Пять звёздочек -Александр Братович-

Копирайт
Александр Братович
Рубрика ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

На майской встрече питерских прозаиков в кафе «Доля Ангела», я сидел за столом рядом с очаровательным автором Прозы – разумеется, девушкой. Мы разговорились под общий гул и решили порекомендовать друг другу авторов, которые нам кажутся наиболее интересными.

Мы называли не известные имена, о которых шумит прозарянская молва (и обладатели этих имён в изобилии сидели вокруг). Нет, с ними и так всё было понятно!..
Мы поделились личными, сокровенными находками. Теми, которые волнуют тайные струнки души независимо от рейтингов, количества публикаций, читателей, полученных рецензий, etc...

Может быть, эти авторы не считают – пока – писательство главным делом жизни; у них много других интересов. Но в этом есть и сильная сторона. Они знают больше, чем пишут, им не надо напрягаться, измышляя сюжетные ходы и психологические мотивы. Их воображение основано на жизненном опыте. Не у всех он достаточно велик, но ведь это дело поправимое.

Возможно, у этих авторов нет времени и желания подолгу сидеть на борде и заявлять о себе. А мы это время (в своё время) нашли.

Наконец, они могли прийти на Прозу недавно и ещё не обрести ту популярность, которую заслуживают.

Так почему бы им ни помочь? – подумали мы...
...и вскоре увидели, что наши взгляды не совпадают ни по одному пункту.

Алла назвала примерно десяток любимых авторов: среди них было не менее восьми мужчин.
Я назвал свой десяток – и в нём было не менее восьми... ну, в общем, вы понимаете :)

Мы сперва удивились этому, затем посмеялись, и в конце концов решили, что так и должно быть. И что мы – люди и авторы, правильные во всех отношениях.

Я давно хотел познакомить и вас с моими любимыми сочинительницами. Сегодня, наконец, решился.
Буду хвалить и раздавать авансы.
Буду называть имена в произвольном порядке, без претензий на рейтинг. Терпеть не могу сравнивать людей, оценивать и расставлять по местам – тем более, когда речь идёт о творчестве.
Тем более, когда эти авторы столь разные, и у каждого из них есть, чему поучиться.

Итак, поехали! Пять моих звёздочек Прозы Ру:

**********

Екатерина ПУШКИНА
http://www.proza.ru/author.html?komputer

Екатерина – художница слова. О чём бы она не писала – выходит, в первую очередь, красиво. Но не той манерной красивостью, которая бросается в глаза и напрашивается на похвалы. Красота Катиного слога сдержанная и простая. Она как бы и не знает о себе, и тем более не отвлекает внимание от текста. Она бросает на него некий волшебный отблеск – и всё, о чём вы читаете, начинает казаться немного другим – чуть лучше, чем оно есть на самом деле. Мы видим и реальный мир – и такой, каким он мог бы стать, если хоть на день отдать его в руки добрых художников.
Этим качеством отличаются многие произведения Паустовского. Хотел бы и я так писать, но здесь уж – что дала природа... В моих силах только работать.

___Цитаты___

«Послышались быстрые, уверенные шаги. Я обернулась к двери. «Над Петербургом стояла вьюга и в этой вьюге – неподвижно как две планеты – стояли глаза». Марина Цветаева подмигнула мне с потрепанного томика стихов. Стояла весна, и вьюга была тополиная – из кружащегося тополиного пуха, и не Петербург был, а маленький город на Волге с купеческим прошлым, промышленным настоящим и неопределенным будущим. А глаза были – оттуда.

Я растерянно моргнула, хотела что-то сказать, но не смогла произнести ни слова. Передо мной стоял он – человек с фотографии, точнее, его копия. В черном фраке и белой рубашке. Приглядевшись, я поняла, что на нем не фрак, а вполне современная легкая черная куртка».

(Братья из дома на холме»)

*****
«Если обогнуть Мусино, севернее можно увидеть поле. Поле как поле, злаки, васильки, вокруг лесочек. Никаких следов цивилизации... А ведь когда-то здесь был хутор, на котором родился мой дедушка. Семья ни в чем не нуждалась, держала лошадь, овец, гусей, коров. Одна корова звалась Минкой и происхождение имела вполне аристократическое – с графского скотного двора, а Мусины-Пушкины плохих пород не держали. Снобизм здесь ни при чем. Обыкновенный экономический расчет: чем лучше порода, тем больше в конечном счете будет выгода. Масло Мусин-Пушкинских маслобоен отличалось нежнейшим вкусом и продавалось в Петербурге под названием «Французское»...

Как-то мы с дедом вышли к ручейку. Воды в ручье было на ладонь, не больше.
– Смотри, сомик! – дедушка показал мне маленькую длиннотелую рыбешку. – Эх, подождать бы, как он подрастет, да прийти сюда снова! Ты не смотри, что мелко, когда-то по этой речке бревна сплавляли.
Чуть дальше обнаружились развалины мельницы и заглохший сад, за которым возвышались какие-то строения. Мое радостное оживление сменилось грустью. Здесь все было. Ручей был судоходной речкой. Ржавые железяки были мельницей. Заброшенный бурелом был яблоневым садом. А строения были деревней...
Остались только грибы, клюква и морошка. И люди каждый год вздыхают:
– Какие этой осенью грибы были в Мусино! Невиданные!»

(«Чудеса в решете»)

*****
Выдержки получились обширными, но я никак не мог выбрать лучший фрагмент. Дай мне волю – процитировал бы почти всё :)
Знаю, что Катя пишет быстро; закончив текст, думает о новом и с трудом возвращается назад, чтобы исправлять и редактировать.
Пока на страничке Екатерины не так много произведений, а те, что есть – написаны в разные годы. И видно, что автор от текста к тексту растёт, вырабатывает свой стиль. Катя очень молода, и лучшая пора её творчества впереди.


**********

Марьяна СИМОНОВА
http://www.proza.ru/author.html?tatusik

Вообще-то, Марьяну можно назвать «звёздочкой» лишь условно. Она – состоявшийся автор, издаётся на бумаге, её перу принадлежат несколько романов...
Вот в том-то и дело! На Прозе неохотно читают большие произведения. А Марьяна – автор крупных – можно сказать, монументальных форм. Ей интересно увидеть судьбы многих людей, переплести их самым неожиданным образом, поместить в экстремальную ситуацию на переломе эпох. Стоит открыть – и не оторвёшься. Герои – живые, с ними можно поговорить. Их можно даже потрогать, а порой и более того...

Импонирует в Марьяне доскональное знание всего, о чём она пишет, выверенность деталей. Того же она требует и от других авторов, так что попасть под её критическое перо бывает ой, как несладко.
Но всегда полезно.

___Цитата___

«Никто не мог понять, что связывает меня, молодую еще женщину, с усталым сорокалетним мужиком, прошедшим Афган и Чечню, видевшим такое, от чего мутится разум. Но я люблю его такого, какой он есть, и больше мне не надо никого и ничего на свете. Мой Леха. Мой ротный.
...Тогда, в девяносто восьмом, я только-только устроилась в военный госпиталь, хотя до этого работала в обычной городской больнице. Но так повернулась жизнь – предложили, пошла. Мне было двадцать пять лет... Мы столкнулись в кабинете начальника госпиталя, куда я шла на «разбор полетов» за то, что банально врезала по наглой роже неоднократно пристававшего ко мне лейтенанта медицинской службы хирурга Басинского. Сей бравый резака в очередной раз вообразил себя голливудским жеребцом, от которого я просто по определению должна была прийти в восторг и кинуться на шею с криком: «Вася, я ваша навеки!». В мои планы это как-то не входило, и вот... Басинский подал рапорт начальнику, и шагаю я теперь на ковер за строгим выговором, как пить дать. Женщина – существо бесправное, а в армии – так тем более, чуть что – «сама виновата», и это вполне стандартный ответ любого командира, словно мы только и делаем, что провоцируем мужчин на хамство и свинство! Но мне на это наплевать, я девушка решительная, могу сама за себя постоять».

(«Ты всё, что у меня есть»)

*****
Пока Марьяна – больше рассказчик, нежели художник. В её книгах много людей, событий; порой кажется, что им тесно в отведённом объёме. А ведь хочется видеть не только ч т о происходит, но и – к а к. Вот здесь у неё есть большой резерв для роста. И она растёт: прочитайте и убедитесь сами.


**********

Надежда ВОЛКОВА
http://www.proza.ru/author.html?mandarinkagirl

У Надежды яркий аналитический ум. Она – не только многообещающий автор, но и толковый, грамотный критик. Обращайтесь к ней за советом – не пожалеете.
Но ум, честно вам скажу, немногого стоит без чувства слова, без воображения и интуиции. И с этим у Надежды – полный порядок.

Она появилась на Прозе не так давно. Автор молодой, ищущий, сомневающийся. Надежда может по многу раз переделывать свои тексты, добиваясь совершенства. Берётся за самые разные темы: от девичьих любовных переживаний до исторических зарисовок. Не боится критики, но и сама может... впрочем, я повторяюсь.

___Цитаты___

«Знаешь, был такой период, когда я ничего не боялась! Ни-че-го! Любила оставаться одна дома и в полумраке слушать музыку или читать... А ещё, тогда я писала стихи. Это были волшебные стихи! Волшебные – для меня. Веришь: я могла целыми днями их прокручивать в голове, и каждый раз мне становилось тепло-тепло от этих строчек!..

Теперь мне не пишется... Иногда я пытаюсь что-то из себя "выдавить", но это "что-то" всегда так нелепо, что я тут же отправляю его в мусорку. Я не могу просто писать – мне нужно жить тем, что я пишу. Мне нужно вновь и вновь придумывать образы и перевоплощаться в них – а потом перечитывать с блестящими глазами. Иногда я думаю, что вряд ли кто-то другой сможет понять мои мысли... Поэтому я никому их не читала...

...Я опять заблудилась в этих мыслях. Я опять рассказываю себе одну и ту же историю без финала. Да никакого финала и быть не может, ведь история закончится только тогда, когда закончится жизнь. И страхи уйдут тогда же...
– Да смотри же! – ты устремляешь указательный палец куда-то в темноту, как будто в этой темноте можно что-то разглядеть.
– Смотрю. И что? – я целую тебя в щёку, чтобы окончательно вынырнуть из мрака своих беспорядочных мыслей и окунуться в мрак ночного леса.
– Вон там! Смотри – огонёк.
– Да где? – напрягаю оба глаза по 0,4 и делаю вид, что вижу...»

(«Не страшно»)

*****
«Несутся сани по скользкому насту, обгоняя раскрасневшееся от мороза солнце. Несутся, да обогнать не могут: всё ближе солнышко к горизонту, всё темнее становится притаившийся лес. А поместья не видать.
Кутается Анна в белую заячью шубку, прячет красные руки. Только мороз нынче хитрый выдался: нет-нет, да и хватает то за нос, то за румяные щёки. Анна нехотя, второпях достаёт то одну руку, то другую, и растирает озябшее лицо.
– Далеко ли нам ещё, Степан?
– Далече, Анна Сергеевна. Вот до Симкина бугра доедем, тогда и до деревни рукой подать.
И опять переворачивается Анна на другой бок, стряхивая сено с покрывал.
– А успеем до темноты?
Степан откашливается и легонько бьёт плёткой рыжий лошадиный бок.
– Успеть не успеем, а до бугра доедем. А там вскорости и лес закончится, и дорога получше станет.
Фыркает лошадь, разбрасывая копытами утренний снег. Изредка поглядывает в сторону леса – да семенит себе дальше...»

(«Заячья шубка»)

Вспомним Анну Каренину, которая сама видела во тьме блеск своих глаз...
Будем следить за творчеством Надежды и пожелаем её героиням более счастливой судьбы :)


**********

Ася АЛЕКСЕЕВА
http://www.proza.ru/author.html?bukva

Ася – фонтан энергии, бьющий на сто метров в высоту.
Вот бы всю это знергию направить в литературное русло! Но пока Ася просто живёт: работает, читает, размышляет, купается в Чёрном море (я так думаю).
А увлекательные и небесполезные книги появятся, как только она решит, что настало время поделиться накопленным опытом.

Что подкупает в творчестве Аси – чистая, доверительная интонация, как будто автор обращается к каждому читателю персонально.

___Цитата___

«В нашем городе "центр" очень растянут. Фактически, их два, этих центров: один возле рынка, а другой – вокруг горисполкома. Так вот, сразу за зданием администрации стоит мой дом. Получается, что я живу в самом центре города. В добротной пятиэтажке. Я живу в ней с момента заселения первых жителей. Если посчитать, то это уже лет двадцать будет. Задумаешься тут: много ли это? По всем статьям мало: для планеты, для истории и даже для человека. А для двора почему-то много! Вон Оля немилосердно трясет коляску, а я помню, как совсем недавно ее саму качала на руках бабушка. Олю бросила мать, когда той было около года, и девочка повисла на шее у престарелой женщины. Куда мать делась? Запила, а однажды в пьяном угаре запалила дом и сама сгорела заживо. А что отец? Его и не было вовсе. Оля забеременела лет в 17, муж у нее мент. Живут вроде бы нормально. Только вот вчера Оля в третьем часу ночи голосила на весь двор: "Не пущу тебя туда!" И бежала босая за его машиной. Не догнала. И рыдая, потом ковыляла к своему подъезду. А это к ней подошла тетя Соня. Когда я была маленькой, она уже была старой. И злой. Мы ловили голубей, обдирали яблони, приводили за собой бродячих кошек, а она нас ругала. За всё хорошее мы ее дразнили Бабой-Ягой. Столько лет прошло, надо же, а она, кажется, совсем не изменилась».

(«Краткая история нашего двора»)

Из таких маленьких историй когда-нибудь сложится одна – большая и важная для очень многих. Да для всех, наверное.


**********

Виктория ЛАЗАРЕВА
http://www.stihi.ru/author.html?zingarella
http://www.proza.ru/author.html?zingarella

Вику я не зря приберёг напоследок.
С одной стороны, она стоит особняком: её главная страничка находится на Стихире, а на Прозе – небольшой филиал.
С другой стороны, Виктория замыкает мой обзор в кольцо. О ней можно сказать все те же слова, что и о Екатерине. Только Катя пишет прозу, а Вика – стихи и прозу.

___Цитаты___

Останься навсегда такой,
Мелодией почти неслышной,
Не всеми понятой строкой,
В саду весны цветущей вишней...

Как долго я тебя ждала!
Но ты не прилетал, ты медлил...
Ложилась тень на зеркала
Вуалью серебристо-медной....

(«Венди»)

*****
Глаза закрыты... вижу снег...
Мне холодно, пойми.
Коснись моих холодных век,
Покрепче обними.

Давай немного помолчим,
Раз нечего сказать...
Как ясно светят мне в ночи
Зеленые глаза!..

(«Клодия»)

*****
Мир больше не был чист и светел,
Но пел их хор под небесами,-
Такие маленькие дети
С такими взрослыми глазами...

Мы небесам за них молились,
А почему - не знали сами.
Когда же дети появились
С такими взрослыми глазами?..

(«Такие маленькие дети»)

*****
Мне кажется, Блок мог бы гордиться такими строками. А ведь они написаны почти школьницей.
Ранние стихотворения Виктории, мне кажется, не всегда выдерживает заданную первыми строками высоту; с середины начинается некоторое угасание... Но даже если и так, этот недостаток со временем уйдёт. Тем более, что рост заметен – с каждым новым стихотворением.

Вика, насколько я знаю, учится на режиссёра – театрального или эстрадного, или того и другого сразу... Сейчас она пишет либретто большого мюзикла «София» и потихоньку вывешивает отрывки на Прозе. Советую почитать: там вы найдёте и умение выстроить композицию, и драматическое искусство, и мастерство в написании каждой отдельной реплики.
И, наконец, хорошие стихи.

_______________________________________

Вот... На этом я закончу свой первый обзор. Возможно, за ним будут и следующие.
Всем удачи и хорошего чтения!
Навеки ваш,
сегодня добрый А. Б.