Евроцентризм - эдипов комплекс интеллигенции

Мальхан
КАРА–МУРЗА Сергей. ЕВРОЦЕНТРИЗМ – ЭДИПОВ КОМПЛЕКС ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. М.: Алгоритм, 2002. 256 с. 5000 экз.

Книга представляет довольно любопытный анализ отношения современной интеллигенции к сложившимся на Западе взглядам на роль нынешней идеологии превосходства европейской модели мировоззрения над любыми другими точками зрения.
Особенно интересно это в свете очередного расширения Евросоюза, которое нас непосредственно касается.

Одно из утверждений евроцентризма – что именно западная цивилизация создала культуру (философию, право, науку и технологию), которая доминирует в мире и предопределяет жизнь человечества.

Утверждение спорное, ибо если взять за критерий способность преодолеть экстремальные географические условия, то, без сомнения, пальму первенства получат эскимосы и бедуины. Лучше любой другой цивилизации Индия сумела разработать цельную философско-религиозную систему, а Китай – стиль жизни, способный компенсировать психологические последствия демографического стресса.

Уже три столетия, как Ислам сформулировал теорию солидарности для всех форм человеческой жизни – технической, экономической, социальной и духовной – каковой Запад не мог найти до недавнего времени и элементы которой появились лишь в некоторых аспектах марксистской мысли и в современной этнологии.

Запад, хозяин машин, обнаруживает очень элементарные познания об использовании и возможностях той высшей машины, которой является человеческое тело.
Напротив, в этой области (и связанной с ней области отношений между телесным и моральным) Восток и Дальний Восток обогнали Запад на несколько тысячелетий – там созданы такие обширные теоретические и практические системы, как йога Индии, китайские методы дыхания или гимнастика внутренних органов у древних маори…

Что касается организации семьи и гармонизации взаимоотношений семьи и социальной группы, то австралийцы, отставшие в экономическом плане, настолько обогнали остальное человечество, что для понимания сознательно и продуманно выработанной ими системы правил приходится прибегать к методам современной математики…

Не вызывает сомнения, однако, что лишь западная цивилизация создала технологические средства и тип взаимоотношений между нациями, при которых стала возможной и весьма вероятной смерть человечества.

В работе С. Кара–Мурзы развенчиваются многие мифы, которые бытуют в западном обществе, порицается бездумное подражательство российских горе-реформаторов, которые разваливают старые, но действующие механизмы государства не успевая создать хотя бы настолько же эффективную замену. Разрыв с традиционным обществом и традицонной этикой, который лежит в основе протестантской морали западного общества индивидуумов, предпологает девиз войны каждого против всех вместо традиционного взаимодействия людей и воспитанной обществом традиционного типа морали солидарности и сострадания слабому.
Делается культ из категории свободы и отвергаются категории справедливости, веры, чести, верности.

Общей и характерной чертой евроцентризма стала исключительная легкость обвинения людей, политических движений, целых наций, не входящих в число своих. Абсолютно никого при этом не интересуют даже мифические обоснования, не говоря уже о каких-то доказательствах.
То, о чем мечтал Фридрих Ницше, создавая образ сверхчеловека, находящегося “по ту сторону добра и зла”, пытаются сделать реальностью. Небольшая раса тех, кто сумеет вырвать из своего сердца и души некоторые инстинкты и культурные табу, составит “золотой миллиард”, который с полным правом подчинит себе низшие расы.
И все это – под знаменем Демократии, при поддержке ума и души интеллигенции.

Вот слова экономиста Н. Шмелева (одного из прорабов перестройки):
“Мы обязаны внедрить во все сферы общественной жизни понимание того, что все, что экономически неэффективно, - безнравственно, и наоборот, что эффективно – то нравственно”. В любом традиционном обществе, в том числе в России, действует другая максима: “Лишь то, что нравственно, - эффективно”.

Но сегодня мы наблюдаем еще одно важное явление: новая элита, как будто чувствуя себя загнанной в угол, проявляет большую агрессивность по отношению к народной массе. Одновременно появляется романтическая, почти болезненная солидарность между представителями “своего клана”, что очень красноречиво выражают пропагандируемые телевидением “их” праздники, вечеринки, все эти “возьмемся за руки, друзья”.

Намного ли все это отличается от отношения колонизаторов к аборигенам?