Великая сила искусства

Ива Новая
Совершенно случайно мне пришлось на четыре года взвалить на себя еще одну обязанность – руководить школьным театром «Роза ветров». Правда, до этого времени у нас тоже кто-то этим занимался, но я сразу же дала театру название, что прибавило ему некоторой солидности и статусности…

Работа эта трудная, но благодарная вдвойне. Приходится быть и сценаристом, и режиссером, и гримером, и костюмером, и звукооператором… Все в одном флаконе. Да, про декоратора забыла… Сколько я всего перетаскала из дома, чтобы нужный реквизит и декорации соорудить! И одеяла ватные, и настольный светильник, и шторы, и скатерти, и много еще чего по мелочи…

Зато когда видишь результат – сразу так легко и радостно становится от сознания того, что все получилось! И дети играют – как будто живут… Да, старик Станиславский сказал бы свое «Верю!». Но и без него все верили так, что я не переставала удивляться… Бывало, что зрители плакали даже… А когда в самый напряженный момент в зале ТАКАЯ тишина – самой страшно становится. И переживаю за детишек так, будто бы не я их буквально заставила дойти до такой искренности…

Хочу рассказать всего одну историю. Ставили мы спектакль по рассказу Рэя Брэдбери «Все лето в один день». История сама по себе трогательная: девочка с Земли улетает с родителями на Венеру. А там не переставая льет дождь. И только 1 день за десять лет бывает солнечным. Девочка рассказывает своим новым одноклассникам о солнце, а они ей не верят. И в тот день, когда все-таки должно выглянуть долгожданное солнце, дети запирают ее в чулане… А после – в них просыпается вина за то, что они сотворили. Они-то солнце увидели, а Марго – которая ждала его больше всех, которой оно было нужнее всех – нет… Рассказ небольшой, но очень пронзительный.

Нужно было написать сценарий, пришлось ввести нового героя, добавить монологов, действия… Работала я тогда с шестиклассниками, на роль учительницы взяла девочку из 11 класса, да моя Дашка там работала «текстом от автора» и периодически добавляла вокал… Правда, на роль Марго взяла Настю Пьянкову – она по всем параметрам подходила, да к тому же и пела хорошо. Поэтому в финале они уже с Дашкой дуэтом выдавали… Настя – дочка Игоря Пьянкова, композитора и руководителя военного ансамбля песни и пляски. Так что он на нашем спектакле тоже присутствовал…

Мы спектакль показывали несколько раз. Один раз – в нашей школе для 1-4 классов (для «началки»). Привели детей, посадили. А что такое началка – наверное, каждый может представить: стихийное бедствие! Ну, угомонились, и мы начали.

Реагировали дети активно, смотрели – во все глаза. Приятно – не передать! А потом случилось ТАКОЕ… Даже сейчас мурашки по коже, когда вспомнила…

Заперли дети, как полагается, Марго в чулан, ждут учительницу. Та приходит и спрашивает: «Ну, ребята, все собрались?». Ребята-актеры, естественно дружно орут: «Да!» … И в этот момент весь зрительный зал (а это человек 100 как минимум) вскакивает и дружно орет «НЕЕЕЕЕЕЕЕТ!»

Артисты мои опешили, немного растерялись, да я и сама как-то собралась с трудом… Шепчу им: продолжайте! Продолжают. Следующая реплика: «Все здесь?» Артисты опять дружно орут «Да!», а в зале начинается невообразимое: дети вскакивают с мест, показывают в сторону, где (якобы) находится чулан, и вопят: «Нет! Не все! Там – Марго!..» Я – в слезах… Я ТАКОГО не ожидала… То есть, дети АБСОЛЮТНО поверили… А ведь это не детский сад, а 7-10-летние школьники, довольно циничные уже…

В общем, мои актеры продолжают как ни в чем не бывало, потому что я их, к счастью, вымуштровала. Тысячу раз повторяла: «Что бы ни случилось – вы не прекращаете спектакль!». Вот они и не прекращали…

Далее – новая сцена. Дети выходят на полянку, и идет текст «от автора» о том, что тучи разошлись и появилось солнце. Текст довольно патетический и звучит торжественно. Дети в это время медленно двигаются к краю сцены, протягивая руки к воображаемому солнцу и глядя на него же. И в этот момент зрители начинают оборачиваться и смотреть на потолок сзади себя… Играющие, как я и просила, выбрали некую точку ЗА зрителями на потолке и смотрели туда как на солнце… А зрители наши – опять ПОВЕРИЛИ!

Я этот спектакль ценю намного больше других, конкурсных, призовых… Именно тогда я почувствовала счастье режиссера… Ведь получилось!

Конечно, когда этот спектакль смотрели родители, они тоже прослезились, но это не показатель… Родители всегда умиляются, даже если не все детям удается… А вот чтобы дети поверили… Пожалуй, это – главная награда…

Да, совсем забыла. В этом спектакле было все, что требуется – и песни, и музыка, и танцы... И я заставила вместе с Марго-Настей петь еще ее партнера, который вообще петь не умеет! Но мы это так сделали, что выглядело все очень органично и пристойно…

Вспомнился еще один спектакль, по рассказу Анатолия Алексина «Я ничего не сказал…». Тоже – с детства любимый мною рассказ, тоже – пронзительная история о детском предательстве… И тоже пришлось самой писать сценарий… К тому же, адаптировать его к современности. Там фигурировал старшеклассник-спортсмен, прозвище которого было Власов. Ну, кто из современных школьников поймет, кто такой Власов? Вот и пришлось срочно придумывать ему другое прозвище. Остановилась на Динамите – тогда он, пожалуй, был даже более популярен, чем сейчас…

Тоже немало мы помучились с этим спектаклем, но – все получилось. Там, где надо было смеяться, зал смеялся. Там, где начиналась грустная тема – зал затихал… Финал был особенно щемящим – и каждое слово моих артистов звучало в абсолютной тишине…

Грешна, конечно, опять использовала таланты дочери – в спектакле она не только играла, правда, роль второго плана, но и пела финальную песню. «Куда уходит детство». А в это время главному герою все остальные действующие лица дарили огромные воздушные шары… Как символ раскаяния, что ли… Он был грустный-печальный, но потом выходил к самому краю сцены, расцветал улыбкой и бросал воздушные шары в зал…

Не нужно рассказывать, что тут начиналось! Но еще до этого зал встречал моих артистов криками «Браво!». И профессиональные педагоги сценической речи и режиссеры отметили, что спектакль абсолютно органичен… Вот такое у меня было счастье…

Еще один спектакль – уже по пьесе Г.Горина «Прогулка на свежем воздухе» - делала только для двух ребят: мальчика и девочки. Играли они взрослых людей, да еще и неопределенного возраста, бывалых мошенников… Замечательная комедия, замечательные дети… Мы заставили поверить не только зрителей, но и жюри в то, что это – не наша страна, не наше время, что они действительно дышат то морским, то горным воздухом… (для этого пришлось разориться на несколько баллончиков с освежителями воздуха)

Мой самый первый, поставленный в школе (не в классе) спектакль – эпизод из пьесы Е.Шварца «Голый король». Правда, в этом эпизоде была несколько видоизмененная версия «Принцессы на горошине». Много действующих лиц, костюмы – сказка все-таки!, блистательный текст пьесы – все это требовало очень тщательной работы, чтобы не испортить то хорошее, что было изначально заложено… Тогда еще сын мой в школе учился, хотела дать ему роль третьего плана в спектакле, а потом пришлось давать одну из главных – и он, бедняжка, очень многое вытащил благодаря своей раскованности и артистизму, который как-то вдруг проявился. За что и был награжден специальным призом «За лучшее исполнение роли».
А дочка тогда играла принцессу – надо сказать, самая незаметная роль… Ну, только что не массовка…

Вот, кажется, все время своих детей в спектакль тащила… Но – и спрашивала с них по полной. А когда мы на конкурс спектакль показывали, Дашка моя по сцене прыгала с температурой за 38. И так случалось – не один раз…
Одно слово – ехидна, а не мать!

И еще немного о великой силе искусства. Я уже писала, что в спектакле по Рэю Брэдбери роль учительницы исполняла девочка – одиннадцатиклассница. Маша Харыбина. Ее младшая сестра у нас сейчас в школе еще учится. Удивительно талантливая девочка с классическим вокалом, артистичная, живая… Лауреат каких-то международных премий, солистка детского оперного театра. А Маша была не столь яркой. Но очень милой и скромной девочкой. Она и в спектакле по Алексину тоже роль учительницы исполняла. Микроскопическую. С одной репликой всего. И несколько раз за сценой нам организовывала шумовые эффекты. Вот я и попросила ее снова привычный образ на сцене создать. Машенька так обрадовалась, благодарить меня стала, сто мне даже неловко сделалось…

Дала я ей роль выучить, через несколько дней стали репетировать… И тут – ужас! Маша не может ни одного слова произнести: заикается. Мне и жалко ее, и спектакль спасать надо… Поговорила с ней. Девочка мне рассказала, что ее летом сильно напугали, поэтому у нее такое случается. «Но Вы не волнуйтесь, я все выучу и не буду заикаться» - уверяет меня. Конечно, не стала я у нее роль отбирать, хотя все вокруг давили и говорили, что на сцене с таким дефектом делать нечего. Но Машка моя справилась. И когда мы спектакль на конкурс выставили, никому из профессионалов даже в голову не пришло, что ребенок говорить не может. А произносила она фразы так мило, с некоторой пикантной заминочкой, что это казалось ее «изюминкой».

И на выпускном мы с ней как подруги расцеловались, благодарили друг друга за все. И опять я поняла, что я сумела подарить этой девочке что-то очень для нее важное, что мое доверие и вера в нее были дороже многих наград и грамот… А не дала бы я ей возможности сыграть на сцене, может, на всю жизнь остался бы на ее душе шрамик…

Вот и пойми – где тут искусство, а где – педагогика…