Не пугайте меня, я боюсь испугаться!

Земфира Кратнова
Что мы знаем о страхах?

Страх – естественное чувство любого существа, чья нервная система хотя бы чуть-чуть совершеннее инфузории-туфельки. Боятся люди. Боятся собаки и кошки. Ученые утверждают, что боятся даже крокодилы, хотя тут можно поспорить: на мой непрофессиональный взгляд, такая рептилия по определению не может испытывать никаких чувств, кроме голода.
Но, пожалуй, только человек смог так дотошно подойти к своим страхам и разобрать их по полочкам.
Начнем с химической составляющей наших ужасов. Есть в организме такое вещество – адреналин. Слово знакомое, хотя далеко не все знают, например, что таким образом мать-природа мудро защитила нас от разного рода неприятностей.
Адреналин или метиламинэтанолпирокатехин - один из основных гормонов человека, «кристаллическое вещество белого цвета, естественный поляроид, синтезируется надпочечниками вместе с норадреналином». Адреналин выделяется не просто так, а в стрессовых ситуациях. Стало страшно – пошел адреналин в кровь.
От химии перейдем к истории древнего мира. У природы, как известно, все очень непросто. Сегодня солнце шпарит, завтра ураган, послезавтра вечная мерзлота. Она, может, и не вечная, но когда в пещере огня нет, а за окном... в смысле, за порогом минус колотун ниже нуля, то и секунда вечностью покажется. Поэтому у наших предков вырабатывались защитные механизмы, которые позволяли бы концентрировать все силы организма в нужное время в нужном месте. Иначе, находись они все время «в боевой готовности», не выжил бы хомо сапиенс в том безумном мире, где все норовило сожрать что-нибудь менее ловкое или сильное.
Кстати говоря, полководец Александр Македонский, хоть и не был знатоком химических процессов в человеческом организме, очень эффективно отбирал себе воинов по интересной системе. Адреналин вызывает отток крови от мозга, а гормон ярости наоборот – прилив. Македонский брал в солдаты тех, кто от страха не бледнел, а краснел.
Использовали страх, правда, немного по-другому, испанские конкистадоры. Южноамериканские ацтеки считали, что захватчики – это жуткий монстр с двумя головами. Второй головой они считали лошадь. Проблему решил Монтесума, отрезавший однажды лошадиную голову и доказав, что кони тоже смертны.
Пожалуй, страх людей интересовал едва ли не больше, чем любовь. Страх как философское понятие ввел Кьеркегор, а за ним кто только не размышлял на эту тему… Например, Мишель Монтень говорил, что единственное, чего стоит страшиться – это сам страх. А Георгий Вицин признавался, что самой страшной пыткой для него было ответить урок перед всем классом. Ну вот был у человека страх перед публичными выступлениями. Наверное, поэтому так хорошо ему удалось амплуа Труса в компании Моргунова и Никулина.
По одной из версий, страх стал причиной появления смеха. Когда человек выходил на охоту за первобытным тигром, ему надо было как-то себя взбодрить. Единственное, что он мог сделать – это или петь или хохотать. Умели ли петь достопочтенные пращуры, неизвестно, а вот смеяться могут даже обезьяны. Результат этой эволюции смеха мы видим до сих пор. Процентов девяносто анекдотов базируются на тех ситуациях, в которые мы сами боимся попасть.
Самое лучшее средство борьбы со страхом – это знание о нем. Пожалуй, лучше всех в этом вопросе разбирается писатель Стивен Кинг, перу которого принадлежит рекордное количество «ужастиков». Правда, у этого знания есть обратная сторона: Кинг в многочисленных интервью неоднократно признавался, что боится спать при выключенном свете. Дофантазировался дядька…
Но есть и другие специалисты по страхам – психологи. Они подошли к этому вопросу серьезно и даже эти страхи классифицировали.
А теперь попробуем бороться со страхом теми самыми способами, что достались нам от первобытных людей. То есть, посмеемся. Или разберемся, откуда они взялись – страхи эти.
По-научному «страх» – это фобия. Фобий бывает много. Причем самых разных, даже крайне экзотичных. Например британцев недавно охватил новый вид страха – туалетофобия. Боязнь туалетов у чопорных британцев связана с тем, что общественные уборные якобы слишком грязные, а поэтому опасными для здоровья. Они впадают в панику от одной мысли о миллионах микробов, которые гнездятся повсюду. Статистика говорит о том, что новая фобия преследует уже более четырех миллионов англичан.
Все это приобрело настолько пугающие масштабы, что Национальное общество фобий решило бороться с этим страхом. Поскольку многие боятся признаться в своей фобии и не могут пойти к психологу, Общество выпустило специальные книги-самоучители и фильмы на DVD, в которых рассказывается, как самостоятельно преодолеть страх перед туалетами.
А все так просто: да покажите вы им стандартный российский туалет, стоящий в деревне Гадюкино! Вот там действительно страшно.
Но Бог с ними, с британцами. Что там какие-то жалкие четыре миллиона! Одонтофобией страдает куда как больше народу. Само по себе слово ничего не говорит, а вот как только у вас появится дырка в зубе, и вы вспотеете при мысли о стоматологе… Да-да, это одонтофобия и есть.
Впрочем, человек, который не боится стоматолога, по определению обладает железными нервами, как мне кажется.
Но ведь есть страхи, которые никакими нервами не оправдываются. Например, филемафобия. Это боязнь поцелуев. Молодые люди, возьмите на заметку! Не хочет девушка целоваться, а вы ей с озабоченным видом: «Дорогая, у тебя все признаки филемафобии!» Поневоле докажет, что не больна.
А вот фонофобия – наоборот, мечта тысяч мужчин, чьи жены часами занимают телефонную линию. Поскольку означает этот термин именно боязнь разговоров по телефону.
Категорически не приспособлены к работе егерей люди, страдающие ксилофобией, то есть, боящиеся леса или деревьев. Хотя после просмотра «Властелина колец», где деревья разговаривают и стены голыми руками…в смысле, сучьями рушат, поневоле испугаешься.
Извечный страх многих мужчин – гамофобия. Боятся люди семейных отношений – и все тут!
Пожалуй, самый желанный ужас любого руководителя - это хрематофобия, боязнь прикоснуться к монетам или купюрам. Вот бы весь коллектив такой подобрать! Правда, есть электронные деньги, что сильно портит общую картину. Впрочем, существует еще плутофобия – это боязнь богатства. Где б найти миллионера с таким заболеванием, чтобы избавить от всех страхов разом?
Забава в стиле испанской инквизиции: собрать десяток девушек с внешностью Клаудии Шифер и натравить их на несчастного, страдающего калигинефобией – боязнью красивых женщин.
Или вот еще интересный страх. Представьте себе: приходит к вам телеграмма, что вы стали наследником американского промышленника. После этого звонит мужчина (или женщина) вашей мечты и с пылом признается в любви. А тут еще по телевизору говорят, что вас признали самым уважаемым человеком в городе. А вы забились под диван и дрожите от страха. Это эуфобия – боязнь услышать хорошие новости.
Среди всех экзотических видов страха, перечисленных в справочниках, очень заинтересовали херофобия (не то, о чем вы сначала подумали, а боязнь веселья), кинетофобия – боязнь двигаться, дидаскалейнофобия – ходить в школу (не вздумайте показать эту статью детям, сразу обзаведемся сотнями заболевших) и ностофобия (боязнь возвращения домой). Последняя – замечательное оправдание мужикам, сидящим в компании и пьющих пиво в первом часу ночи. Извини, дорогая, и рад бы вернуться, да вот незадача – ностофобия у меня. На всякий случай, наверное, мужчинам эту статью тоже не надо показывать – нахватаются еще…
А если вы дочитали материал до этого места и не убежали, в панике бросив журнал, поздравляем: вы не страдаете гелленологофобией – боязнью научной терминологии.
Как бы то ни было, со страхами надо бороться. И пусть в этом вам помогут слова Сенеки: «Сделай первый шаг – и ты поймешь. что все не так страшно».