Блондинкино время

Артем Ферье
Мы живём в интересное время. То есть, все времена по-своему интересные, однако нынешнее примечательно прежде всего тем, что в полной мере раскрывает глубины деградации ума и духа, до которых могут доходить как бы уважаемые, публичные люди.

Не стану спорить: личности Джека Потрошителя или Андрея Чикатило, пожалуй, более одиозны, чем любого из нынешних деятелей «околокремлёвского пула». Но есть нюанс: те маньяки скрывали свою порочную сущность. Чикатило являл окружающим образцового школьного учителя, а Джек Потрошитель и вовсе зашифровался так, что до сих неясно, кем он был в миру. Наверное, казался очень приличным человеком, на которого никак не могло пасть подозрение.

Другое дело – участники нынешней лоялистской тусовки, что чиновники, что цвет интеллигенции, барахтающейся в мейнстриме кремлёвской канализации. Этакие обобщённые князья Меньшиковы, соединившие в себе достоинства двух носителей фамилии – ушлого петровского царедворца и знаменитого своей бездарностью фельетониста поздних царских времён. Причём от первого была взята исключительно вороватость, от второго – угодничество.

Эти ребята, конечно, не горазды на дела кровавые и маньяческие. Кишка тонка, ручонки коротки, поджилки трясутся. Но на мелкие пакости – способны вполне. И отличительная их черта – они будто бы даже гордятся своим нарочитым скудоумием, подлостью и раболепством. Гордятся – и выпячивают на вид.

Помнится, когда Путин впервые появился на «Олимпе власти», тогда ещё в качестве премьера, один умный человек сказал: «Вот этот, случись ему стать президентом, – стопудово создаст себе такое окружение, чтобы на его фоне сиять светочем ума и нравственности».

Тогда я лишь рассмеялся: «Да где ж найти столько чмошников и полудурков? И куда остальных девать?»

Однако ж, с этим проблем не возникло. Кто-то ушёл, кого-то ушли, а большей частью… приспособились.

Вот в Голливуде есть такая профессиональная пословица. «Начинающая звезда малого роста – встаёт на табуретку. Раскрученная плюгавая звезда – заставляет остальных копать канавы». У многих наших чиновников (равно как писателей, актёров, режиссёров, учёных, etc.) – сапёрные лопатки, видимо, всегда в рюкзаке. Уж такая предусмотрительная экипировка личности – без шанцевых инструментов никуда.

Помнится, в девяностые был такой довольно колоритный персонаж. Саратовский губернатор Аяцков. Это была комическая, даже анекдотическая фигура. Прожжённый аферист и продувной жулик, он неизменно косил под верноподданного и благонамеренного дурачка. И как чего в эфире отчебучит – хоть стой, хоть падай.

Нынче же – куда-то потерялся он. То есть, он имеется, но кто заметит какого-то Аяцкова на фоне всех этих Грызловых, Слисок, Матвиенко, не говоря уж про Сергея Миронова? Ужасное, наверное, положение для Димы Аяцкова – среди этих растиражированных андроидов никак не выделишься своей показной дурью. И совершенно незаслуженное забвение: ведь он-то был первым в новейшую эпоху, кто взял себе подобный имидж, достойный щедринского пера. Остальные – эпигоны-подражатели, в общем-то.

Наше удивительное время можно было бы наречь многими нелестными эпитетами. «Время свиней и жаб, время псов и крыс», и всякое зоологическое подобное. Но, пожалуй, точнее всего окрестил его один мой приятель. «Блондинкино время».

Нет, я ни в коем разе не хочу оскорбить живых блондинок, среди которых полно разумных и достойных барышень. На всякий случай подчеркну: сам я блондин и жена моя - природная блондинка, притом редкостная умница, юрист-международник. Дела выигрывает – только лузга от встречных исков во все стороны летит. Но речь идёт не о жизненных, а о пресловутых анекдотических блондинках, как о мифическом апофеозе наивности и жизнерадостной глупости.

Да, определённо: глупость стала модной. Причём не просто глупость, а – БЛАГОГЛУПОСТЬ. И, ради справедливости, это характерная ситуация не только для России. Что приходится думать об американском народе с их замечательным президентом, избранным два раза? Что думать про европейцев, гордящихся социальной уравниловкой как неким великим достижением общества и панически боящихся любого дискомфорта, даже такой ничтожной фигни, как терроризм?

Юродивые и занудные козлоблеи, проповедники системного идиотизма, нынче везде в фаворе. Возможно, и прав Кирилл Евсеев, когда говорит об общем оглуплении человеческой популяции. Хотя, скорее, дело здесь лишь в том, что зачем-то большинству населения навязали среднее, очень такое среднее образование и дали избирательные права без цензов (ненавижу демократию! Знаю, что лучше ничего не придумано, – а ненавижу!)

Но всё-таки в Путинской России маразм речений публичных персон – пожалуй, исключителен по степени густоты, приторности и непролазности. Они все, кого мы видим в телевизоре, будто соревнуются, кто выставит себя бОльшим кретином. И действительно – на их фоне сам «Орёл наш дон Рэба» смотрится вполне разумным и порядочным субъектом. Можно сказать: эта цель достигнута. Поскольку остальные – едва-едва дотягивают до уровня Бритни Спирс (которая хоть и играет типичную «блондинку», но в том есть некий гламурный заносчивый вызов и авантажность). Наши же публичные говоруны, при такой же «глубине» суждений, отличаются от Бритни Спирс разве что отсутствием «яиц».

И если со всей этой вороватой чиновной перхоти спросу нет – им всегда выгоднее закосить под дурочку, когда только возможно – то всё же печально видеть, как вроде бы неглупые и нетрусливые люди скатываются в ту же пучину-трясину безмозглого витийства.

Умница Веллер, так радовавший меня своими рассказками, зачем-то полез «спасать мир и нацию». Будто не знает, что лишь мне сие дозволительно – да и то в порядке стёба! И в своём «Последнем шансе» он наворотил такой, прости господи, ахинеи, что глаза слезятся, уши вянут.

Трезвомыслящий циник и раздолбай Гоблин, подаривший мне столько приятных часов за просмотром его киношных «перестёбов», тоже лезет в публицистику и несёт порою редкостно делирийный бред, ляпая логические ошибки каскадами (низвергая потоки ереси домкратами). Чего хотя бы стоит его многомесячный заклин на тему «короткоствола», без намёков на ремиссию! Тут, право, что-то очень фрейдистское проглядывает.

И я уж молчу про официозных журналистов, пасущихся на ниве державничества и «патриотизма». С этих зверушек – спросу не больше, чем с чинушей. Да и по-честному – противно мне говорить о таких обсосах. Но вот толковые и вроде приличные люди – с чего они-то повадились чушь дремучую пороть? Чтобы я себя самым умным почувствовал? Muchos gracias за одолжение, конечно, да только предпочёл бы видеть вокруг побольше полноценных, вменяемых личностей, а не шутов гороховых и «сливных бачков»!

Иногда – складывается впечатление, будто за спиной этих неглупых и порядочных людей в полный рост стоит Слава Сурков с двенадцатидюймовым страпоном. Кроме шуток – я неплохо знаю Суркова ещё по тем временам, когда он на «олигархию» пахал. А я – в другой банде тусил, но рабочие контакты поддерживались, так или иначе. И я признаю, что он вовсе не такой дурачок-недоучка, как то можно заключить из его «студенческих курсовиков» про суверенную демократию. Он реально профессионал и умеет убалтывать людей, разводя на всякое. Страпоном, конечно, он не пользуется (во всяком случае, не как средством убеждения). Он стелет ложе патриотической любви очень мягко – и эффективно.

Если более верно обрисовать моё впечатление от филиппик властителей дум – их, возможно, впрямь взяли в оборот ребята Суркова, но очень кротко и ненавязчиво. Исподволь. Это делается очень просто. Писатель, художник, киношник – недаром всегда считался самым благодатным объектом для вербовки. Что для иностранной разведки, что для «родной» контрразведки. Чувство собственного превосходства над массами, экзистенциальная протестность сознания, эпикурейски-авантюристический склад личности, претензии на критичность восприятия да вкупе с вечно неудовлетворёнными амбициями – лучше не придумаешь сочетания. Пара комплиментарных отзывов в письмах, явленное глубокое понимание творчества, пара каких-нибудь идеек для публицистики – «А почему Вы ничего не пишете о… ведь это важная тема…», немножко пикантной какой-нибудь «эксклюзивной» информации - и абгемахт. Человек сам не поймёт, как он стал «сливным бачком».

Иногда – от противного можно действовать. Написать человеку тупое и слюняво-гневное письмо от якобы отмороженного активиста Гринписа – и очень легко спровоцируешь его на публицистическую ругань в адрес Гринписа. Это – лишь умозрительный пример. Это азы оперативной работы с творческими личностями. И хотя нынешняя российская элита – в общем-то, неудачники от советских спецслужб, но чему-то их всё-таки учили. Главное, что они впитали в своей конторе, – неизбывное чувство превосходства над любой и всякой интеллигенцией. Интеллектуального, волевого, морального – во всех планах превосходство.

На самом деле, то чувство, которое испытывают закоренелые спецслужбистские ребята к «мозгу нации» - это неописуемо. Слово «презрение» - слишком лестным тут будет. Что самое хреновое для нашей «интеллигенции» - это чувство вполне оправдано, в большинстве случаев. Потому что эмпирически доказано: из этой мягкотелой псевдомозговитой субстанции впрямь можно вить верёвки. Да они ж, интеллигенты, ещё сами вешаться на тех верёвках будут, к тому ж приплачивая за мыло из своих.

«И я бы мог, как шут, на вервие…» - написал Пушкин на полях, под собственным рисунком, изображающим казнь друзей-декабристов. А после – демонстрировал какую-то необъяснимую симпатию к Николаю. Тем более странную, что искреннюю.

При этом, конечно, Пушкин не мог совсем уж отложить мозги в сторону, и конечно, в той симпатии была изрядная доля критицизма. Но всё же это очень занятный феномен: как вольнодумный поэт ненавидел в юности «либерала» Александра, который ничего плохого ему не сделал, - и вдруг проникся пониманием к «жандарму Европы», одному из самых бездарных и бесславных российских правителей, который перевешал или сослал в Сибирь добрую половину пушкинских приятелей.

Что здесь? Кучерявый эфиопский мальчик достиг зрелости и постиг державный интерес? Или – ребята Бенкендорфа помогли ему сделать это? (лаской, конечно, только лаской!)

Как бы то ни было с Пушкиным, у нынешней российской «гламурной» интеллигенции всё проще. Тут уж, вероятно, имперская лояльность – попросту комфортное для них состояние. Равно как – и нарочитая незамысловатость ума. Потому и стремятся быть «блондинками». Наивными дурочками, которых за наивную дурость и ценят, вкупе с красивыми глазами.

Те камрады, которые были помянуты выше, Веллер и Гоблин, - они, конечно, пока ещё очень далеки от окончательно «блондинистого» образа. Чего-то себе соображать, рефлексировать покамест пытаются, хотя порой и потешно это выходит.

Но вот тут я задумался – кто бы мог претендовать на роль Главной Блондинки от российской интеллигенции?

Знаете, пожалуй, – доктор Онищенко. Очень печальный и совершенно патологический случай. Был ведь когда-то профессором, уважаемым специалистом в своей области, считался порядочным человеком. А ныне… Назвать его «ковриком для ног в кремлёвской прихожей» - то слишком мягко будет. Иные ж сравнения, более точно иллюстрирующие его функцию, – неприемлемы из соображений приличия. И многие уважающие себя медики стараются не появляться в тех местах, где может оказаться Онищенко. Иные ж – закладывают руки за спину при его появлении.

Вот этот деятель – умудрился опорочить, профанировать и дискредитировать вообще всё, что можно. Собственную репутацию – про то разговора нет. Но и – государственный санитарный контроль как необходимую меру… экономическое эмбарго как средство политического давления… состояние российской науки… облик российского учёного… всю нацию в целом, наконец.

Ладно б он там в приватном порядке мёл пургу про нетерпимость российских эндемических желудков к чизбургерам из Макдональдса, потому что щи да каша – пища наша! Много у нас всяких чудиков, которые гонят порой и похлеще бред. «Хроноложец» Фоменко, «геополитик» Паршев, «историк» Мухин – одни эти многого стоят!

Но здесь закавыка в том, что сей Онищенко – лицо официальное. И как бы даже властное. И вот как раз в его лице – маразм и лживость российской государственной политики рафинируются до совсем уж блевотного сиропа. К чёрту даже эти пещерно-шизофренические бредни Онищенка на тему нутрициологии. Они, конечно, позорят российскую науку и всю нацию. «Если главный санитарный врач у них – такой безграмотный кретин, то что можно сказать про общий их уровень, этих русских дикарей!» Ну да ладно. Самое хреновое - что ведь его рукам совершаются и реальные дела.

Как-то намедни зашёл я в «народный» магазин и решил заценить, как у нас выросло качество вин после удаления негодного грузинского и молдавского продукта. Взял на пробу несколько бутылок и коробок российского производителя… Гхм!

Спору нет, может, в Грузии и Молдавии контроль качества был пониже, чем во Франции, Чили и Калифорнии, но вот это российское… из «виноматериалов»… Да это ж вообще пить невозможно! Всё пришлось в унитаз спустить. Хотя даже самый непретенциозный молдавский винчик, какая-нибудь «Душа монаха», - оно в принципе «съедобно» было. И по нашим тестам, которым я, увы, доверяю чуть больше, чем «официальным», - натуральное вино.

И вот вопрос. Онищенко понимает, что за эту голимую профанацию, творимую в угоду шулерским внешнеполитическим ходам Кремля, народ материт именно Онищенко, а не Кремль, перед которым тот так истово, не щадя хребта, пресмыкается? А если понимает – то ради чего так подставляется, мешая с грязью своё имя и репутацию? Неужто никак нельзя было прожить без такой уж вопиющей тупости и подлости? Или, может, Сечин взял детей Онищенко в заложники и через то давит? Коли так – тогда, конечно, многое в вашем поведении объясняется, господин Онищенко.

Но если нет, если дети ваши при вас, – то они… как, в лицо вам ещё не плюют, Геннадий Григорьевич? Если нет – очень добрые и терпимые у вас дети. Непонятно, в кого только.

Да, пожалуй, Онищенко – самая заслуженная и поднаторевшая «блондинка» нынешнего политического истеблишмента. Некий абсолютно канализационный уровень, на который может скатиться вроде бы интеллигентный учёный, выслуживаясь перед властью третьесортных филёров и воришек.

Милые дети! Дорогая российская интеллигенция! Имейте перед глазами этот пример – и не опускайтесь до этого уровня. Хочется вам «оглупиться», впасть в инфантильное «державничество», истово помычать и попускать пузыри какого-либо праведного патриотического гнева меж пухлых губёнок – то ещё не беда. Будьте детьми, будьте «блондинками». Говорят, даже оздоровительная для психики процедура – давать порой волю накопленной сердитости, бессмысленной и безобидной. Но только – не увлекайтесь, не сплюньте совсем уж свои мозги вместе с пузырями гнева. Иначе – через сколько-то лет вам будет так же стыдно, как, хочется думать, господину Онищенко стыдно уже сейчас.