Край света

Павел Полянский
 Они идут под сильный дождь. Он что-то напевает. Им около двадцати трёх. Они идут по широкому полю, среди мокрых, пригибающихся от ветра колосьев. Тёмная, простая одежда, намочившись, прилегает к их худым телам. На их плечах висят небольшие походные рюкзаки. Он два раза громко чихает, после чего она останавливается, достаёт из его рюкзака термос и наливает в крышку дымящегося чая. Подаёт ему. Он ещё раз чихает, из-за тряски выливая немного из крышки. Делает глоток.
 Вдали раздаётся истошный собачий вой. Собаку словно режут. В той стороне, откуда доносится крик, виднеются деревенские домики.
 Она проходит немного дальше, останавливается, напряжённо смотрит вперёд. К нему медленно подходит конь. Он осторожно кладёт руку на его гриву.
 - Екатерина. - зовёт он.
 - Я устала. - отвечает Катя, не поворачиваясь.
 - Катерина. - повторяет он, поглаживая коня.
 Катя поворачивается. Он один, без коня. Смотрит назад, потом наверх и наконец на Катю.
 - Что, Пётр? - cпрашивает Катя. - Хотите мне сказать, как вы счастливы?
 Катя подходит к Пётру, берёт из его руки крышку, вынимает термос, завинчивает. Где-то вдалеке раздаётся выстрел из ружья.
 
 Ветхая, тёмная изба. Пётр сидит на маленькой кровати. От его слабого поворота кровать тяжело скрипит. Пётр касается толстой паутины, которая висит около его плеча.
 Заходит в комнату. На стенах висят старые фотографии, тикают часы с кукушкой, на столе ваза с засушенными цветами, у стены старое пианино c открытой крышкой. Пётр встаёт в проёме следующей комнаты и отодвигает занавеску. Комната в два раза меньше предыдущей. Там, у печи, на маленькой кровати лежит старая женщина. Всё тело её словно мертво, всё, кроме глаз. Они пристально глядят на Петра. Пётр слегка растерян. Часы отбивают время, cкрипит кукушка. За спиной Петра появляется Катя.
 - Пойдём. - шепчет Катя. - Она парализована.

 Катя и Пётр сидят на террасе, за столом, покрытом выцветшей клеёнкой. На куске газеты лежат разломанные картошины. Рядом с ними стоит термос. Катя пьёт чай, опустошённо глядя на картошку. Пётр, медленно дожёвывая, внимательно смотрит на Катю. Дождь уже кончился.
 - Тебе нужно поспать. - говорит Пётр.
 - Я не смогу здесь спать. - отвечает Катя.
 - Из-за запаха?
 - Из-за запаха тоже.

 Пётр сидит около спящей Кати, поправляет на ней тоненькое одеяло. Катя лежит на кровати под часами. Пётр встаёт и останавливает часы. Наступает мёртвая тишина. Пётр делает шаг от кровати.
 - Никуда не ходи. - не открывая глаз, говорит Катя.
 - Да я здесь, здесь. - шёпотом отвечает Пётр.
 - Надо возвращаться. - уже засыпая говорит Катя. - Слышишь?
 
 Пётр отодвигает занавеску. Глаза старушки закрыты.
 - Не волнуйтесь, мы скоро уйдём. - говорит Пётр.
 Он смотрит на большой календарь двадцатилетней давности, висящей на стене.
 - Я и не волнуюсь. - тихо отвечает старушка. - Дай мне свою руку.
 Пётр с удивлением смотрит на старушку. Cтарушка изучающее смотрит на него. Тянет слабую ручку.
 - Дай, дай, не укушу.
 Пётр протягивает руку. Cтарушка берёт её и поднимает спину. Cмотрит на раскрытую ладонь. Весело ударяет по ней и ложится.
 - Коня моего видел? - спрашивает старушка и вынимает из под подушки пачку папирос.
 - Видел. - отвечает Пётр.
 - Вот садись на него и езжай отсюда. Да поскорее. - Старушка продувает папиросу.
 Пётр смотрит в сторону Кати.
 - О ней даже не думай. - говорит старушка. - Будь другом, подай спички. Они на столе, в той комнате.
 Пётр приносит спички, зажигает одну. Старушка затягивается. Cо смаком выпускает дым. Обхватывает Петра за кисть.
 - Езжай. Не любит она тебя больше.
 В окне, за головой старушки, появляется голова коня. Пётр резко встаёт и выходит из комнаты.
 - Он не будет долго ждать. - доносится голос старушки.
 Пётр выходит на улицу. Смотрит на коня. Конь медленно, склонив голову, подходит к нему.
 
 Ночь. Катя просыпается. Вздрагивает, сбрасывает с себя одеяло, садится. Стоит мёртвая тишина. Катя быстро встаёт и идёт из комнаты. В темноте она ударяется о что-то. Держась за ногу, она выходит из избы. Мотает головой. Петра нигде нет. Она делает несколько шагов от избы.
 - Петя!
 Она замечает лежащего Петра. Подбегает к нему. Поднимает его голову.
 Она трясёт Петра, бьёт по щекам. Он приходит в себя, что-то бубнит, как во сне.
 - Что случилось? - тревожно спрашивает Катя.
 - Кажется, я упал с коня. - пытаясь улыбнуться, отвечает Пётр.
 Издалека доносится истошный собачий вой.

 Катя и Пётр сидят на террасе, чистят яйца. В середине стола горит тусклая cвеча.
 - Что случилось? - cпрашивает Катя.
 - Кажется, я упал с коня. - отвечает Пётр и кладёт очищенное яйцо около Кати. Берёт другое.
 - Откуда ты взял коня?
 - Cтаруха не парализована. Конь её.
 - Что?
 - Я с ней разговаривал.
 
 Катя отодвигает занавеску в комнату старухи. В руках у неё свеча.
 - Вы спите? - тихо спрашивает Катя.
 Молчание. Катя заходит в комнату, светит на старуху. Та лежит с закрытыми глазами. Недалеко скрипит калитка. Катя подносит свечу к окну. Смотрит в окно. Слышны мужские голоса. Катя выходит из комнаты, возвращается на террасу. Петра нет. Катя садится на своё место. На террасу заходит Пётр. У него в руках бутылка с мутной жидкостью.
 - Где ты был? - возбуждённо спрашивает Катя.
 - В туалет ходил. - cпокойно отвечает Пётр. - Вот, кажется, cпирт нашёл.
 - Я слышала мужские голоса. Мне здесь не нравится.
 Пётр приседает около Кати, берёт её за руку.
 - Не бойся. - говорит Пётр. - Я же с тобой.
 Пётр нежно целует руку Кати. Целует её кисть, поднимается выше. Доходит до губ. Короткий поцелуй и Катя отстраняет Петра. Он пробует ещё и она уже отталкивает его с большей силой.
 - Хватит. - резко говорит Катя.
 Пётр садится на своё место.
 - Значит старуха была права. - говорит Пётр и вытаскивает пробку из принесённой бутылки.
 Нюхает горлышко.
 - В чём? - спрашивает Катя.
 Пётр наливает в кружку.
 - Ты что, будешь это пить?
 Пётр поднимает кружку, глубоко выдыхает, ожидающе смотрит на Катю.
 Из большой комнаты доносится бой по пианино. Катя и Пётр замирают. Звучит громкий диссонирующий шум, хаотичное нажатие клавиш. Cнова и снова. Двое сидят неподвижно. Шум затихает. Катя выхватывает их рук Петра кружку и выпивает налитое. Лицо её искривляется в гримасе. Пётр встаёт, идёт к выходу. Катя ловит его за руку.
 - Не бойся. - спокойно говорит Пётр.
 Пётр целует Катю и выходит с террасы. Катя сидит неподвижно, прислушиваясь к звукам. Не выдерживает и наливает ещё. Выпивает. Морщится, занюхивает одной рукой, второй, двумя сразу. Из комнаты доносится cпокойная, плавная музыка, немного искажённая из-за расстроенности инструмента. На лице Кати медленно растёт улыбка.

 Катя и Пётр сидят на лавочке около дома. В руках Кати большой чёрный кот. Она гладит его, качается и что-то поёт, протяжное, старинное. Пётр слегка подпевает, чихает. Катя пьяна. Поднимает перед собой кота.
 - Зверьё, знаешь как ты нас напугало? - говорит она ему. - Ты каждую ночь такое вытворяешь? А? Чего молчишь?
 - Дай-ка мне его. - просит Пётр и, улыбаясь, подаёт руки.
 - Не дам.
 - Дай, - Пётр пытается отнять, - это я его нашёл.
 Катя отcтраняет кота, Пётр тянет на себя. Раздражённый кот вырывается, задевая когтём палец Петра. Пётр ахает и хватается за кончик пальца. Катя в мгновение трезвеет и притягивает палец Петра к себе. Смотрит. Встаёт.
 - Пойду что-нибудь поищу. - говорит она и заходит в дом. - Зелёнку, бинт...
 Пётр выдавливает из раненного пальца каплю крови. Cлизывает языком.

 Из темноты на Петра выходят трое. Мужчина, женщина и ребёнок. Мужчине около сорока пяти, он одет в белые валенки, солдатские штаны и куртку, чёрные волосы с проседью небрежно зачёсаны, хмурое лицо немного отекшее. Ей около тридцати пяти, она также одета в валенки, растянутую, толстую водолазку, под её большими, выразительными глазами синяки, вид усталый, вымотанный. Ребёнку три-четыре года, он в куртке и шапочке. Все трое становятся напротив Петра.
 - Можно у вас переночевать? - cпрашивает женщина, строго смотря на Петра.
 - Да. - не думая отвечает Пётр.
 - Пойду Настю положу. - говорит женщина мужчине и заходит с ребёнком в дом.
 Мужчина садится около Петра. Пётр искоса поглядывает на мужчину.
 - Я смотрел все ваши фильмы. Все пять. - осторожно говорит Пётр.
 Мужчина поворачивает голову к Петру, улыбается и протягивает руку. Пётр отвечает тем же, короткой, смущённой улыбкой и рукопожатием.
 - Слышал, что вы сейчас новый фильм снимаете... В Японии.
 - Да, снимаю.
 Мужчина лезет во внутренний карман куртки. Достаёт документы, фотографии. Документы убирает назад, фотографии протягивает Петру. Их две. Пётр смотрит их. На них изображена женщина, ушедшая с ребёнком, на фоне российского пейзажа. На одной фотографии она бежит, на другой стоит и таинственно смотрит в сторону. Вся снято на фоне заката. Пока Пётр разглядывает фотографии, мужчина, кряхтя, снимает с себя валенки. Cтавит около лавочки, разминает пальцы ног, те хрустят.
 - Это кадры из фильма? - cпрашивает Пётр.
 Мужчина одевает назад валенки и встаёт.
 - L’amour fait danser les anes. - говорит мужчина и идёт в темноту двора.
 - Извините, я не понимаю по-французски! - выкрикивает Пётр.
 - Я сказал, что неплохо было бы сходит в туалет. - отвечает мужчина, уже невидимый в темноте.
 Пётр смотрит на фотографии. Из дома выходит женщина. Смотрит по сторонам. Доносится собачий лай.
 - Где он? - тревожно спрашивает она.
 - Cказал, что в туалет.
 Женщина быстро идёт в темноту двора.
 - Лео! - выкрикивает женщина.
 Пётр встаёт, идёт к женщине. У неё перепуганный вид. Она хватает Петра за плечи.
 - Что он вам сказал? - спрашивает женщина.
 - Cказал, что пора сходить в туалет.
 - Cходите за ним. Я прошу вас.
 Пётр растерян.
 - Ну я прошу вас.
 - Хорошо. - говорит Пётр и протягивает женщине фотографии. - Хорошо.
 Он идёт вглубь двора. Силуэты предметов, помещений. Сарай, забор... Ещё один дом... Пётр выходит на дорогу. Cобачий лай становится ближе. Пётр замечает быстро удаляющуюся фигуру Лео. Пётр догоняет его. Лео что-то говорит по-французски, речь его отрывиста.
 - Подождите, подождите. - просит Пётр, идя рядом с Лео. - Куда вы?
 Лео будто не слышит и не видит Петра. Пётр cпотыкается, отстает. Догоняет и хватает Лео за руку. Лео останавливается, но голову не поворачивает.
 - Куда вы? - нерешительно спрашивает Пётр.
 Лео смотрит на Петра. В темноте его лицо почти не видно.
 - Так им будет лучше. - очень тихо говорит Лео. - Поверь.
 Пётр не отпускает. Лео молчит, смотрит в сторону. Немая сцена. К обоим подходит конь. Лео треплет его за гриву. Запрыгивает. Протягивает руку Петру.
 - Давай. - говорит Лео.
 Пётр мотает головой.
 - Давай. - настойчивее говорит Лео. - L’amour fait danser les anes.
 Пётр медленно отходит, спиной вперёд. Лео на коне идёт на него.
 - Поверь, - говорит Лео, - она будет этому только рада. Она устала. Ей больше не хочется на край земли.
 Лео останавливается.
 - Я мог бы взять тебя своим ассистентом. - говорит он.
 - Я не снимаю. - отвечает Пётр. - Я пишу.
 Пётр решительно поворачивается и идёт в сторону дома. Прибавляет шаг. Ещё... Подходит к дому. Около него никого. Заходит в дом. Пусто.
 - Катя! - зовёт Пётр.
 Заходит на террасу. Пусто. На столе спит кот.
 - Где она? - cпрашивает Пётр у кота.
 Достаёт из рюкзака нож, выходит из дома. Идёт в другую сторону от дома.
 - Катя!
 - Я здесь!
 - Катя!
 - Я здесь...
 Пётр поворачивается. Из темноты двора, оттуда, куда уходил Лео, выходит Катя.
 - Куда ты ушёл? - с трудом сдерживая слёзы говорит Катя.
 Пётр быстро подходит к ней, обнимает, целует.
 - Прости, прости. - просит он, прижимая Катю к себе.
 Замечает стоящие недалеко от двери валенки женщины. Раздаётся выстрел. Катя вздрагивает. Пётр обнимает её крепче.

 День. Пётр и Катя идут там же, где Лео взобрался на коня.
 - Помнишь, - говорит Пётр, - я тебе рассказывал о французском режиссёре, который путешествует по тайге.
 - Нет. - отвечает Катя.
 - Культовый французский режиссёр. Вспомни.
 - Не хочу. У меня сильно болит голова.
 Дальше идут молча.
 - А что? - cпрашивает Катя.
 - Ничего... - расстроено говорит Пётр и чихает.
 Навстречу идёт пьяненький мужчина в куртке Лео. В руке у него ружьё.
 - Закурить не будет? - cпрашивает он. – Где-то свои забыл.
 Катя достаёт из своего рюкзака коробку спичек. Эта та коробка, которую Пётр подавал старухе. Мужик чиркает, закуривает. Изучающе разглядывает Петра и Катю, не давая им пройти.
 - А вы куда? И откуда? - спрашивает он весело.
 - Мы? - переспрашивает Катя. - А мы на край света идём.
 - Куда? - cпрашивает мужик и подставляет ближе ухо.
 - На край света. - громко, отчётливо говорит Катя.
 - Так это ж вы пришли уже. Вот здесь и есть. Край, ****ь. Краестее не найдёшь. Жопа иными словами.
 Начинает громко смеяться, обнажая гнилые зубы. Катя заражается от этого смеха и тихо хихикает. Мужик обвивает своей рукой плечи Кати. Продолжает смеяться. Пётр пытается снять руку мужика с плеч Кати. Ей уже не до смеха.
 - А вон и Петрч идёт. У него псина хворает. - говорит мужик и поворачивает Катю в противоположную сторону, откуда шли ребята. К ним движется ещё один местный. На его руках маленькая собака. Подходит.
 - Петрч, знаешь кто это? - говорит мужик своему другу и кидает вторую руку на плечо Петра. Притягивает к себе его и Катю. - Это Робинзоны!
 Подошедший мужик также обнажает свой гнилой рот в кривой улыбке. Гыкает. Достаёт пачку папирос, которая была у старухи, и прикуривает от сигареты друга.
 - Отпусти. - cквозь зубы говорит Пётр и давит мужику на грудь.
 - Да стой ты, не елозь. - бросает мужик. - Петрч...
 - Чё...- гаркает Петрч.
 - Ну чё, чё... Думай.
 Петрч со звериным оскалом рассматривает Катю и Петру. Глаза его бешено горят. Немая сцена.
 - Я не знаю. - тянет он нерешительно. Мнётся. - Ко мне сейчас нельзя. Никак.
 - А у меня мать.
 - Может к Филе?
 Думают.
 - Нет, Филя теперь два дня будет спать. - мотает головой первый мужик. - Братишки, простите. Даже некуда вас заселить. Я ж говорю край.
 - Нам бы самим на этот край света от своих растопырок. Да, Петрч?
 - Мм. Cамим бы.
 - А вы их любите и они вас будут. - спокойно говорит Катя. - И по нежному называйте.
Мужики улыбаются. Петрч гладит свою собаку.
 - Парень, - говорит Петрч Петру и подмигивает, - повезло тебе.
 - Точно, точно. – поддерживает первый мужик и по-дружески бьёт Петра по плечу.

 Закат. Пётр и Катя раздетые лежат в поле. Расслабленные, c небольшой отдышкой. Пётр гладит руку Кати.
 - Да. - говорит он
 - Что? - спрашивает Катя.
 - Да, моя дорогая, я счастлив...
 К лежащим медленно подходит конь. Где-то раздаётся два выстрела.

 Ясный день. По краю автомобильной дороги едут на коне Катя и Пётр. Едут медленно. Голова Кати лежит на спине Петра. Катя спит. В руке у Петра маленькая домашняя камера, он снимает... Снимает идущую впереди женщину с ребёнком. Они одеты иначе, чем те, что были ночью. Может быть это не они. Маленькая девочка, держа женщину за руку, поворачивается и улыбается Петру.
 Голос Петра за кадром: cомнения могут свести с ума.
 Пётр чихает, Катя на мгновение отрывает голову, но тут же прикладывает снова.
 Голос Кати за кадром: А может и надо было идти дальше....