История 74 Про Городец, Гороховец, Семино, Смиркино, Мстеру, Вяз

Олег Сорокин
История 74: Про Городец, Гороховец, Семино, Смиркино, Мстеру, Вязники

10.06.2007г. Вот какой длинный маршрут, аж целых шесть пунктов. Ну так ведь июньские праздники, когда еще совершать такой квест. Для нас большинство пунктов на нем известны, и ассоциируются с другим путешествием, тремя годами раньше, так что я изредка буду сравнивать и проводить параллели.
А начинается все как обычно – метро Комсомольская, проспект Сахарова. Бывшая Маши Порываевой. Автобус не впечатляет, когда уже научаться запускать на трехдневные маршруты просторные машины с большими окнами. Нет, стандарт, приходится поджимать колени, чтобы соседи спереди не вынесли спинкой кресла коленную чашечку. Экскурсоводом зато Наталья, она никогда не сидит на своем законном первом месте, все время внизу, около водителя; так что договариваемся время от времени занимать это место. Ну да ладно, тронулись.
В этом путешествии нас ведет Владимирка. Мрачная когда-то дорога, по которой десятилетия, а то и сотни лет брели российские кандальники. Если ехать по ней в хмурый осенний день, или в зимнюю слякоть – легко можно представить все эти множественные этапы, бредущие по разбитым ухабам сквозь морось… К Владимирскому централу, откуда начинается длинный, а для многих бесконечный, путь на каторгу… Но это – в ненастье. Сейчас мы едем при ярком весеннем солнышке, по обочинам – бойкая торговля, вяленая рыба и знаменитые покровские пряники. Кстати, они куда симпатичней, чем тульские. В Покрове каждый пряник делают как для себя, под завязку набит сгущенкой, орехами или вареньем; туляки начинку жалеют.
Первая остановка – Киржач. Это не пункт путешествия, это кратковременная стоянка в 100 километрах от Москвы. Для таких как мы, экскурсантов на автобусах. Можно бегом выпить стаканчик чаю, сжевать пирожок. Ну и само собой, совершить все свои естественные надобности. В праздничные дни здесь собирается по десять автобусов. Года три назад все эти толпы бегали в лес, сейчас понастроили кабинок, но положения это не спасает. Очень много туристов. А уж в единственную кафешечку, где можно глотнуть кофе с пирожком, хвост страждущих торчит на улицу.
Километров через сто – Владимир. Объезжаем этот древний город по окраинам, потом – через Боголюбово. В окне мелькают печально известные руины княжеского дворца. Где-то между деревьев на миг – Церковь Покрова на Нерли, жемчужина нашей истории. Но все это – пункты другого путешествия, сейчас мчимся дальше. И хорошо на душе оттого, что мчимся. В прошлый раз именно этот участок дороги ремонтировался, машины шли в один ряд по челночному методу, поочередно – то наш поток, то встречный. От Владимира до Мстеры добирались часов семь.
Мстера – соперница Федоскино и Палеха. Тоже невеликое поселение (чуть больше двух тысяч жителей), то ли сельцо, то ли поселочек городского типа, сплошь населенное художниками народного промысла. Лаковые миниатюры. Впрочем, известны они как-то меньше палехских, хотя нам нравятся больше – как-то живее они, жизненней. В Палехе все законсервировано в черный лак и золото, каждая травинка рисуется по устоявшимся канонам, а в Мстере все проще. Потому и интересней. Крохотный музей народного искусства и промысла весь забит расписанными шкатулками, и сюжеты там – легкие, яркие.
Пока желающие приобщаются к искусству путем приобретения произведений местных мастеров, мы обходим центр сельца. Собственно, кроме музея в Мстере стоит еще мощный монастырь, но его ворота всегда заперты. То ли не работает, то ли монахи местные туристов не жалуют. Так что смотрим снаружи. Тут же – пруд с лодочным сараем, поросший кувшинками. Очаровательно. Кстати, в переводе с финно-угорского Мстера – Черная река. Наверное. Когда точно не известно – наши историки тут же кивают на финно-угорские племена.
Километров 30 – и Вязники. С посещением этого городка мы опять опоздали по сезону – говорят, чудно там в мае, когда вишня цветет. Опять же : «в прошлый раз…» Мы приехали тогда уже поздним вечером. Ни в какие музеи нас уже не пустили. Сейчас – другое дело. Местный экскурсовод на подхвате, нас ведут в краеведческий музей. Невелик, да и пресновато, честно говоря. Гвоздь экспозиции – паровая машина Уатта, начала века. Настолько большая конструкция, что стоит в отдельном павильоне. Богоявленский монастырь. Так и не помню, действующий он или только храм работает. Ничего необычного. Колодец любви. Грандиозный деревянный механизм с колесом для вытягивания ведра. Говорят, кто из него попьет, тому счастья и любви будет через край. Он пересохший. Причем, пересохшим был еще в первый наш приезд, три года назад. Несколько любопытных домов-теремов, тоже в плачевном состоянии. Главная знаменитость Вязников – поэт-песенник Фатьянов. В смысле, ему стоит памятник, на двери его дома - мемориальная табличка, а раз в год здесь собираются поклонники и последователи. Не думаю, что много.
Это все мимо, мы-то знаем главную достопримечательность Вязников – смотровая площадка. Как раз там заканчивается гряда холмов и начинается равнина – до самой средней Азии, по-моему. Вот это вид. Дух захватывает. Говорят, километров на сто видно вдаль… Под крутизной – Клязьма, ни в жисть не узнать хилый ручеек, текущий в Подмосковье, здесь это мощная, судоходная река. В прошлый приезд мы приехали уже вечером, и главное впечатление было, как водитель в темноте разворачивал здоровенный автобус на этом обрыве. Вообще, тогда к водителю было много вопросов. И с крутых горок в Вязниках мы катались задом, потому что мотор не тянул, а тормоза почти не держали. И эти виражи в темноте. Сегодня все гораздо безопасней, а потому – приятней.
И мчим в Городец. Почему Городец – наверное, потому что размером не вышел. Хотя вполне приличных размеров, на мой взгляд. Ехать далеко, так что прибываем уже в сумерках. Водохранилище. На закате едем по дамбе – за ней плещется настоящее море, во всяком случае, берегов не видать, и маяки стоят вполне натуральные. Красиво очень. Наверное, поэтому Городец очень похож на какой-нибудь приморский курортный городок – здесь и чайки, и порт, и огромный судоремонтный завод. Размещаемся в плавучей гостинице – в заливе, на дебаркадере. Просто шикарно, чувствуешь себя героем западного фильма про миллионеров – море, яхты, девицы в бикини. С последним правда туго – всю неделю стояла страшная жара, а на выходные, по закону подлости - +15. А мы то тащили с собой плавки и купальники. В группе конечно были моржевидные товарищи, которые все равно полезли вечером в воду, но мы предпочли прогулку по берегу. Полюбовались на ночной порт. С передышками и привалами карабкались на высоченный берег, по лестнице, похожей на потемкинскую… В общем-то зря. Кроме обшарпанного Дворца культуры с парой ларьков рядом мы там ничего не увидели.

11.06.2007г. Следующий день – гораздо интересней. Оказывается, в Городце очень симпатичный центр, с набережной, застроенный одноэтажными домиками. Многие из них старинные, но несмотря на возраст выглядят вполне ухоженными. На улицах – ни пылинки, что для москвичей нонсенс. На огромных деревянных воротах (чуть выше домишки, который они закрывают), украшенных глухой Городецкой резьбой – две рыбины. Больше похожи на червяков в чешуе. Экскурсовод предлагает угадать, какую рыбу имел в виду резчик. Вариантов нет. Я бы сказал, что изображена личинка головастика. Оказывается – дельфины. Жил там какой-то итальянский аристократ, у которого в дворянском гербе такой символ. Вот мужики и вырезали по приказу то, что в их понятии представляет собой дельфин.
И еще один момент – флюгер в виде охотящейся кошки, окруженной мышками. По-моему, на долю этой киски с компанией пришлась большая часть снимков всей группы, очень забавная композиция.
Обед. Мы успели смотаться в магазин и прикупить ряженки – Наталья нам всю дорогу нахваливала местные молочные продукты. Есть за что, надо сказать. Ряженку я не пил, а ковырял ложкой – настолько густая. Сметану они, наверное, топором разделывают. Еще посетили городские укрепления, уж не помню какого века. Здесь проходила граница Дикого поля, здесь шли постоянные большие и малые войны с кочевниками-степняками, так что валы строили на совесть. Даже сейчас оборону держать можно – высота валов 7-15 метров, а толщина – до 22. Впрочем, самый известный князь – Андрей Городецкий, запомнился современникам как раз тем, что систематически приводил орды врагов на родную землю. А похоронен почему-то в храме Михаила Архангела. Парадокс. Может, по аналогии с киевским покровителем, тот тоже как-то отличился, в смысле, проспал свой город.
Отъезд задерживается. Кроме глухой резьбы, Городец еще, оказывается, знаменит (в своей области) медом и пряниками. Еще золотым шитьем, но это совсем уж экзотика. Городецкие пряники. Понятное дело, половина группы выстраивается в крохотном магазинчике в очередь, жаждуя пряников. Мы маемся в автобусе. Во-первых, пряники мы вообще не особенно любим. Во-вторых, Городцу есть чем гордиться, но его изделия явно проигрывают покровским, да и тульским. А в-третьих - пока группа парилась в краеведческом музее, мы уже обошли весь центр города, и пряников купили без всякой очереди.
Следующий пункт программы – село Семино. Родина хохломской росписи. В Хохломе, оказывается, была только ярмарка, где расписную посуду продавали, а производство – в Семино. Интересно. Нас ведут прямо на фабрику. Маленький музей, в котором рассказывают о развитие промысла, показывают шедевры росписи. После – то, ради чего все это и затевалось, то бишь поход на склад готовой продукции. Народ тут же набрасывается на супницы и ложки, скупает мешками и ящиками. Мы тоже приобщаемся – купили по ложке. И снова долго ждем возле автобуса остальных экскурсантов.
Последнее на сегодня – деревня Смиркино. Здесь народ славится мастерами-горшечниками. По длинному-длинному хлипкому мостику перебираемся через деревенский пруд – там стоит кособокая приземистая избенка. Салон местного умельца-горшечника. Помещение крохотное, так что долго там не задерживаемся, хотя мне всегда нравится смотреть на гончарный круг. Как из комка глины получается вроде бы сам собой кувшин или горшок.
Народ, естественно, жаждет теперь приобрести горшков. Мастер разводит руками и говорит, что готовых нет. Все бредут к автобусу в уныние, только мы вприпрыжку. Нам горшков не надо. Говорят, глина здесь особенная, и молоко в такой посуде месяц не прокисает. Зачем его хранить месяц? Но народ упрямо бредит горшками. И у автобуса экскурсовод радостно сообщает, что есть еще один мастер. На другом конце деревни. Жаждующие кидаются в указанном направлении, а мы снова плюхаемся в автобус их ждать. За окном – идиллия. Наши туристы (кому ноги дороже горшков) взяли в кольцо теленка, привязанного на лужайке по соседству, и активно скармливают драгоценные городецкие пряники.
Еще через полчаса наконец возвращается вереница любителей молока долгого хранения. Впереди гордо вышагивает мужик с горшком, то ли покрашенным, то ли муравленым в тускло-зеленый болотный цвет. Мдя. Еще полчаса кормления теленка вновь прибывшими – и трогаемся. Автобус, груженый пряниками, посудой и горшками идет тяжко…
12.06.2007г. Ну, и последний день вояжа. Гороховец. Сретенский монастырь на крутом берегу Клязьмы. Вот оттуда точно на сто километров видно, еще поговорка такая есть «Гороховец – горам конец». Дом купца Сапожникова. Про такие дома правильно говорят – дом-крепость. Такой забор – из пушки не пробьешь. В этом доме сейчас музей мещанского быта, можно полюбоваться на предметы купеческого обихода и послушать про нравы домостроя. Мы там не впервые, но смотрим с интересом. Особенно на ворота в два с лишним метра высотой. Форт, натуральный форт.
Народ, похоже, присытился покупкой разных диковинок. И на призыв Наташи покупать местное печенье «Коровка», самое печенистое в мире, реагирует вяло. Тем более, что дальше по программе пикник на природе.
Для поглощения шашлыков нас отвозят на окраину Гороховца. Что и говорить, кормят на славу, хотя именно шашлык дядька сжег, зараза. Мы быстренько покушали фруктов да пирогов, и отошли подальше – недалеко поле футбольное, играли команды пацаненков. Местная команда и гости из соседнего городка. Посмотрели, посвистели. Наши согруппники тем временем, под русские народные наигрыши и пляски (концерт самодеятельности) налились под завязку вином да водкою. А надо сказать, что погода разгулялась, жарища. Представляете, пять-шесть часов в душном автобусе пьяному? Вот и мы представили. Как начали все наши старушки- веселушки по очереди харчами хвалится… Да у каждого столба тормозить, проветриваться…
В общем, в прошлый раз на пути из Гороховца у нас сломался автобус. В 80 километрах от Москвы, в виду мрачного гнилого болота. Помню, уже холодно было, темно, болото… Плохое завершение поездки. Но я бы предпочел сломанный автобус и болото, чем такие вот танцы перепившейся публики. Приехали в столицу задерганные и раздраженные.