Возрождение русского язычества - Амартлен

Литгазета Ёж
Мир живого нуждается в возрождении
языческого отношения человека к природе.
В.В. Курляндский

 В начале 90-ых годов уже прошлого, XX-го века, интересующимся филологам, этнографам, историкам (и не только) пришлось собирать славянские языческие мифы буквально из "рожек и ножек", рассеянных по страницам специальной литературы. Это неправда, будто о славянском язычестве "почти ничего не известно", как мы с вами привыкли считать. Известно-то как раз очень много. Но кто же читает толстенные этнографические фолианты, вдобавок написанные учёными на их особенном языке. Но постепенно, на протяжении всех 90-ых и до нашего времени интерес к языческой мифологии древних восточных славян всё возрастал, а в последние годы наметилась довольно чёткая тенденция возрождения восточнославянского (далее в тексте - русского) язычества в довольно широких кругах россиян.
 Сначала узнаем, что дословно можно прочитать в Большой Советской Энциклопедии о язычестве: "Язычество (от церковно-славянского слова "языцы" - народы, иноземцы) - обозначение нехристианских, в широком смысле - политеистических религий в литературе христианских народов.
 Боги язычества олицетворяли стихии природы: древнегреческий Зевс, древнеримский Юпитер, индийский Индра, кельтский Таранас, скандинавский Тор, балтийский Перкунас, славянский Перун - громовержцы, боги неба; древнегреческий Гелиос, древнеримский Фаэтон, египетский Амон-Ра, славянский Ярило - боги солнца, древнегреческий Посейдон, древнеримский Нептун, индийский Варуна - боги вод и т.п.
 Наряду с ними почитались низшие демоны, духи лесов, источников - сатиры, нимфы, дриады, лешие, водяные, русалки. Суть языческих культов - магическое воздействие на природу. Циклы постоянного возрождения природы, биологической и хозяйственной жизни коллектива (семьи, рода, общины) в представлении язычников были взаимосвязаны. Поэтому "календарные" сельскохозяйственные праздники включали также "семейные" торжества - свадебные обряды, пиршества. Языческие (античные и другие) культы сменялись так называемыми мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом)".
 Да, язычество, как и всё в этом мире, прошло долгий путь развития. Вот что пишет о нём В.В. Курляндский в своей книге "Тайны жрецов": "Оно было естественным образом жизни не мыслящего себя вне живой среды первобытного человека, сводом норм поведения и законов ещё не противопоставивших себя природе древних цивилизаций, религиозным мировоззрением, регулирующим бытие и сознание народов, начинающих осознавать свою самобытность и одновременно принадлежность к единому человеческому сообществу. И, наконец, затуманенное попытками быть объяснённым, переосмысленным и использованным для решения чисто человеческих проблем, язычество стало жертвой кризиса несоответствия целям и направлениям развития человечества, хотя оно и являлось, по крайней мере, на начальных этапах своего развития не чем иным, как правильным пониманием природы и природы богов.
 И вот, две тысячи лет назад человечество вступило на путь отрицания язычества. Сегодня же человечество подошло к такому рубежу своего развития, когда становится необходимым отрицание отрицания язычества.
 Язычество необходимо людям для жизни на планете, а не для восстановления древних ритуалов и поклонений. Сегодня мы понимаем, что множество языческих богов, которым поклонялись и приносили жертвы наши праотцы, были неправильно идентифицированы с действительно влияющими на жизнь людей, животных и растений природными факторами. Но это не значит, что сам подход к отношению с окружающим миром ошибочен.
 Современная наука позволит понять объективные причины нарушений гармонии в природе, связанных в основном с влиянием человека. Наше "жертвоприношение" будет состоять в научно обоснованном отказе от противоречащих природе человеческих желаний. Важно осознать смысл, понять цель развития человечества.
 До сегодняшнего дня люди искали богов или Бога на небе, где-то во Вселенной (утверждение, что Бог в каждом из нас, по сути тезиса не меняет). Не буду спорить, может быть, боги или Бог там есть. Например, в звёздах разбросанного в космическом пространстве созвездия Орион. Но языческие боги всё-таки родом с нашей планеты, ибо Земля - планета богов. Боги - показатель здоровья природы, критерий экологического благополучия. Строить жизнь так, чтобы языческие боги чувствовали себя на Земле как в раю, означает только одно - возрождение природы, в которой и человек будет ощущать себя богом.
 Языческий бог материализуется только в сложной биологической среде с большим числом находящихся в естественных условиях жизнедеятельности организмов, у каждого из которых есть природные враги, и от них организм пытается скрыться. Подобные, удовлетворяющие богов условия не всегда легко поддерживать даже на родной планете. Человеку далёкого будущего, как и нашим предкам, языческие боги будут нужны. Без них грибы, растения, животные, водоросли - аморфные создания, лишённые настоящей жизни. Зоопарк отличается от джунглей отсутствием богов. Это всегда заметно, и от этого никуда не уйти, ибо гибель богов - это катастрофа.
 В библейской истории об Адаме и Еве в тот момент, когда первые люди, поддавшись уговорам Змея, съели плоды дерева познания добра и зла, "и открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Бытие, гл. 3, 7), на самом деле произошло "разоблачение" мимикрии, какое бывает в результате мутации и неадекватного поведения какого-то из участников биосистемы. Люди вечно бы "жили в раю", если бы не только "по образу", но и во всём соответствовали бы требованиям, предъявляемым им условиями гармонии.
 Поэтому следующий виток спирали развития вида homo sapiens начнётся с отрицания отрицания язычества, будет заключаться в накоплении позитивных изменений в отношениях человека и природы и завершится таким качественно новым состоянием живой материи, что её мыслящая часть - человечество - будет называться человечеством разумным".
 А теперь определимся с тем, что же такое русское язычество и с чем его едят? Русское или восточнославянское язычество - это политеистические религиозные верования восточных славян, открыто существовавшие до Крещения Руси в 988 году, а скрытно - до XVII века, а в отдалённых, глухих местах необъятной России - аж до XIX века. Это ещё что, вот когда христианство начало распространяться в Германии и Скандинавии, наблюдалось массовое бегство скандинавов, закончившееся колонизацией Исландии, или Снежной земли, как называли этот остров исследователи в середине IX столетия. Там, "на краю полярного круга" викинги образовали свои небольшие независимые княжества, или республики, неподвластные христианским священникам. Они с презрением относились к континентальным королям, вводившим у себя новомодные обычаи. Исландские скандинавы в течение аж более пяти столетий хранили чистую языческую веру своих предков. Но вернёмся в Россию. В наше время идёт активный процесс возрождения русского язычества, бывшего самобытным и до наших дней, к сожалению, эта самобытность полностью не дошла. А ведь язычество было первоосновой всей культуры славян - наших предков, во многом определяло их жизнь, даже русское православие, пришедшее к нему на смену, многое позаимствовало у язычества. Например, многие языческие боги стали христианскими святыми (Перун обратился в Илью-пророка и т.д.). По всей видимости, именно поэтому сейчас язычество уже стало богатой, мощной и яркой субкультурой, а с такой позиции и до культуры недалеко.
 Но обратимся к концепции русского язычества. Его мировоззрение не предполагает дробления мира, отрыва от реальности в любые абстракции. Мир рассматривается как единое целое, как любят сейчас говорить, в "целостной картине мира". Русский язычник должен видеть изначальные, глубинные и концептуальные причинно-следственные связи и природу всех вещей. Именно поэтому, но не только русское язычество и самобытно и не похоже ни на одно другое язычество мира (и даже Европы), его смысловая концепция воистину уникальна. Если греческое, римское, кельтское и скандинавское несколько похожи друг на друга (особенно первые два), то восточнославянские или русские язычество и мифология вполне самостоятельны, своеобразны и не похожи на языческие религии и Запада, и Востока. Оно, например, не генотеистично, как перечисленные выше четыре языческие религии, то есть у него, в отличие от тех четырёх, нет главного бога в системе политеизма, т.е. среди многочисленных других, подчиняющихся ему, богов (ну, там, Зевса, Юпитера, Одина и др.). Все восточнославянские боги равны между собой, все они сыновья и дочери Сварога - бога-прародителя, пребывающего в Космосе и почти не вмешивающегося в земные дела.
 А теперь немного российской истории. Как свидетельствуют письменные источники середины XVII века, русский народ, наряду с соблюдением христианских обрядов, не забывал и веры своих предков. Священники посылали царю Алексею Михайловичу Романову челобитные о том, что "смерды приносят жертвы идолищам поганым", "проводят срамные обряды" и т.д. А что оставалось делать крестьянам, не имевшим защиты ни от светских властей, ни от церковных, простому народу, у которого нет ни власти, ни денег, ни голоса. Но это вовсе не значило, что народ можно было вот так! У него всегда остаётся последнее слово, хотя бы выраженное в обращении к языческой вере. На самом деле давно доказано, что падение духовности происходит во время политической и экономической нестабильности. Так было в России тогда, в середине XVII века, так это и сейчас - в самом начале XXI века.
 Но в XVII веке не только политическая и экономическая ситуация в государстве послужили стимулом возрождения язычества. На самом-то деле простой народ никогда не забывал веры предков. Считалось, "наши прадеды жили честно, то и вера их не погана", поэтому нет-нет, а посещали люди святилища старых богов, думая, что таким образом помогают своим пращурам. Конечно, во времена невзгод такие посещения становились более частыми. Русичи прибегали к помощи предков, словно дети, которые ищут утешения у родителей - у родителей, которые до принятия христианства обладали яркой, самобытной культурой с собственным мировосприятием и космогонией. И письменность у них была, именуемая глаголицей. В конце XX века при раскопках была найдена "Велесова книга", написанная именно глаголицей. Естественно, что подвижники языческой культуры, то бишь жрецы или волхвы, сохранили древние сакральные знания, и в середине XVII века они были не только носителями остатков древней славянской мудрости, но и хранителями культуры.
 Как же ситуация с возрождением языческой культуры в России обстоит сейчас? А для того, чтобы это узнать, сначала рассмотрим социальные группы людей, которые придерживаются и пропагандируют языческие верования. Конечно, жрецов или волхвов уже давно не осталось, и нет в живых, т.е. они не дожили до наших дней, так что в число, будем их так называть, неоязычников входят представители следующих социальных групп:
 - многие подростки и молодёжь: старшеклассники студенты и люмпены (те, кто нигде не учится, не работает и не служит в армии, например, к таковым могут принадлежать, ролевики, скинхеды, неформалы и т.п.);
 - часть интеллигенции (те, кто действительно или из популизма принял язычество);
 - представители других социальных групп, являющиеся членами радикальных правых и левых партий.
 И все они нередко нарушают постулаты язычества, так соблюдаемые их и нашими предками. Например, положение о том, что языческое мировоззрение не предполагает отрыва от реальности в любые абстракции. Вы что же думаете, что ролевик-неоязычник не занимается на своих "хоббитских игрищах" эскапизмом или отрывом от реальности?! Ещё как - он только это там и делает! Ведь недаром сейчас славянские мифы, так любимые ролевиками, ставятся в ряд славянского фэнтэзи и причисляются к нему (но это, по-моему, вполне оправдано, ибо, откуда выросла вся фантастика "меча и колдовства", если не из тех самых языческих мифов, созданных далёкими предками и к нашему веку основательно подзабытых). Или, что лидеры и члены радикальных партий и группировок, обещающие после своего прихода к власти молочные реки да кисельные берега, тоже не эскапируют?! Ага, да они, придя к власти, просто утопят страну по колено в крови! Ну, а интеллигенция мечется между ними, не зная кого слушать, а значит, тоже уходит от реальности. Кроме того, большинство неоязычников перенимают лишь внешнюю сторону язычества, абсолютно забывая о его глубоком внутреннем смысле и содержании. Конечно, а как же ещё, если теперь быть язычником стало модным! И это, естественно, нехорошо.
 В последние годы в русском язычестве наметилась новая тенденция. Большинство языческих знаний систематизировалось в радноверие, которым можно продолжить синонимический ряд: "язычество", "неоязычество". Радноверие - это новая ступень в развитии русского язычество. И это, естественно, хорошо.
 Считаю, что на веру наших пращуров должны обращать внимание люди самых разных (в лучшем случае, всех) социальных групп, а не только перечисленных выше трёх (кстати, не самых лучших). Глядишь, тогда окончательно и возродится русское язычество во всей его красе. А интересующимся и заинтересовавшимися ими после прочтения этой моей статьи славянскими языческими мифами я рекомендую прочесть следующие пять книг:
1. Воротников А. "История и религия";
2. Семёнова М. "Поединок со Змеем";
3. Шишкина И. "Русский Нострадамус";
4. Курляндский В. "Тайны жрецов";
5. Мюррей А. "Кто есть кто в мифах и легендах".