Предание о Граале. Чаша огненной Крови..

Иоанн Блаженный
      Грааль*, как и Крест, имеет два измерения, две сферы пребывания и как бы две истории – земную и небесную. История земная таинственна, хотя в христианских апокрифах запечатлены скупые свидетельства о ней. Иная, небесная история до сих пор запечатана и доступна лишь посвященному оку и сердцу. Путь к постижению тайны Чаши лежит через вхождение в тайну Креста – тайну распятой любви, страстного экстаза и голгофского Брачного одра. Но, продвигаясь к ней, невозможно не поразиться, до какой степени ничтожно и убого то, что мы знаем о Священном Граале из исторических свидетельств и земных хроник. Однако попытаемся хотя бы в нескольких чертах обобщить то, что известно о нем по церковному преданию и то, что позже было приписано человеческой фантазией.

     Происхождение Грааля – от Голгофы. Кровь Господня, стекавшая по крестному древу, была собрана праведным Иосифом Аримафейским в таинственную чашу. Это та самая чаша, над которой Спаситель произнес главные слова Тайной Вечери: «Пейте от нее все. Это Кровь Моя Нового Завета. Испивший ее не умрет вовек». Никто из учеников не знал, что за сосуд держит в руках Учитель. Однако Сам Он был прекрасно осведомлен о его истории – не случайно именно эту чашу, купленную Вероникой на иерусалимском рынке, Спаситель попросил принести в горницу, где должна была совершиться Вечеря.

      А.Е.Эммерих описывает Чашу как каменный сосуд простых форм, украшенный символическим орнаментом. Возраст ее уже к тому времени исчислялся веками. Именно ее держал в руках царь Мелхиседек, с хлебом и вином выходя благословить патриарха Авраама. Но история Чаши уходит еще дальше в глубь времен. Материал, из которого она изготовлена, утверждает предание, был некогда камнем в короне Денницы. Драгоценный этот небесный самоцвет сиял в центре венца и являлся средоточием миросозидающих сил. Бог, низвергая Люцифера с неба, выбил камень из его короны, тем самым изъяв у падшего ангела благословение и власть творить миры. Это благословение было передано Адаму, утрачено им по грехопадении, вознесено на небо, откуда впоследствии возвращено Мелхиседеком Новому Адаму – Христу.

     Так вот в чем тайна могущества Грааля! Теургическая сила Всевышнего Отца, творящая миры, запечатлена в нем. Отец передает эту силу Сыну. На Голгофе Сын Божий в последнем экстатическом напряжении Своей распятой любви изливает в нее без остатка всю Кровь, возвращая тем самым изначальный смысл акту божественного творения: сила Божия действует не иначе как через беззаветную жертвенную самоотдачу, истощение до последней капли в любви. Страстно', безотчетно и непорочно стремится сочетаться и перейти в мир, тем самым наполняя его новой жизнью.

      Грааль обжигал руки Иосифа. Температура его достигала накала солнечного ядра, но чудодейственно не испепеляла, а очищала и духовно воспламеняла. Божественная Кровь, находившаяся в Чаше, не свертывалась и не остывала. Чаша была объята сферой живого Богоприсутствия и непрестанного чудотворения. Ученики Христовы, допущенные к созерцанию величайшей святыни, испытывали экстаз и восхищались в горние миры. Открывалось небо, ангелы приносили невиданные яства и напитки, от одного только пребывания вблизи великого сосуда буквально преображался телесный состав человека.

Иосиф получил от ангела наставление о том, как следует хранить священный сосуд. Это наставление вместе с Чашей он передал наследнику, который вскоре покинул Палестину, отправившись на запад возвещать имя Христово.

      Тайна чаши Крови Господней была тщательно хранима, однако ранняя Церковь жила в непрестанном осенении ее. Агапы, вечери первых христиан, происходили в переживании ее сферы. Первые евхаристии подразумевали причастие именно от этой – голгофской – Чаши.

     «Непреодолимая благодать» первых веков христианства, о которой с такой ностальгией пишут церковные историки, была связана с мистическим присутствием ее в воздухах Церкви. Первые мученики в момент наивысшего страдания соприкасались с тайной страстной любви Христа, запечатленной в Чаше, и входили в соединение с Ним. Место страдания становилось ложем брачным, и человек побеждал смерть, обретая небесные тела и входя в бессмертие. Двадцать веков спустя то же повторилось на Соловках. Великий Потир Крови Христовой, сходя с неба, становился над архипелагом, и десятки тысяч прямо с барачных нар возносились в Брачный Чертог…

      Следы Грааля теряются вскоре после IV века, когда церковь огосударствилась. Святыня, столь требовательная к чистоте сферы, непостижимым образом исчезла с утратой церковью ее изначального девства. С тех пор, как утверждают, Грааль сокрыт где-то в таинственном замке и ожидает времени, когда вновь явится миру.

     Так заканчивается зафиксированная в предании земная история Грааля. Но последующие века подтверждают несомненное наличие иной его истории – небесной. Происхождение Грааля иноматериально, и потому, даже пребывая где-то в локальном пространстве нашего мира, он таинственно проницает его, обладая какой-то своей непостижимой жизнью. Независимо от течения истории, повинуясь какой-то своей божественной логике, он восходит к небесам и нисходит к земле, распространяется и осеняет, касается, находит, сопребывает и являет себя тем, кого изберет вышняя Премудрость. Будучи сокрыт от жителей земли, запечатляется в лучших их устремлениях, вдохновляет и благословляет самые чистые и возвышенные дерзания.

      Уйдя от взора людей, Грааль остался в их духовной памяти. Христианское Средневековье, памятуя предание о Граале, оставило нам миф о нем. В культурологии миф отнюдь не тождественен досужему вымыслу. Миф – сакральная память народа, аллегорическое отражение духовной реальности, безусловно первенствующей по отношению к реальности эмпирической. Миф запечатляет откровения о таинственных законах, уставах и взаимосвязях, которым подчиняется течение жизни, и служит верным ориентиром в сферах, недоступных обыденному, приземленному сознанию. Миф – как бы косвенное откровение о правде Божией: в легендарной, сказочной форме он отражает первичные мудрость и этику, столь превосходящие, что они не могут быть изъяснены в привычных человеческих понятиях. Потому миф нуждается в духовном осмыслении. Без него он превращается в декоративную байку, пригодную лишь для развлечения и морализаторства. Требуется духовная просвещенность, мастерство мистического истолкования, чтобы через призму мифа разглядеть вечные принципы взаимоотношений божественного и человеческого.

    Образ Грааля, созданный в Средние века, поражает глубиной и проработанностью легендарного обрамления. По обычаю тех времен поэты, слагавшие песни и романы о Граале (среди них - Кретьен де Труа, Робер де Боррон, Вольфрам фон Эшенбах), не изобретали сюжет, а перелагали в поэтической форме уже сложившиеся сказания и легенды.

      …Далеко от мира сокрыт этот священный сосуд, оберегаемый братством хранителей. Кровь Христова продолжает пылать в нем, словно со времени распятия Спасителя прошли считанные минуты. Прикоснувшийся к Граалю получит неслыханные благословения от Бога и обретет бессмертие, а земля, в которой будет находиться Грааль - вечное процветание.

Но путь к святыне тернист. Лишь благороднейшим рыцарям дано вступить на него, но и среди них только особый избранник добьется успеха. За Круглым столом короля Артура одно из кресел было предназначено рыцарю, которому суждено найти Святой Грааль. Это кресло пустовало: лишь один человек во всем королевстве мог занять его – тот, кого усмотрит для этой цели Сам Бог. Имя избранника однажды загорелось над креслом огненными буквами. Любой другой, попытавшийся занять сиденье, умирал. Так оно и называлось: «место смертника».

      Велики обетования Грааля, но велики и испытания на пути к нему. Тайна Грааля хранима Богом! – не устают предупреждать легенды. Грааль сам решает, кому явить себя. Избранный, испив из святой Чаши, обретет вечную жизнь. Не имеющий благословения если дерзнет – погибнет. Отличительные качества избранника – непорочность, бесстрашие и духовность, абсолютная посвященность небесному идеалу рыцарства. Непременное условие – пренебрежение мудростью и ценностями века сего и причастность вышней премудрости, дающая способность проходить испытания неожиданным, непредвиденным, свыше открытым образом. Рыцарь Грааля без оружия выходит на дракона – и именно этим побеждает монстра, пожравшего многих тяжеловооруженных рыцарей. Не поддается на ласки прекрасной незнакомки, разглядев в них колдовские чары. Отвергает магическое золото, таящее в себе смертельный яд.

Сфера Грааля столь высока, что требует от искателя не просто доблести – беззаветного посвящения. Еще прежде обретения святыни необходимо глубокое внутреннее сочетание с ней. Грааль допустит к себе того, в ком ощутит родство крови.

      Рыцари короля Артура, совершавшие свои подвиги в стремлении приблизиться к обретению Святого Грааля, так и не нашли того, что искали. Чаша Крови Господней в человеческой истории разделила судьбу Самого Христа. Многозначительная параллель: чем больше распространялась и утверждалась государственная религия Христа, тем дальше оказывалась церковь от благодати первых времен, тем все более сокрытым и искаженным представал Спаситель в ее учении. Крестом стало не зазорно благословлять королей-содомитов и войны во славу Ватикана.

     Удивительно, но Средневековье, создав вокруг Грааля целый культ, одновременно запечатало его и утратило истинный его облик. Грааль стал излюбленной темой рыцарской куртуазной поэзии и стал символизировать абстрактный поиск славы и магического бессмертия, столь же бесконечный, сколь и бесплодный. То, что это святыня Распятия Христова и что в Чаше ковчежно запечатлено присутствие Самого Бога, отошло куда-то на дальний план. К символу Грааля охотно прибегают оккультисты и маги. Христианство молчит о нем вот уже полтысячелетия, как бы стыдливо замалчивая тайну утраты Грааля, и тем самым позволяет любым другим силам и течениям использовать этот символ в своих интересах.

      Закат Средневековья возвестил окончательное искажение и забвение темы Грааля, и нашему времени он известен лишь по смутным отголоскам, проскочившим в эпопее Томаса Мэлори «Смерть Артура». Исполненная романтики история братства Круглого стола заканчивается плачевно. Рыцари, забыв о прежних подвигах, уничтожают друг друга и своего сюзерена в междоусобной войне. Цель их союза - обрести Грааль и с ним принести на землю Британии процветание и счастье - гаснет и рассеивается. Недостижимая святыня вновь скрывается в таинственном мраке.

     Сегодня в храмах сразу двух городов Европы выставляется «совершенно подлинная» чаша Иосифа Аримафейского. Ничего кроме поддельной достопримечательности для доверчивых туристов. Великий символ профанирован и забыт. Между тем откровение правды о нем поистине способно - вновь вспомним легенду - принести процветание разоренной земле и исцеление безнадежно больным.


* https://solosofii.com/tajnye-kody-svyatogo-graalya/