Я, не-я

Дмитрий Литвинцев
Я, не-я.

Иногда я чувствую себя оболочкой. Пустота. Внешний мир проникает в
меня, но даже эхо его недолго отражается от внутренней стороны
сознания-скорлупы. Нет даже намека на желание. Сама идея чего-то
желать представляется невозможной, абсурдной. Такие выпадения
сознания-рисунка из тотального полотна бытия наводят порой на очень
интересные размышления. Кто ты есть, где и зачем? Есть ли граница
между тобой и не тобой и как почувствовать ее?
Если на физическом плане бытия еще можно более или менее четко это
определить, действительно, если мне больно, то бьют меня, а не Васю.
Хотя известен, например, случай с Рамокришной, который видя как
избивают вола, сам испытывал страдания, даже кровь, пишут, выступила.
На ментальном, психическом уровне разделение 'я', 'не-я' провести куда
сложнее. Копаясь в потрохах собственной психики по мере углубления в
мотивационный аппарат, изучение реакций начинаешь все более задаваться
вопросом: "А есть ли вообще во мне что-либо свое?". Ведь наши реакции
- это во многом следствие воздействия внешнего: воспитания, инерции
среды (общества, коллектива).
Каждый из нас с младенчества жестко программируется на "то", "не-то".
Причем делается это не со зла, а с благими вполне намерениями, для
того чтобы ребенок встроился в систему, органично влился в
искусственную реальность, выстроенную его предками. В итоге получается
на выходе во взрослую жизнь довольно таки жестко запрограммированная
личность. Кстати, необязательно родители, воспитатели, учителя
выступают в роли программаторов. Беспризорников, например, воспитывает
среда, улица, не менее, а иногда и более жестко определяя, моделируя
их поведение и что куда страшнее мировоззрение.
Единственно, что хоть как-то расширяет наши горизонты, добавляя
сознанию степеней свободы - это собственный опыт. Вернее переживание
опыта, его сознательная переработка, осмысление. Это хоть как-то
делает нашу фронтальную личность (эго) более сознательной, путем
самоанализа расширяет восприятие внешнего мира и себя, потому как если
подумать на определенном этапе грань между "я" и "не я" стирается, в
сущности она нужна лишь для развития индивидуального сознания (души).
Я не понимаю концепции Нирваны, растворения в Абсолюте. Это
бессмысленно, зачем давать части Всеобщего тело, как средство
обособления, потенцию к индивидуальности только лишь для того, чтобы
затем растворить бесследно в общем котле Сущего. Нет, если мы исходим
из того, что Универсум сознателен, подобный подход к определению
человеческого бытия видится нелогичным, нерациональным. Куда
естественней предположить, что тело и индивидуальный разум дается
специально для возможности развития и расширения каждого микросознания
-личности до уровня сверхразума, сверхволи. Таким образом, обогащая и
расширяя собой и Абсолют, Б-га, при условии что найдется чем
обогатить, в противном случае - в переплавку, в круг перерождений, в
новое тело и новую личность. Уже не говоря о том, что личность-это
способ выражения Б-га, того Знания, которое многим доступно хотя бы
изредка. Да Истина будет искажена, она как и любая проекция не даст
полного представления о предмете, но пройдя через призму развитого
сознания вполне вероятно обогатиться каким-то новым оттенком, вряд ли
найдется что-либо более изменчивое, нежели она.
Истина - это не в коем случае не структура, не каркас, не мысль
"забронзовевшая" в догме (помните, про выраженный Дао). Это процесс,
это переживание, непередаваемое, неформулируемое даже для себя самого,
любая попытка сознания ее прожевать, как уже говорилось, ведет к
искажению. Это неплохо, даже наоборот... для мира (именно так мы
получаем, например шедевры мирового искусства или прорывы на научном
фронте), но все же для конкретного индивидуума ценнее наверно пережить
полноту истины, чем сформулировав уничтожить ее в себе. Конечно,
подобные переживания доступны не всем.
Возможно, это жестоко, но мне кажется, что от рождения человеку дается
лишь возможность, зачаток души, а не сама душа. Эту возможность надо:
во-первых найти в себе, а это трудно, вся жизнь обычного человека -
это процесс замещение души на эго, маски, искусственные
нежизнеспособные (в том числе и в посмертии) сущности. А во-вторых,
эту возможность надо реализовать, воплотить. Понятно, что это тяжелый,
каждодневный труд. Методик здесь много от медитаций, йогических
практик до развития в себе эстетического чувства, потому как красота,
как ничто иное, дает почувствовать единство всего сущего, уничтожая
границу, преодолевая отчужденность между человеком и миром. Более
того, как утверждают классики для более гармоничного развития
собственного истинного "я" необходимо совмещать различные методики.
Это трудный долгий, а возможно и бесконечный путь, но как говорит нам
древняя народная мудрость: "Дорогу осилит идущий."