Холодный металл лег на ладонь и отозвался болью в сердце

Александр Самохвалов
Холодный металл лег на ладонь и отозвался болью в сердце. «Боже мой, сколько крови пролито за этот крест: люди гибнут за медаль» - пронеслось в мозгу Александра, рассматривающего разные боевые награды у продавца на маркте, то есть на рынке, в один из весенних солнечных дней.
Если историю медали родного брата отца, дяди Вани, «За отвагу» Александр знал – она была получена за смелый поступок при защите города Старая Русса, то крест был тоже вручен за чьи-то боевые заслуги. Это могли быть, видимо, и знаменитые бои под Москвой, у Курской Дуги или это был Сталинград. Александр мог только предположить. Наверняка нет уже в живых тех, кто получал награды и тех, кто их вручал.
И вот через 60 с лишним лет после Победы эти две медали встретились в мыслях того, кому не пришлось воевать, но кому ребенком пришлось перенести все невзгоды военного лихолетья.
В советской школе детей воспитывали быть патриотами своей Родины. К юбилеям Победы проводили встречи с ветеранами войны, но дядя Ваня прожил мало лет, видя чистое небо над головой, не слыша разрывов бомб и снарядов.
Он не смог рассказать о боевых подвигах и о товарищах, а на вопрос Александра как он относится к фашистам, отвечал : «Это были солдаты. Они выполняли приказы своих командиров, как и советские солдаты».
Недавно Александр посмотрел показанный по телевизору фильм о Сталинградской битве, производства Германии, как гибли немецкие солдаты, даже не зная за что. Вдали от Родины, после поражения армии Паульса, пленных немцев колоннами гнали в Сибирь в лагеря.
Живя на Урале, несколько таких уголков ада видел Александр, огороженных колючей проволокой, с солдатами с автоматами на вышках.
Армия Гитлера не была готова воевать в морозы в заснеженной России.
Теперь Александр живет в побежденной Германии, с которой воевал его отец и погиб. И воевал дядя Ваня, который мало жил в мирное послевоенное время.
Один знакомый Александру старичок из местных не так давно сказал: «Я тоже немного по-русски говорю – холод, дай хлеба, давай работай». Видимо, он тоже прошел ад лагерей. И все же немецких ветеранов Александр не может сравнить с ветеранами войны – победителями : ухоженные лица, хорошая одежда, да и государство о них заботится.
А как его, как сироту, отец которого защищал Родину и пал за нее на поле брани, как такого отблагодарила, оценила мать-Отчизна?
Вот и задумывается он порой: кто же оказался победителем, а кто побежденным? Как сложилась судьба того солдата, медаль которого Александр сейчас держал в руке, предположить невозможно. У самого на сердце лег горький комок обиды и со слезою, печально вздохнув, Александр сгорбившись пошагал домой.



Александр Самохвалов.