущему хоть в одну сторону по реке, хоть в другую, никогда бы не пришло в голову высаживаться со стороны Юлит, он, конечно же, предпочёл бы Ясил. Но, дело было в том, что никто  никогда не плавал по этой реке. Ни одна живая душа, долгие десятилетия, не появлялась в этих местах. Река петляла средь таких затерянных земель, что люди, жившие где-то далеко, не скоро добрались до этих мест.
       
Но, время бежало, как река, вдоль берегов Юлит и Ясил. Воды реки были спокойными и она не тревожила братьев. Братья, от безделия, по большей части дремали. А проснувшись, лениво переговаривались, рассказывая, кому из них что снилось. Но всё течёт, всё меняется. Прошли многие годы. И однажды, по реке проплыла лодка. От неожиданности братья проснулись и стали с интересом наблюдать за людьми. А люди, не спеша высадились на Ясил, разбили лагерь, и стали всё вокруг осматривать. Со стороны Ясил, на несколько миль, лишь зелёная трава покрывала берег, и только в отдалении начинался редкий лес. Но, со стороны Юлит, лес рос у самого обрыва. Стройные, вековые деревья стеной возвышались над высоким берегом, и казалось, нет этому лесу ни конца, ни края. И люди, осматривая окрестности, с интересом поглядывали на высокий берег.
       
А братья смотрели на них с любопытством, и пытались понять, за чем они сюда пожаловали. А люди всё время что-то искали. То они брали песок из реки и долго промывали, рассматривая его. То отбивали куски от больших валунов, которые хоть и редко, но всё же выглядывали из Ясил. Всё-то им было интересно. Побродив по окрестностям и все осмотрев, люди уплыли. И жизнь братьев снова вошла в привычное русло. Какое-то время, они всё ещё обсуждали незваных гостей, а потом, просто о них забыли. Но прошло время, и ничего не подозревающие братья были разбужены стуком топоров. Проснувшись, Юлит с ужасом обнаружил, что на его берегу появились люди. И это было не как в прошлый раз, когда они погуляли по окрестностям и уплыли, нет, на этот раз они пришли не по реке, они появились из глубины материка. Они пришли с топорами, и их было много. Юлит забеспокоился, и не напрасно.
       
С того дня, каждое утро, едва вставало солнце, начинали стучать топоры. Люди рубили высокие, многовековые деревья, и сбрасывали их с обрыва в реку. Река подхватывала деревья, и её тихие воды, несли их куда-то вниз по течению.
       
Прошло совсем немного времени, и высокий берег Юлит стал похож на своего брата. Куда ни кинь взгляд, по всему берегу остались только пни от когда-то могучего леса. Но постепенно и они исчезли. Юлит, стал таким же лысым, как и его брат Ясил. От его шикарной шевелюры, в виде стройного леса не осталось ничего. Он потихоньку плакал, маленькие ручейки стали пробиваться через отвесный берег. Теперь некому было впитывать подземную влагу, и она, потихоньку стала размывать его. Ясету было жаль брата. Ему и самому нравился лес на его стороне. Он часто им любовался. Да и кислорода он давал столько, что вся округа не могла его поглотить. А теперь его не стало. Но вскоре пришла ещё одна беда. Речка, воды которой всегда были свежими и прозрачными, сначала помутнела, а потом и вовсе стала чёрной. В её водах стала гнить древесина, ведь речка, была наполовину завалена потонувшим лесом.
       
Но, самая большая беда началась тогда, когда стал обваливаться высокий берег Юлит. Земля берега, большими кусками откалывалась и падала в воду. А ручейки не прекращали своё разрушительное действие. И вскоре, высокий, красивый Юлит, превратился в опасный, весь в трещинах берег. А река становилась всё мельче и мельче, дно её заилилось, ведь Юлит, всё ронял и ронял в неё огромные куски берега. И тут заплакала река. Она всхлипывала, и от этого, на её поверхности, появлялись пузырьки. А потом заплакал и Ясил. Потоки чёрной воды, стали заливать его луга, превращая его берег в болото. Так, некогда прекрасное место, с чистой водой, зелёным лесом и чистым берегом, превратилось в гиблое место, которое, даже животные стали обходить стороной.
       
Но тут, их стенания и плачь услышал лесной царь, Зелей. Он призвал своих слуг и спросил.
- А скажите мне слуги мои верные, а всё ли в моём царстве хорошо? Нет ли где-нибудь беспорядков или какой другой напасти? Может в моём царстве кому-то плохо живётся?
И слуги ему отвечали.
- Что вы, ваше величество, в вашем царстве везде идеальный порядок. Никаких беспорядков не замечено. Все ваши подданные радуются жизни.
- А почему же тогда я слышу плачь и стенания?
- Ваше величество, это ветер гудит, а вам слышится плачь.
Но, царь им не поверил, и велел доставить ко дворцу свою воздушную колесницу. И как только слуги открыли ворота конюшни, ветер, в виде трёх великолепных, воздушных коней, подхватил её и поставил к дверям дворца. Царь сел в колесницу, и приказал ветру гнать на восток. Именно оттуда доносились плач и стенания. Ещё не долетев до места, он почувствовал неприятный запах. В воздухе стоял устойчивый, болотный смрад.
- Что это в моём царстве делается? Откуда такие ароматы?
Но, подлетев к реке, он сразу всё понял.
- Ой, ёй… ёй…, что происходит? Кто такое сотворил? И куда смотрели мои слуги? Ну, уж я им задам!!! Всё нормально!!! Все довольны!!! Да, уж!!!.. Нормальней некуда!!!....

Увидев колесницу лесного царя, братья заплакали навзрыд, и им вторила река. Царь поморщился, он очень не любил слёз, но, при виде такого безобразия сам едва не заплакал. Он поднял руку, призывая всёх успокоиться, и сказал.
- Потерпите немного, скоро всё изменится. Я сегодня же займусь вашей проблемой. Вы будете дышать чистым воздухом, и пить прозрачную воду. А своего министра, заставлю дышать болотным воздухом и пить чёрную воду. Пусть, при этом, попробует быть довольным. Потерпите ещё немного друзья, я быстро всё исправлю.
       И царь, не задерживаясь ни минуты, на колеснице запряженной воздушными лошадьми, исчез в мгновение ока.
       
       
С тех пор прошли годы. На том месте, где не так давно разрастались болота и обваливался берег, течёт полноводная, чистая река, берег Юлит расчищен и на его поверхности, поднимается молодой лес, Юлит почти перестал плакать, и обвалы прекратились. А на берегу Ясил, теперь по-прежнему гуляют дикие животные. Вся эта зона, включая и лес и реку, и многие гектары вокруг, теперь стала заповедной. И теперь, новый заповедник, на долгие годы станет источником чистого воздуха и прозрачной воды. Если конечно, на берегах братьев Юлит и Ясил, снова не появятся люди с топорами.