Государство как корпорация

Денис Сорокин
На свободолюбивом Западе принято упоминать СССР в контексте «империи зла» и тоталитарного государства. Мол, жили люди в то время от расстрела до расстрела, работали от рассвета до заката, а всё свободное время маршировали по кремлёвской брусчатке, скандируя лозунги, продублированные для глухонемых на транспарантах.

Про то, что за завалами брёвен у американцев цвет глаз не разглядишь, известно всем -наслышаны и про «полицейское государство» и про бытовой расизм, гипертрофированную политкорректность и т.д. Это, скажем так, наиболее видимая и, от частого упоминания, ставшая банальной сторона американской «свободы».

Я же хочу упомянуть о корпоративной несвободе западных обывателей. Формально пропагандируя свободу действий гражданина на государственном уровне, правящие круги обрекают западное общество на корпоративное рабство.

Американская свобода – это иллюзия. Чтобы доказать это, достаточно сравнить ярлыки навешанные на Советский Союз и его жителей с тем, как функционируют западные компании. Основные претензии к нашей «тоталитарной» Родине» такие:

1. В СССР граждане с утра занимали очередь в кабинеты на Лубянке и под диктовку чекистов настукивали взаимные обвинения.

2. В СССР люди ходили строем и думали одинаково, не забывая раболепно восхвалять Старшего Брата.

3. КГБ контролировало каждый шаг советского гражданина, лишая его свободы перемещений.

4. Чрезмерная зависимость человека от государства.

5. Отсутствие свободы слова.

Если парировать данные обвинения по пунктам, отождествляя советскую государственность и американские корпорации, то выйдет следующее:

 1. Докладывать начальству о промахах коллег считается абсолютно нормальной практикой во всех западных компаниях, начиная с приснопамятного «Макдональдса» до солидных мировых брендов, в которых стимулом выслужиться перед боссом является увесистый годовой бонус.

2. В крупнейшей мировой сети супермаркетов Wal-Mart сотрудников воспитывают в духе идейной преданности работодателю. Перед началом рабочего дня исполняется гимн компании. Менеджеры немецких автомобильных концернов носят одинаковые галстуки, количество и цвет полос которых отображает принадлежность к тому или иному автогиганту. Во многих организациях, особенно японских, поклонение их основателю и гуру заставило бы Брежнева из зависти нацепить пятую звезду Героя.

3. Служба безопасности в западных фирмах некоторым работникам кажется посерьёзнее канувшего в лету КГБ. Когда приходится просиживать в офисе по 8-10 часов в сутки, то очень тяжело периодически не отвлекаться на личные дела. Но когда известно, что «Старший брат смотрит на тебя» - твои э-мейлы читаются, разговоры прослушиваются, и каждые 15 секунд специальная программа делает «скрин сэйвы» с экрана компьютера, отсылающиеся начальнику, то хочется от всего этого скрыться за пределами офиса. Однако, это тоже не так просто. К примеру, в одной крупной международной страховой компании со штаб-квартирой в Цюрихе, чтобы отойти в туалет, необходимо в системе учета времени отметить десятиминутный перерыв. Думаю, система действует, так как вряд ли кому-то хочется, краснея и пространно намекая на разнородность физиологических процессов, покрывать перед руководством собственный 20-ти минутный перекур с симпатичной коллегой с другого этажа.

4. Американцы зависимы намного больше, чем, им казалось, зависимы мы в 70-ые, 80-ые… Им кажется, что они свободны, но разве это свобода, когда приходится по 25 лет выплачивать кредит за дом и остальное имущество? Увольнение с работы становится трагедией, поэтому многие держатся за свой источник дохода, боясь прервать тот ручеек финансовых отчислений, что беспрерывно течёт в банк, погашая задолженность. Корпорациям это выгодно и они этим пользуются, зачастую игнорируя требования профсоюзов или вообще не допуская создания последних.

5. Со свободой слова в западных компаниях всё просто – если ты не лоялен, то ты не наш работник. Полагаю, ни один сотрудник Nike не посмеет предположить во всеуслышание, что продукция Adidas в чём-то превосходит то, что производит его компания. Расчёт он получит в этот же день.

Некоторые люди не выносят бешеного стресса корпоративной гонки и вырываются из этой системы, становясь дауншифтерами (свободными художниками). Тот же выход находят и люди, томящиеся от безделья на рабочем месте, которых огромная корпоративная машина просто забыла в дальнем углу своей разросшейся структуры. Да, некоторые находят счастье на вольных хлебах, но фрилансер никогда один не сможет создать и запустить в производство принципиально новый продукт или идею. Для этого, он создаст боеспособную команду работников, способных агрессивно застолбить за собой открывшиеся рынки. И для лидерства в своей сфере, для эффективной работы ему понадобится всё то, от чего он бежал, будучи винтиком в хорошо отлаженной работе известного мирового бренда. И уже ему будут направляться скринсейвы с экрана компьютера сотрудников, сексуально озабоченных в рабочее время, и они же будут объяснять ему происхождение невообразимого количества электронного спама в своей исходящей почте.

Я привёл эти примеры не для того, чтобы сказать Штатам «Сам дурак!», а для того, чтобы показать отечественным критикам СССР, что западное общество не менее тоталитарно, но только не на государственном уровне, а на уровне корпораций, что впрочем, позволяет большинству его представителей искренне заблуждаться по поводу обладания личной свободы. И эта жёсткая система управления присуща наиболее выдающимся и амбициозным компаниям мира, начиная с Ford и GE и заканчивая японскими конгломератами. Несмотря на то, что эта система в чём-то ущемляет права работников, владельцы компаний с лёгкостью идут на эту жертву, взамен получая новые рынки и прибыли, а также место в истории.

И следует понять, что величие западным странам приносят не дауншифтеры, открывающие на берегу Карибского моря кафе для туристов, а крупные компании со строгой иерархией, заставляющие работать с полной отдачей своих сотрудников в душных европейских офисах и на ещё более душных потогонных производствах Юго-Восточной Азии. Поскольку в СССР не существовало частного капитала, то данную модель он применял в государственном устройстве, что сделало его одной из двух ведущих стран мира.

Компании же с демократичным руководством обычно являются либо рекламными агентствами, где творчество и самовыражение важнее, чем завоевание рынков, либо бизнесом, переданным по наследству, когда честолюбие не является главной чертой характера его владельца. В качестве примера государств с подобной формой правления, нетерпеливо гавкая и виляя хвостом, просятся на руки страны Бенилюкса, спокойно возделывающие «пахотную землю», давным-давно завоёванную предками - не больше, не меньше.

Итого, содержание статьи я подвожу к двум выводам:

1. Западные страны, и Соединённые Штаты, в частности, не менее подвержены тоталитарному правлению, чем критикуемый ими СССР, только проявляется оно не на уровне государства, а на уровне корпораций, что мешает их общественности осознать этот факт.

2. Именно такой стиль руководства позволяет компаниям и государствам добиваться выдающихся успехов и побеждать конкурентов.