Никто

Ника Алова
Назвала литературной критикой, хотя на самом деле это претензия на анализ стихотворного текста авторства Маргариты Пушкиной...

Я не уверена, что это правильно, и что это именно то, что мне бы хотелось сказать. Такое чувство, что это надо просто пережить, это сочетание боли ошибок и благодарности за все, что было. В том числе и за возможность их совершать.
«Никто» - гимн не винящим жизнь и судьбу. Гимн винящим себя, осознавшим пережитое, понявшим правду. Но уходящим, и никогда уже не способным донести это до других. Потому что уходящих и остающихся всегда разделяет страх и вера в себя. Вера в себя остающихся, вера в правильность ошибок, продолжающих совершаться. Потому что для того, чтобы поколебать эту веру, надо дойти до конца.

Никто не может нам с тобой помочь,
Никто не скажет вслух такого слова,
Чтоб перестала причитать над нами ночь,
Набросив на сердца свои оковы,
Никто не может нам с тобой помочь…

Никто не может нам смотреть в глаза –
Боятся утонуть в чужой печали.
Мы оказались тоньше хрупкого стекла,
А все считали – мы из равнодушной стали,
Никто не может нам смотреть в глаза.

Никто во всей Вселенной не спасет,
Никто во всей Вселенной не поможет,
Я поклонюсь тебе, благодаря за все,
Благодарю за все… Но все же…
Никто во всей Вселенной не спасет!

Никто не сможет нас остановить,
Мы разбросали камни и собрали,
Не надо сладких песен о большой любви,
Ни друг, ни враг ее в лицо не знали!
Никто не может нас остановить…

Давно существует вопрос, а может ли Бог создать камень, который сам не сможет поднять? Ведь если он не сможет его создать, или же не сможет поднять, получится, что Бог не всемогущ.
И давно уже был дан ответ. Этот камень – человек.
Единственное существо, способное в своем поиске неизвестно чего зайти настолько далеко, что даже всемогущества может оказаться недостаточно, чтобы помочь ему оттуда выбраться. Да и потом, как бы ни страдал в своем тупике несчастный сотворенный по образу и подобию, совсем не обязательно, что он желает оттуда выбираться.
Есть ли силы отказаться от пусть и заблуждения, но своего заблуждения? И есть ли силы, даже отказавшись, идти дальше?
Часто говорят, что остается только молиться. Тогда, когда кроме Бога некому помочь. А что ж делать, когда и сам Бог умывает руки? Когда «никто во всей Вселенной не спасет» и не поможет?
Кто сказал, что есть добро и зло? Что Бог – это добро, а все, что кроме, что против, что спорит – зло. Никакой дихотомии на самом деле нет. Есть бесконечное множество оттенков, которые каждые глаза видят по-своему.
Все религии предлагают человеку в конце жизни отвечать перед Богом, который прикинет на весы все добрые и злые дела, сотворенные за жизнь, посмотрит, что перевесит, и примет решение. Добрых в рай, а злых – в ад. И все вроде бы честно. С одной маленькой поправкой. Добрыми здесь считаются дела, официально поименованные богоугодными. Злыми, соответственно, наоборот.
Как часто слышишь слова: «За все ответишь перед Богом». Но ведь гораздо раньше придется отвечать за все перед собой.
«Никто» - это и есть ответ человека перед собой за прожитую жизнь. Песня о чувствах людей, проживших свою жизнь с иллюзией свободы и в конце осознавших, что заблуждались.
Почему?
А вы когда-нибудь смотрели в глаза падшего ангела? Или кающегося демона? Или просто человека, прошедшего через отречение от ценностей и вернувшегося к ним? В этих глазах мало света, в них мудрость. А во многия мудрости много печали.
«Никто не может нам смотреть в глаза -
Боятся утонуть в чужой печали».
Люди склонны считать себя сильными, до тех пор, пока не столкнутся с чем-то выше своих сил. Или с тем, против чего их сила бессильна. С потерями, сожалениями, непоправимыми ошибками.
«Мы оказались тоньше хрупкого стекла,
А все считали - мы из равнодушной стали».
Это кажется так легко – принимать правильные решения. До того, как станет ясно, что цели, для достижения которых они принимались, не имеют в действительности никакой ценности. И что перед лицом бесконечности единица так же мала, как и миллион.
«Мы разбросали камни и собрали» - значит, сделано уже все, что можно было сделать, и даже безуспешные попытки исправить совершенное уже предприняты. Это чувство человека в конце пути.
Дорога рассудила. Время расставило по местам. На ладони – разбросанные камни, из которых не построили дом, которыми не вымостили дороги. А теперь уже поздно мечтать, потому что это всего лишь остывшие камни, лишенные души. Это выброшенные мысли, уже навсегда невоплощенные. Неоцененные когда-то. Те, что уже поздно переоценивать. Прозрение с опозданием.
Любовь. Большая любовь. Как хорошо петь о ней сладкие песни. Но что если в действительности она оказывается не такой уж прекрасной? Ведь в ее лицо никто не заглянул в этой жизни. И меньше всего видели ее те, кто воспел ее в песнях без боли.
Путь был пройден. Пройден правильно. Только это ничего не дало. Никто не смог остановить ведавших, что и зачем они творят. Жизнь была прожита так, что за нее не должно быть больно и стыдно. Так, как ее стоило прожить. Есть за что благодарить судьбу. «Но все же…» все же что-то пошло не так. Что-то изменилось в сам момент, когда пришло время судить СЕБЯ. Не жизнь, не судьбу. Одних себя, за то, что можно было иначе, что стоило бы иначе, но нет, не получилось. Не смогли понять, или не так поняли… понимали.
Таким людям никто не поможет. Ни свет, ни тьма. Только покой...