Бафомет

Мальхан
Клоссовски Пьер. БАФОМЕТ. СПб.: Академический проект, 2002. 304 с. 3000 экз.

Пьер Клоссовски (1905 – 2001) – одна из самых загадочных фигур в европейской культуре ХХ века. «Бафомет» – последнее художественное произведение писателя – получил в 1965 году престижную Премию Критиков. С утонченной иронией теологические и метафизические построения сплетаются здесь с изысканно извращенной эротикой.

Эти тексты расчитаны на очень подготовленного читателя, увлеченного философскими проблемами потустороннего существования. В долгой жизни Пьера Клоссовски было много религиозных исканий и к этой, последней своей книге, он получил опыт общения с самыми громкими именами современной интеллектуальной элиты Франции.

Основное действие происходит в потустороннем мире. Автором отвергается этимология слова «Бафомет» предложенная Альбером Оливье, согласно которой речь идет об искаженном произнесении имени Магомета. Он предпологает, что три фонемы – это Басилевс философорум металликорум: властитель металлургических философов, т. е. алхимиков. Неоднократно в тексте подчеркивается различие между Бафометом и Антихристом.

Имена рыцарей (Буа-Гильбер и Мальвуази) позаимствованы у пары храмовников, фигурирующих в «Айвенго» Вальтера Скотта. Главная тема мистического текста: Чем становятся души, отторгнутые от своего тела? Утрачивают ли они свою тождественность или нет?

Общий образ «Бафомета» несет следы сродства Пьера Клоссовски с великими ересиархами (всяческие Валентины, Василиды, Карпократы). Книга преобразует в миф легенду о тамплиерах.

В книгу включено также развернутое эссе Клоссовски «Купание Дианы» (в котором огромная эрудиция автора смешивается с плодами самого прихотливого воображения) и посвященная творчеству писателя статья Мишеля Фуко «Проза Актеона».