Преодоление стереотипов, образы, брожение

Зинаида Александровна Стамблер
в сознании каждый миг. Под влияниями, над влияниями... Потому что всё из чего-нибудь да следует – и, в свою очередь, куда-нибудь да втекает.

Вам про что интересно? Это я вообще-то из вежливости – ясное дело, что рассказывать всё равно буду о том, что интересно мне самой. Например, про стародавние времена, про любовь, про кошек, про чудеса и разоблачения, про небесную гармонию, еду, яды и камни, про изобретения, про космос...



Стародавние времена

Принято считать, что человек родился тогда, когда это записано в его документах. Но я-то знаю, что родилась не в первый и – судя по всему – не в последний раз даже в этой своей жизни. А потому мало того, что я, как и всё человечество, знавала худшие, а порой и лучшие времена, чем те, в которых проживаю сейчас – но и времена соответственно знавали меня саму во всех качествах.

Чего только не доводилось, в каких только шкурах не ходила, какими языками не говорила, какой только дурью ни маялась...

Разное бывало. Милостыню просила, от наставника своего отступалась, друзей оставляла в беде – не хочется вспоминать про плохое. А и хорошего и даже очень хорошего тоже хватало... Но саму себя нахваливать не годится, а разоблачить и поругать – это полезно. Тем более – было же.

Так и запишем: побиралась, обманывала, предавала...



Любовь

1. Мужчина и женщина

Сколько себя помню – столько умираю от любви. И даже когда по идее нужно бы только радоваться – всё равно умираю. Наверное, по инерции. Хотя любовь – такая штука, что на земле её обнаружить, испытать, обрести и сохранить в первозданном виде очень нелегко. То есть в наших условиях любовь выживает с трудом. Но это понятно. А вот почему я от любви умираю – особенно, если она угнездилась в нас? И натурально так: собственное сердце порой шинкую, мужнино старательно крошу в капусту... И всё почему? Не хватает чего-то? Но ведь любовь – это состояние. И в смысле богатства чувств, красок... и всего такого... тоже. Самое замечательное состояние на свете!

Ну, и зачем я, спрашивается, орудую словами и предметами?

А затем, что несовершенна, раз. Покоя внутри маловато будет, два. Думаю много, три. Читаю женские романы, четыре.

Насчет несовершенства – так непрестанно и работаю над собой. По поводу покоя – медитирую и отпаиваюсь мятным чаем. Думаю же постоянно. О любви. Это, собственно, единственное, о чем я вообще думаю – а значит, с этим пунктом у меня пока слабовато.

А женские романы зачастую не только с пути сбивают, но и способствуют несварению. Невольно сравниваешь: кто чего сказал и как на что ответил – ну, и другое тоже... И, скажу я вам прямо, даже в тех случаях, когда действительность рулит, выруливает она то в лужу, то в болото... Как правило. Но как же здорово это правило нарушать!

Однако из двух зол – читать ЖР или писать ЖР – я предпочитаю добро двух вариантов.

2. Родители и дети

Каждая семья – сага, эпопея... И думай-не думай, а всё выйдет не по уму. В лучшем случае – по совести. Но с покоем ни родители, ни дети никак не сочетаются, хоть тресни. Вот такая любовь.

3. Друзья и враги

А как же их не любить! Друзей – радостно, врагов – по святому примеру, со скрипом. А что делать – всё равно за все прошедшие жизни все друзья уже не раз побывали во врагах, а враги – друзьями... С такими мыслями и люблю.

4. Всё сущее

Самое приятное – любить сущее. Солнце, Луну со звездами, небо с облаками, дождики и ливни, снегопады-листопады, ветер, радуги, землю со всем, что на ней: зеленым, оранжевым, алым и бирюзово-синим, желтым, белоснежным, серым, черным, кристально-прозрачным, ароматным... Сухим и мокрым, горячим и холодным, беззвучным и шумным... А также пятнистым, полосатым, шерстяным и в перьях, однотонным и цветным... Клювастым, ушастым, хвостатым, крылатым, ползущим, поющим и кровососущим... С последними, конечно, на физическом плане, не без проблем. А с кем всегда легко?

5. Бог

С Богом.
И все несовершенства, и беспокой, и глупость-ум отступают перед этой любовью.
Кто верит, тот знает.
Так в любви всегда.
Навсегда.



Кошки

Смотрю на них – любуюсь, вот ведь совершенные созданья!

И ни одна кошка не такова, как другие. Наша зверуша, к примеру, наделена редкостной дикой красой, лисьим хвостом и роскошным мехом – важничает, гордится. Обожает копченый сыр с острым перцем, гриль-курицу, своих родных – к местам жительства относится философски и меняет естественно квартиры, страны и города... Кот перенял многие наши привычки: ночью спит по 8 - 10 часов, днем, правда, тоже не дурак вздремнуть – голова на подушке, тельце под одеялом... Не прочь и помурлыкать, если тема подходящая. Хотя выражение морды, когда не жмурится, такое, будто он всех впервые видит – и все ему страшно не по вкусу. Но при этом трогательно нежен, семейственен. К себе подобным относится с равнодушием, легко переходящим в раздражение. К чужим людям, впрочем, тоже. Не выносит соседской дрели, нашего пылесоса, громкого чиха, хохота, плача...

Однажды Господь вселился в нашего кота – и совершил чудо. Между прочим, кошки чаще, чем голуби становятся проводниками божественной любви. И совершенно справедливо – потому что даже по чистоплотности им точно не сравниться.(Хотела прямо написать: «кошки, в отличие от голубей, не срут сверху куда попало», но постеснялась.)



Чудеса и разоблачения

Чудеса на каждом шагу, но людей обычно гораздо больше привлекают разоблачения. Ну, что привлекает – то и происходит. Даже если и кажется, что наоборот.

Пока я старательно выискивала подвохи, судьба исправно мне их предоставляла в бешеном количестве. Стоило только принять первое чудо – последующие не заставили себя очень долго ждать.

Совпадения, стечения обстоятельств, загадки природы... Ну, да, конечно. Когда ты рождаешь ребенка, вопреки всему, смеясь и танцуя, в дату, которую ты заранее обвела кружочком с лучами в календаре... Когда твоя дочь – точь-в-точь тот образ, что приходил к тебе в снах за 5 лет до её рождения... Когда трусливый и капризный, как ночная орхидея, кот, заслышав твои рыдания по поводу прогноза врача, не уносится возмущенным снарядом в другую комнату, а прыгает пантерой на едва беременный живот – и когтистыми лапами Бога удерживает в нём бесценную жизнь...

И до этого, и после этого – настоящие чудеса. И обязательно будут дальше.



Небесная гармония, еда, яды и камни

1. Небесная гармония

Малышкой я создавала музыку. Подходила к пианино – плотоядно скребла пальчиками по толстеньким белым и худеньким черным клавишам и млела в предвкушении чудесных звуков. Выходило очень похоже на те кошачьи экспромты, что запечатлела в роликах ютьюба хозяйка кошки Норы.

Потом я решила взяться за танец. Импровизировать балет получалось гораздо лучше. Но отдали меня в музыкальную школу, а не в хореографическое училище.

В семь лет, будучи малограмотной, я вознамерилась творить нечто наподобие комиксов. Рисунки отрабатывала до мелочей, текст же ограничивался, в основном, междометиями: «Ах!», «Ух!», «Ой!»... Процесс доставлял истинное блаженство – и продолжает до сих пор.

2. Еда и яды

Хороший яд – это плохая еда. Я так считаю. Благодаря прошлому опыту. А потому в настоящем кашеварю с особым азартом и не жалею на создание еды ни времени, ни сил. Как на творчество. Включаю музыку, поднимаюсь на цыпочки – и кружу в молитвенном танце... Существует мнение, что я недурно готовлю.

3. Камни

Слышу их дыхание и понимаю слова. Есть болтливые камни – они отличаются цветовыми переходами и вкраплениями кварца, есть строгие – гладкие и прозрачные, есть замкнутые – с холодным блеском, есть и такие, что сложно разговорить, но зато они могут порассказать всякую всячину... И про стародавние времена, и про любовь, и про людей, растения и животных, и про чудеса, и про изобретения всевозможные, и про космос...



Изобретения

Откуда берутся идеи? Представляю мега-склады с горами банок, наподобие тех, что украшали продуктовые магазины моего детства. Озорные всклокоченные старички, похожие на Эйнштейна и профессора из «Назад в будущее», консервными ножами старого образца – серпик и закорюка на деревянной ручке – вскрывают сгущенку, а там...

Хотя мастера Тесла и Термен, наверное, сгущенку не вскрывали, а добирались до содержимого более экстравагантными способами.

Открытие – откровение по вдохновению, а значит, творчество. И тут уж никак без чуда и веры, без любви и небесной гармонии.



Космос

Не секрет, что все идеи и образы уже присутствуют в пространстве в сгущенном виде и терпеливо ждут своего часа между далеких звезд. Вернее, не часа, а часовщика.

У меня был дедушка – пятый, если не ошибаюсь, муж моей двоюродной бабули, часовых дел мастер. Сибиряк. Такие пельмени наколдовывал – дух захватывало. Очень любил всех внуков и баловал от души каждого. А нас – немало.

Однажды после очередной починки моих очередных неизменно ломающихся наручных часов, дедушка сказал:

- Зачем тебе они? Видишь, время не хочет отсчитывать твою жизнь.

- А как же я тогда буду знать, который час?

- Слишком много людей вокруг озабочены этим, просто спрашивай их, когда тебе нужно.

Следовать волшебному совету нетрудно, я же думала и думаю только о любви – и больше ни о чем... Может, поэтому я постоянно опаздываю – и вечно оказываюсь вовремя – и мне так важно, чтобы всё – навсегда и чтобы всё – бесконечно.