Книжно-киношная тема. Vol. 1. Непонятное и непостижимое

Макс Милиан
Когда-то давным-давно (мне было лет 8-10) я отдыхал на одной турбазе в лесах средней полосы. Там был довольно потрепанный, но не отталкивающий кинотеатрик. В нем крутили новинки (еще только все начиналось…) зарубежного кинематографа на большом экране и в формате видео. Однажды показали на беду моей младенческой головы один замечательный фильмик, который я… не понял. Да-да, абсолютно не понял, хотя и прочувствовал всем нутром, что киношка-то хорошая, добротная… И называлась она… Я даже тогда не запомнил ее название. Лишь спустя много лет его показали по голубому ящику тогда, когда для меня уже не было тайн и загадок. И называлась картина «Голубая бездна». Казалось бы, что там – не понять! Но психология ребенка еще не хотела мириться с мыслями Бессона. Все бы ничего, если бы это периодически не повторялось. Я очень люблю творчество Майринка, читаю взахлеб его вещи, но одна из них год назад полностью оставила меня в дураках. Я говорю о «Белом доминиканце», который я прочитал за день-два и понял, что ничего не понял. А так упоительно читал…
Так я и подошел к нашей теме. Как вы считаете, как можно доходчиво и незаумно экранизировать Томаса Манна и Марселя Пруста, Виржинию Вульф и Франца Кафку (о нем я собираюсь написать отдельно)? Какая нужна смелость? И, конечно же, здесь одним талантом не обойтись. Нужна не только смелость, но и расчет, удача, великолепное знание автора… Недавно я узнал, что на экраны в недалеком будущем выйдет картина «Элементарные частицы». Интересно будет посмотреть, как справились с этим материалом киношники…
Мне думается, любая попытка обратиться к неудобоваримому тексту уже заслуживает уважения, пусть даже ничего не получилось. Ведь это настоящий экстрим в мире кино! Таких авантюристов и энтузиастов, к слову сказать, все же немало. У нас – Алексей Балабанов («Замок», «Счастливые дни»), Виктор Фокин («Превращение»), у них – Лукино Висконти («Смерть в Венеции»), Орсон Уэллс («Процесс»). И это – лишь несколько имен, пришедших мне в голову!
Ну, а я читаю сейчас Курта Воннегута и постоянно думаю, почему бы не экранизировать его «Колыбель для кошки»? Получилось бы потрясающее красочное кино с использованием компьютерных спецэффектов про конец света…