О курочке Рябе

Лена Сказка
О чем, собственно говоря, эта старая-престарая, знакомая с детства сказочка?

«Жили-были дед и баба».
Старики, живущие вдвоем, без детей – это бедные старики. Вспомним пушкинских старика со старухой «у синего моря», все достояние которых - невод и разбитое корыто. Дети их либо умерли, либо брак оказался бездетным. В старости они обнищали, потому что крестьянское ли, рыбацкое ли, ремесленное ли хозяйство без молодых рук приходит в упадок.

«Была у них курочка Ряба».
Хозяйство этих стариков состоит, кажется, из одной-единственной курицы. Конечно, может быть и так, что у них есть другая живность, о которой сказка умалчивает. Но обычное ли это дело – одна курица ( а не десяток-другой) на подворье? Скорей всего, нет у них другой живности, если уж и от кур-то осталась одна несушка.

«Снесла курочка яичко, не простое, а золотое».
Вот и началась сказка.

«Дед бил, бил, не разбил. Баба била, била, не разбила».
Сказка, как известно, ложь, да в ней намек. Зачем они пытаются разбить это чудесное яйцо? Надеются, что внутри обнаружится еще большее богатство, чем золотая скорлупа? Может, драгоценные камни, жемчуг? Или просто из любопытства: где же это видано – золотое яйцо?!

«Мышка пробежала, хвостиком махнула, яичко покатилось, упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет..»
Почему они плачут? Они хотели разбить яйцо, и вот оно разбито. Можно увидеть, что внутри. Золотую скорлупу можно собрать. Не беда, что она разбилась. Ее можно продать «на вес золота». Почему же они плачут? Не принять ли нам простое и очевидное: яйцо хотят разбить, когда хотят его съесть? Сказка не говорит ни слова о том, что было внутри. Либо яйцо оказалось пустым, либо, покатившись, оно упало на пол, а он мог быть и земляным, и съедобное содержимое растеклось по земле или по половицам, утекло в щель под пол. Разочарование стариков велико, они плачут. Курица утешает их обещанием снести еще одно яйцо, теперь уже простое. Как видно, золотое яйцо, такое красивое, сверкающее, им не нужно. Почему?

Это старая сказка. Она родилась в те времена, когда несколько неурожайных лет означали голод, перед лицом которого золото и другие сокровища теряют цену, потому что хлеба нет, и купить не у кого, ведь бедствие охватило не одну деревню, а целый край.

Kрасота, несомненно, спасет мир. Но не пора ли определить заново, что же красиво, а что – нет? Утверждаю, что это некрасиво, когда старость означает бедность. Этому миру, действительно, не хватает красоты – красивой старости, которой хватило бы на всех. Век спустя после того, как были сказаны золотые слова о спасении мира, ясно, что надо что-то делать. Истина эта проста, как выеденное яйцо - надо делать добро. Не только говорить красивые слова, но и делать красивые поступки, и красивыми я объявляю добрые. Может, тогда мир и будет спасен? Спасен со всеми его словесными и духовными изысками, со всем своим сусальным золотом, со всеми этими яйцами Фаберже.