Колхоз дело добровольное Рассказ -1 Кара Часть-1 За приезд отьез

Михаил Меньшаков
Колхоз дело добровольное
 От автора
Этим произведением я открываю серию рассказов о мальчишках и девчонках, живших во времена «брежневского благоденствия» в середине семидесятых прошлого столетия, и попавших в экстремальные условия деревенской жизни, и о тех приключениях, которые им придётся пережить за месяц работы в колхозе. Все персонажи вымышлены.

 Рассказ -1
 Кара
 Часть -1
 За приезд, отъезд
Колька ехал в колхоз, он поступил учиться в техникум, а второго сентября вместо занятий всю группу отправили в колхоз на помощь в уборке урожая. Это мероприятие называлось громкими словами «битва за урожай», ехала вся группа в Любимский район, в посёлок под странным названием Закобякино. Асфальтовой дороги туда не было, и поэтому автобусы не ходили, добраться туда было можно тремя способами. На «кукурузнике», это такой самолёт, на котором летают на близкие расстояния, но на самолёт денег не было, да и пассажиров в него входило совсем мало. На «ракете» до Костромы, потом на катере по Костромке до деревни Иссады, а там пешком километра два, но это тоже не подходило, слишком долго, и тоже дорого. Ребят везли на поезде, до маленького районного города Любим, потом на грузовой машине по страшной грязной дороге, которая состояла из колеи в одну сторону, уже до самого Закобякино. Такой дороги Колька в своей короткой молодой жизни ещё не видел, старая дряхлая машина Газ – 51, в кузове которой прямо на полу сидели мальчишки и девчонки, как въехала в эту колею в начале дороги, так и выехала только в самом Закобякино. Остановились в центре маленького посёлка, на центральной площади, где находились все магазины, сельсовет, контора правления колхоза, клуб и старая заброшенная церковь. Водитель, не молодой деревенский мужик в просаленном комбинезоне, и с утра похоже уже пьяный, выскочил из машины и заорал на всю площадь.
-Выходи, ядрёна корень, чего сидите, приехали, дальше своим ходом будете добираться – и добавил, обращаясь к мастеру, старшему группы, который ехал с ним в кабине.
-Чего стоишь, иди, покупай, вон магазин, да водки бери, я красное не люблю. – Мастер Николай Петрович Старостин, он же и воспитатель, недовольно поморщился, но не говоря, ни слова скрылся за некрашеными дверями маленького деревенского магазина.
- А вы чего стоите? – опять так же громко заорал водила, обращаясь к мальчишкам, только что спрыгнувшим с кузова машины.
- Он чего глухой что – ли, так орёт? – обратился к Кольке высокий парень с длинными волосами.
- Откуда я знаю – ответил Колька – давайте лучше скинемся и отметим приезд.
- Надо у Петровича спросить – засомневался длинноволосый парень, а то из техникума попрут, а мне в армию неохота.
- А ты чего девка что – ли? – спросил опять громко, на всю площадь, водила – патлы – то распустил.
- Модно так – огрызнулся парень.
-У нас тоже два, три модника таких есть, вон поп такие же патлы носит – засмеялся водила.
-Это он тебе в отместку за глухого – ткнув парня локтем, сказал Колька – вот тебе и глухой, думай, что говоришь, а то на кулак нарвёшься. В этот момент из магазина вышел Петрович, он нёс в одной руке бутылку водки по 3,62, в другой мороженное.
- Смотрите – ка, здесь даже мороженное есть – загалдели девчонки и ринулись в магазин.
- Нам тоже купите – крикнул им в след длинноволосый парень.
- Щас, мороженного он захотел за наш счёт, сам себе покупай, хитрый какой – огрызнулись девчонки. Длинноволосый почесал затылок, и сам пошёл в магазин. В магазине воняло старой селёдкой, затхлостью и сыростью, вместе с продуктами здесь торговали промтоварами, порошками мылом и вообще всякой всячиной. Следом за длинноволосым в магазин потянулись и остальные ребята.
- Ну, чего брать будем, водки или красненького? – спросил пацанов Колька. На полках магазина спиртного было раздолье, водки стояло сортов пять, а уж о красном и говорить нечего, наливай и пей. Мальчишки внимательно рассматривали, выставленное в ряд красное вино.
 - Сухаря не надо, кислятину пусть девчонки пьют – рассуждали они. – И водки не будем, слишком дорого, мало получится на каждого, давайте возьмём «фруктовое – ягодное», оно дешевое, получится много – рассуждали мальчишки.
- Правильно, сольём всё вино в одно ведро, и будем черпать кружками на лужайке – предложил Колька. Ребята согласились и стали подсчитывать, сколько надо денег на два ящика красного, по 92 копейки за бутылку. Получалось 36 рублей 80 копеек – а нас 24 че-ловека, значит с каждого по 1рублю 55 копеек, копейки на закуску – подсчитал Колька. – Давай собирай быстрее – предложил он длинноволосому.
-А чего я – то, больше некому что – ли – стал отказываться тот.
-Давай, давай, нечего выделываться, пить будешь? – спросил Колька.
-Буду – ответил тот.
-Раз будешь, собирай, а то мы тебя исключим из нашей компании. Длинноволосый поморщился, но снял кепку и пошёл собирать в неё деньги. – Раскошеливайтесь, да побыстрее – командовал он и тщательно пересчитывал деньги, отданные каждым компаньоном. Девчонки по началу отказались пить такое красное.
-Не будем мы пить эту фуфуню, вонь от неё на километр – возмутилась толстая Верка. Верка была самая молодая из всех девчонок, она поступила в техникум после восьмого класса, а не как все остальные после десятого. Ей не было ещё и шестнадцати лет, разговорчивая, весёлая она сразу перезнакомилась со всеми, и её уже успели прозвать «плюшка», на что она совсем не обиделась.
-Меня и дома все зовут «булочка» - говорила она, поглядывая на ребят своими голубыми глазами и улыбаясь пухлыми алыми губками.
-Давай, давай я тебе сухого куплю, вон «рислинг» есть – сказал длинноволосый.
-А я бы лучше водочки выпила – сказала Верка, и, подумав, добавила – покупай, чего хочешь, не хорошо отрываться от коллектива.
-Правильно, да и мала ты ещё, водку пить, подрасти сначала, а то отвечай потом за тебя.
-Сам – то ты ещё маленький, вымахал как верста коломенская, а целоваться не умеешь – засмеялась Верка.
-А ты умеешь? – возмутился длинноволосый.
-Да уж умею, получше твоего – гордо сказала Верка.
-А ну покажи, как надо – сказал длинноволосый и замер в ожидании поцелуя.
-Щас буду я с тобой губошлёпом целоваться, держи карман шире – засмеялась Верка.
-Хватит Вам в любовь играть – заругался Колька. – Ты деньги у всех собрал? – спросил он у длинноволосого.
-У всех, и даже пересчитал, 37 рублей ровно – ответил тот.
-Тогда чего стоишь, иди, покупай, и закусить возьми на оставшиеся – распорядился Колька.
- Как я один два ящика понесу – возмутился длинноволосый.
- Почему один, возьми ещё кого – нибудь, чего народу мало что – ли – предложил Колька.
- Кто со мной за бальзамом для души? – кинул кличь длинноволосый. – Я, Я, и Я тоже – сказали трое мальчишек.
-Тогда пошли, а то мне одному не справиться, да рюкзаки возьмите куда положить, сорок штук в руках не унесёшь – посоветовал длинноволосый. Мальчишки скрылись за некрашеными дверями магазина.
-А куда наш мастер делся? – спросили девчонки Кольку.
-Как куда, ушёл водку пить с водилой, потом пойдёт к председателю определять нас на работу и устраивать на ночлег, там тоже добавит за губу, так что сегодня мы его трезвым не увидим – ответил Колька. Мальчишки вышли из магазина, неся в руках полные рюкзаки красного вина.
- Во закупили, теперь можно отправляться на место жительства – улыбнулся длинноволосый.
-А закусить – то взял, чего нибудь? – спросил Колька.
-Купил, купил, колбасы ливерной купил, хлеба, во ещё завтрак туриста, целых пять банок – ответил длинноволосый.
-Кильки ещё в томатном соусе купили – крикнул парень, тоже ходивший за вином.
-Ну, раз всё купили, пошли к конторе колхоза, там Петрович должен быть – предложил Колька.
-Ты как начальник всем распоряжаешься – возмутился длинноволосый.
-А тебе что не нравится, дак командовал бы сам, или у тебя в носе не кругло? – засмеялась Верка.
-У тебя, зато очень кругло – огрызнулся длинноволосый. Петрович сидел на лавочке рядом с председателем колхоза, покачиваясь из стороны в сторону, и о чём – то с ним горячо споря.
- Во уже готовы, наклюкались – засмеялся длинноволосый. Колька подошёл к мастеру и спросил – Николай Петрович, куда дальше пойдём, где ночевать будем?
- А тёзка – сказал тот и посмотрел на Кольку осоловевшими глазами. – Сначала пообедайте, а потом пойдём в деревню километра полтора отсюда.
-Вас Наказанный проводит – влез в разговор председатель.
-А где обедать – то? – услышав про еду, загалдели ребята. Толстая Верка, проголодавшаяся больше всех, подошла вплотную к мастеру и спросила – а где столовая – то?
-Вам же сказали, Наказанный проводит, ты чего какая не понятливая – возмутился мастер. Наказанным они называли мужика лет 67, невысокого роста, худощавого, с седыми не стриженными взлохмаченными волосами, и такой же седой бородой, он стоял чуть поодаль от председателя, и поэтому ребята его не сразу заметили. Наказанный смотрел на ребят добрыми, когда – то голубыми глазами, но от старости выцветшими и пожелтевшими от постоянной пьянки. Весь вид его говорил о том, что он действительно наказанный, какой – то неуверенный, грустный, с опущенными в низ плечами в старой рваной фуфайке, из под которой выглядывала старая застиранная до желтизны белая рубаха. На ногах его были одеты, стоптанные кирзовые сапоги, все грязные, и задранными вверх носами. Но всего больше смутило ребят, то что из правого рукава его старой фуфайки, выглядывала маленькая детская ручонка, сухонькие пальчики которой заканчивались длинными грязными ногтями.
- Пойдёмте, детишечки, я вас провожу – сказал он добрым ласковым голосом. Колхозная столовая находилась совсем рядом на втором этаже небольшого, очень старого деревянного здания, на первом этаже были размещены парикмахерская, аптека и какой – то склад – как – то нелогично, надо бы наоборот, столовую вниз, а всё остальное наверх – подумал Колька. Мальчишки и девчонки поднялись на второй этаж и вошли в столовую, это была небольшая по размеру комната, в ней находились несколько небольших деревянных столов за одним из столов, сидели четверо деревенских мужиков, они распивали красное вино.
- А, Наказанный, проходи, присаживайся, гостем будешь – предложил один из мужиков.
- Не могу, мне надо детишек проводить – отказался от предложения Наказанный. Он заглянул в окошко для раздачи пищи и сказал – девочки, председатель просил накормить всех городских.
 - Сколько их? – спросил нежный женский голос.
- Сколько Вас? – переспросил Наказанный.
- 24 человека – ответили хором ребята и девчонки.
- Как жрать – то хотят – засмеялись за столом мужики.
 - Ну, чего стоите, принимайте – сказала выглянувшая из окна девчонка лет шестнадцати, и стала выставлять тарелки с супом.
-Куда садиться – то места всем не хватит? – возмущались ребята.
- А вы на пол садитесь – пошутил один из пьяных мужиков.
- Столы составьте и садитесь – крикнула подающая тарелки девчонка. Мальчишки составили пустые столы, места действительно стало много и хватало на всех, зато стало не хватать стульев.
- Сейчас я вам лавку подам – сказала девчонка. С лавкой места хватило всем.
- В тесноте, да не в обиде – сказал Наказанный, подумав, добавил – за приезд надо бы выпить, чтобы дорога была гладкой, когда назад поедете.
 - Да надо бы – согласился Колька.
 - Надо, надо – повторили как эхо ребята. Длинноволосый принял слова ребят к действию и стал доставать из рюкзака бутылки с красным вином. – Каждому по полбутылки – распорядился он. Длинноволосый выставил на стол 12 бутылок вина и стал завязывать рюкзак.
-А деду чего не достал, он, что не пьющий, или не уважает? – возмутились ребята.
- Пьющий, пьющий и всех уважаю – подал голос Наказанный. Длинноволосый с неохотой развязал рюкзак и достал ещё одну бутылку вина. – На халяву и уксус сладкий – сказал он зло и поставил бутылку на стол. Ребята разлили по стаканам красное вино, по столовой пошла такая вонь, что повариха высунулась в окно раздатка и спросила – вы чего пьёте – то, гамыру что – ли?
- Нет «плодово – ягодное» из магазина – ответили ребята.
 -Аааа – задумчиво ответила та. Ребята выпили, закусили супом, и повеселели.
- Эй, на кухне, давай второе – стали раздаваться пьяненькие голоса.
- И компот – добавил длинноволосый. Одному из деревенских мужиков, выпивавшему с друзьями за соседним столом, не понравилась наглость чужого городского сопляка, и он решил устроить драку, тем самым, наказав его за наглость. Взяв со своего стола пустой стакан, он подошёл к столу ребят, взял бутылку с вином, налил себе целый стакан и выпил. Выпив стакан чужого вина, он схватил грязной рукой котлету с тарелки толстой Верки и закусил ей вино. Затем развернулся, и запев песню, пошёл к своему столу.
 По столовой разнёсся гнусавый пьяный голос.
 Юная и стройная медсестра была,
 Но в колхоз работать направлена она,
 Медсестру направили на короткий срок,
 После обучения, так было сынок.
Допеть ему не дали, толстая Верка, вскочив со своего места, впилась ему в волосы обеими руками и повалила на пол. Пьяный парень, не ожидав такого нападения, растянулся на полу всем телом с таким грохотом, что из кухни выскочили все поварихи, увидев столь странную картину, они захлопали в ладоши и закричали.
-Дай ему девонька просраться, что бы помнил пьяная рожа. Толстая Верка приподняв его голову, ткнула её в пол с такой силой, что парень ойкнул, и из разбитого носа потекла кровь, измазав пол. Верка вскочила, и с размаху пнула его резиновым сапогом под зад, при этом выругавшись по матушке. Приятели парня, сидевшие за столом, заржали на весь зал, посмеявшись, один из них крупный мужик лет сорока, сказал – завязывай, Серый, пока милиция не приехала, а то сам же виноват, будешь, хоть и побитый. Парень встал, размазывая по лицу кровавые сопли, и выругавшись матом, сплюнул на обшарпанный пол, сгусток крови.
- Чего расплевался, здесь тебе не свинарник, а столовая, сейчас милицию вызовем – заругались поварихи.
-Да вытру я вытру – забубнил Серый, и сел рядом с друзьями .
- Ну что Серый, дала тебе городская девка просраться? – смеялись мужики.
- Ещё не вечер, встретимся на узкой дорожке – ответил тот зло.
Ребята, доев свой обед и допив оставшееся в бутылках красное вино, поставили столы на место и забрав с собой всю оставшуюся еду, весёлые и разговорчивые спустились на улицу. Там их уже ждал Петрович, он стоял с председателем и опять о чём – то спорил.
- Ну что подкрепились? – спросил он ребят.
- Подкрепились, даже на ужин набрали – весело ответили ребята и девчонки.
- Вот председатель вам место нашёл, где будете жить – сказал Петрович.
- Все вместе будем жить или отдельно – засмеялись мальчишки.
- Ещё чего не хватало – возмутился Петрович. – Мальчики будут жить в вагончике, а девочки в доме у бабушки Тамары.
- Вот всегда так, всё лучшее девчонкам, а нам все остатки – засмеялись мальчишки.
- Ничего с вами не случится, если вы месяц в вагончике поживёте – сказал Петрович.
- Наказанный – позвал председатель – вот тебе ключ от вагончика покажешь мальчишкам, где там чего и как, а девчонок проводишь до бабушки Тамары, скажешь, колхоз всё оплатит, пусть не волнуется.
- Пойдёмте детушки, я вас до деревни провожу, и всё покажу – сказал он ребятам.