Хождение за три моря. Предисловие

Александр Теренов
 После выхода в свет альманаха "Тайфун", посвященного 10-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, ко мне поступила масса звонков от товарищей и сослуживцев с обвинениями в том, что не участвовал в составлении летописи этой славной дивизии. Пытаясь как-то оправдаться, я и взялся за перо, хотя ранее ничего длиннее объяснительной записки никогда не писал. К тому же приближается 40-летний юбилей подводной лодки "К-43" и 10-й противоавианосной дивизии. Обе боевые единицы родились почти одновременно - в 1967 году. Свой рассказ я назвал лебединой песней подводной лодки "К-43", потому как ее участие в обучении иностранных подводников, а затем и в аренде явилось ярким заключительным этапом жизненного цикла как подводной лодки, так и 670 проекта в целом.
 Сам факт сдачи в аренду Советским Союзом Индии атомной подлодки, еще никем в мире не повторенный, давно стал достоянием гласности через средства массовой информации у нас и за рубежом, и я не раскрою большого секрета, тем более что все это было 20 лет назад и совсем в другой стране. История знаменательна еще и тем, что "К-43", головная подводная лодка пр. 670, как никакая другая, много лет провела во всех океанах нашей планеты, прослужив в конечном итоге больше других подводных лодок этого проекта под флагами СССР, Индии и России. Я горжусь тем, что пришлось не просто служить на этом легендарном корабле, но и командовать им в этот период его жизни, может быть на одном из самых ярких в мирной истории подводных лодок страны.
 Закончив историю подводной лодки, не мог вовремя остановиться, возомнил себя писателем, как тот чукча в известном анекдоте, и написал немного об истории Индии, ее флоте, чтобы дополнить предыдущую главу.
 Заключительная глава о подготовке командиров подводных лодок Соединенного Королевства несколько выпадает из общего контекста и рассчитана на специалистов, но я не мог не написать об этом. Понимаю, что у нас уже никогда не будет подобной школы, тем не менее втайне надеюсь на то, что кое-что из чужого опыта мы сможем и обязаны использовать в ближайшем будущем, пока у нас еще есть подводные лодки. В своем повествовании я частенько использовал не совсем нормативную лексику, надеясь, что читатель простит мои прегрешения, потому как владею могучим русским языком со словарем, а командно-матерным - в совершенстве. Тут уж, как известно, кто как мыслит, тот так и излагает. Старался о серьезном говорить несерьезно, избегая языка плаката, боевого листка или рапорта о выполнении боевого задания. Когда смотрю фильмы о подводниках, где они, стуча себя в грудь, доказывают мужественность и опасность профессии, мне становится смешно и грустно. Нельзя эксплуатировать этот штамп всю жизнь, ведь мы добровольно занялись этим ремеслом. Сегодня самыми мужественными и опасными профессиями являются профессии водителя и пешехода, ведь именно на дорогах объявлена настоящая война. Вспоминаю старинную байку, когда потомственного британского моряка, у которого отец, дед и прадед закончили свой жизненный путь в море, спрашивают: не боится ли он после этого выходить в море? А моряк задает встречный вопрос: не боится ли тот каждый день ложиться в постель, ведь все его потомки тихо почили в этой самой постели у себя дома?
 Отправляясь в путешествие по прошлому, обнаружил, что изложить на бумаге несколько эпизодов службы на море не так легко, как кажется, особенно если пишешь не для себя, а для широкой публики. Это тебе не кораблем командовать, тут думать нужно! Я и сейчас не понял до конца, что именно создал: мемуары (что очень не хотелось бы, да и рановато), роман о южных морях (что хотелось бы, да кишка тонка) или лоцию, понятную узкому кругу людей? Пусть рассудит читатель. Бояться нечего, никто пути пройденного у меня уже не отберет.