Священнодева Рабия

Иоанн Блаженный
 (Из серии "Дневники")

Священнодева Рабия и «Песнь песней» мусульманства, или Эра Бога-ближнего.
 

    Боже, какая война на видение в любви! Суфия Яхаваза (Х век) предают смертной казни за дерзновение об обожении: «Я есть Он, Которого я люблю. И Он, которого я люблю, есть я. Если ты видишь меня, ты видишь Его. И если ты видишь Его, ты видишь нас обоих». Мусульманская инквизиция сжигает его на костре в марте 922 г. Как кощунница и еретичка, стирается из памяти шариата и Рабия аль-Адбия. О, сладчайшая Рабия вышла замуж за неведомого ей Христа! Так и осталась девой (умерла в 88). В дневниках писала: «О любовь ко Всевышнему, охватившая все мое существо! О мой Возлюбленный, о! У меня не осталось ничего, чем я могла бы любить кого-либо кроме Него – ни одного состава, ни одного начала, ни одного чувства».

    Рабия достигала высочайшего экстаза (варджа) в непрестанном созерцании небесного Возлюбленного. Библейская Песнь песней выпевалась нескончаемо из ее сердца. «О Возлюбленный двух мирровых сердец! О Сладчайший! Я обошла весь мир. Я заступала тысячи порогов в нескончаемых домах. Я встречала прекрасных людей. Но ни в ком я не нахожу того, что есть в Тебе. Ты один достоин созерцания, Совершенная Красота. О моя надежда, о мой покров, о мое блаженство! Сердце мое не может любить никого кроме Тебя. Я сделала Тебя спутником всего моего существа». Рабия разрывает с шариатом буквы и культа. Священное начало пути: Бог другой и познается на путях истины тарикат (‘тарик’ – путь последней правды). В начале духовного пути Рабия «умирала чувствам», умерщвляла греховные начала. Но как ничтожна и мала эта ступень! Познала она другое – священное успение, умирание от любви.

    Аскеты умерщвляют плоть, чтобы достичь сверчувственных блаженств. Наивная и детская ступень! Человек предназначен для другого – победить смерть и страх небесною любовью, для чего достичь ступени умирания от любви или наивысшей смертной тоски. Рабия вошла в нее буквально в 20 лет. В пренебесном экстазе она писала: «О Боже, ночь прошла и забрезжил день. Душа моя томится. Услышал ли Ты мои молитвы? или Ты отверг их? О только Ты, Ты один! Утешь меня!» Любовь к Всевышнему исключает смертные образы и приражения корысти. Любить Всевышнего ради Него Самого. Суфии готовы отказаться от того, что составляет существо «фарисеи». Милости, благочестие, здоровье, счастье – ничто это суфиям не нужно. Есть другая любовь – готовая страдать, соразделить крест, выйти навстречу. Рабия – «мудрая дева» мусульманства. «Двух родов моя любовь к Тебе: себялюбивая и достойная. При себялюбивой любви я благодарю Тебя за достижения и дары, но остаюсь слепа. При достойной Тебя любви завеса снята и я могу взглянуть на Тебя каков Ты есть».

    Снять завесу – цель суфиев. Завеса эта – материальное благополучие и буква окосневшего шариатского ритуала. Шариат (1) для суфия – детский сад. За ним наступает (2) тарикат – как бы отверзение очес. Открывается страстнОе Бога. Начинается сладостная песнь любви. «О Боже, ночь прошла и день забрезжил. О Господи, звезды светят, сомкнулись очи смертных и цари позакрывали свои врата. Влюбленные уединились в брачных покоях. А я одна с Тобою. Сладчайший, если я служу Тебе из страха перед адом – спали меня в нем. Если служу Тебе в надежде на рай – изгони меня из него. Если служу ради Тебя Самого – не скрой от меня Твоей вечной красоты». Менталитет суфизма преодолевает рамки фарисейского страха перед преисподней и вожделенного рая. Тарикат предполагает понимание языка Всевышнего: простертую лестницу, срывы, падения, испытания, обеты, отречение от мертвых схем и стяжание воли Всевышнего.

    Но выше тариката марифат (3), премудрость Марии (суфии – от Айн-Соф (Каббала), ‘познание бесконечной любви Всевышнего’). Марифат – высший абсурд, христианское юродство. Абсолютная неотмирскость при духовной практике «зикра» (у каббалистов зикрон, ‘духовная память’, у эллинов – Мнемозина) – мистическое воспоминание о Божестве. На начальной ступени зикра предполагается думать только о Боге и больше ни о ком и ни о чем. Но совершенный марифат – постигать колодцы бесконечной памяти Всевышнего. Из превечных тайников и пренебесных кладовых читать во внутренняя внутренних сердец и сочетаться.