Мне нравится стих. А поэтичен ли он..?

Григорий Сухман
 Для начала напомню содержание предыдущих двух статей на эту тему, где предлагается любому читателю рифмованноритмической продукции определить – насколько это поэзия, и предложены 10 её признаков, коррелирующих понятия пары стих – поэзия. Вот они приведены ниже:
.Рифма.
2.Ритм.
3.Аллитерация,созвучия .
4.Эпитеты развёрнутые.
5.Непредсказуемость конца стихотворения
6.Аллюзии. Подготовленному читателю – море поисков.
7."Нерв", эмоциональный отклик, резонанс с читателем.
8.Загадочность, афористичность: строка равна странице прозы.
9.Метафора, сравнение – исток поэтического образа.
10.Новизна темы,идеи,подхода: след автора,метафизика его творчества.
C 4 по 10 признаки - обязательны для достойного стихотворения,без них любители Поэзии просто оную не опознают,а профессиональные критики не поймут,что же они такое читают.
 Cтих со всеми вышеперечисленными признаками - феноменален,7-9 пунктов очень поэтичное стихотворение,4-6 - нормальное,1-3 - автор должен подумать,что именно он написал,зачем бумагу изводил,отчего состязаться с образцами решил - много-много вопросов...(Замечу, что попыток"арифметизировать"стихи было много,и среди признаков архиважных В.Маяковский выдвигал, например, пролетарское происхождение сочинителя, предлагая за это сразу 2 очка)
 Эти признаки – необходимые,но недостаточные для отличной"стихопродукции",именуемой стих,
чтобы он понравилась и критикам,и читателям.Такой концензус в принципе невозможен, ибо "о вкусах не спорят". Возразят мне: мол, в споре рождается истина...Блеф! В лучшем случае – точки зрения спорящих групп,а посему любые споры о поэзии обречена на кружковость,"конкуренцию взглядов",где достойное для вкусов одной группы сочинителей - бред полный для прочих, ибо их вкусы, увы, не сходны. Так что разговор идёт лишь о грамоте, ведь даже глупости безграмотные – читать не станут, и мы опять вернёмся к тем же "признакам" поэзии. Павел Самсонов, критик:«Поэтическая речь ведь всегда отличается образностью,что достигается особыми приёмами почерка: метафорами, метонимией, гиперболами, сравнениями и так далее, т.е. идея – одно из обязательных условий, при которых стихотворение становится поэзией».Так что выбирая признаки поэзии, я оказался не одинок! Впрочем, совсем не сложно сочинить ахинею на заданную тему со всеми признаками поэзии – что делать тогда?(Нижесочинённые строчки - пример ахинеи на заданную тему).
Мы опускаемся в запахи дивные
и отдыхаем там после погрома,
не напугают удары нас грома,
и напряжения очень активные.
Вот в тишине наступившей, желанной так,
вес потеряв, космонавтом над креслами,
мы философствуем, нюхая кладбище,
чувствуя твёрдую пропасть под чреслами.
Это- банальный стих!Тут может выручить единственное противоядие–нормальный вкус читателя.
 При всех спорах совсем ведь мы не учли ещё один аспект прочтения –исторический, а это делает нашу тему и вовсе трёхмерной, добавляя новую ось- время. Скажем, то, что было эпатажем около 200 лет назад,сейчас – норма. Чтоб не быть голословным, банальное приведу А.С.Пушкина: «...и язвою лобзаний она торопит миг последних содроганий» Сейчас это по категории «новизна» не прошло бы: избито.Как и всегда: Первый – гений, за ним – эпигоны разной степени таланта: на ту же животрепещущую,особенно молодёжь, тему.
И – будьте уверены!- есть поклонники, которым именно это – по вкусу:
 Кофейных лепестков атласна шаль,
 и филигранны краешки оборок
 узорчатой каймой тончайших створок,
 за коими – Божественный Грааль.
 Касанье губ – и дрогнет лепесток,
 доверчиво раскрыв жемчужный венчик.
 Прозрачностью своею так застенчив
 росою пряной выступивший сок.
 Природой не придумано пока
 нежней и совершеннее цветка.»
Это – «Кофейная роза» Норы Никаноровой, о детородном органе...
Крепкий стих, 7 признаков из 10, но ЭСТЕТИЧЕСКИ мне (и не только мне) противен. А ведь на таком же уровне и о том же пишут десятки!...
«Верный признак общего упадка искусства – это не часто встречаемое безобразие, а неуместная красота» (Т.Маколей), «Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим
поэтом, но уже второй был олухом» (Г.Гейне).
Такие цитаты можно продолжать! Потому что красОты этих стихов, путешествуя из одного текста в другой, не оставляют за собой ничего, ни мысли, ни эмоции – вакуум! Несмотря на несомненную поэтичность -смотри признаки в начале статьи.
Ещё пример:самый популярный автор стихиры Пётр Давыдов,тема простая,изъезженная - секс и любовь, более130000(!) читателей:
 Горячий Секс и нежная Любовь
 Однажды познакомились, скучая.
 И вечером в божественный клубок
 Они сплелись свободно и случайно.
 И, оказавшись, вдруг наедине
 Любовь легко, без всякого стесненья
 Раскинувшись, лежала на спине,
 Потом открыто встала на колени.
 И Секс любил так бережно ее,
 Так звонко, глубоко, неутомимо…
 Упало на пол светлое белье,
 Огонь свечи качал пространство мира.
 Потом они позвали нас к себе
 И были необычны ощущенья –
 Купались вместе в лунном серебре
 И задували свечи от смущенья…
Всё это автор своей жене посвящает, приглашая свою страничку посетить -
идут толпы! Критик В.Авин поставил стих этот на самое низкое место в
своём обзоре, скорее проза рифмованная - несчастная половина из
арсенала поэзии! - зато самый верный признак из"нравиться",нерв с читателем – просто канат морской, которым «король эротики» к себе
 читателей притягивает, больно уж тема животрепещуща...Хоть кол на голове
теши - не объяснишь П.Давыдову слабой стороны его творчества.
Итак, «поэзия» – или «нравится».Тонны заумных книг,объясняющих всё,
разбиваюся о скалу индивида и тонут в пучине: «мне не понравилось!»
Вопрос плавно перетекает в область рекламы: как заставить нравиться...
В ход идут эпатаж, музыкальное оформление, скупка СМИ, имя автора, а тема и воспитание вкуса оставляется на потом: мол, время расставит всё по местам. Вывод прост: всем сразу поэзия нравиться не может, являясь
штукой элитарной по определению. Тут мне припомнят Квятковского,
и всякий первопроходец со своим учебником выплывет на сцену, но
я вернусь всё же к ПОЭЗИИ, к её определяемым ухом, глазом и УМОМ
признакам, вовсе не умаляя всех жанров рифмованной прозы.
 Вот тут-то претензии на высокий балл заявляют авторы, требующие внимания,ибо умеют писать талантливо, но выразить мысль, читателю
понятную, не получается.Открыл Стихи.ру: Е.Уран(Евг.Рабинович)
 ...Два полукруга обнажив,
 соединив петлей смертельной,
 я понимаю, что я жив
 тоской почти уже нательной.
 И смотрит вверх из глубины
 кипящих снов крылатый донник,
 как из-под ног глухой вины
 я выбиваю подоконник…
Ладно бы тоску, то есть депрессию, сугубо внутреннее чувство, на тело
сажать, надо ещё и подоконник (из-за донника!)выбить.Эпатаж, ничего на себе не несущий. Кроме весёлой пародии добавить – нечего,увы. Я бы в качестве критика
за такие вещи баллы оценочные снижал – пусть автор задумается...
   Впрочем, снижать баллы может только автор в самооценке стиха, читатели могут просто не понять, что в тумане-то фраз скрыто. Автор иногда намекает названием произведения направление своей фантазии, иначе "...дела, хоть кричи караул". Это может быть даже визитная карточка поэта, 7-й в этой статье (см.) признак поэзии - канат, чтоб НЕ-понимание читателя удержать - настолько трудно сложить метафорой "бегущую, поджарую щебёнку, забивающую «фольксваген» в кривые ворота кибуца", или  "вечернее солнце, хирург Пирогов, окунает в залив нестерильную руку",но финиш - в последнем катрене:"фельдшер уронит зажим, от свободы  косея, и расступится вновь материнская жизнь как солёное море у  лба Моисея." Привожу "Благовещение" Михаила Свищёва, "Поэта года" стихиры за 2014. Если кто что-то не понял - я извиняюсь.

Разбежится щебёнка в поджарой своей худобе,
забивая «фольксваген» в кривые ворота кибуца,
снова в Фивах играют  на железной трубе, –
то ли музыку слушать,  а то ли назад обернуться?

На фальстарте грозы всех уделав на десять кругов,
электрический свет уступает то мраку, то звуку,
и вечернее солнце – нестарый ещё Пирогов –
окунает в залив нестерильную добрую руку

в ожидании чуда. Но фельдшер уронит зажим,
хлынет тёплая ночь, от свободы случайной косея,
и расступится вновь пред тобой материнская жизнь,
как солёное море у самого лба Моисея.

"Ждать чудо, как ронять зажим  - это пустая загадочность, имитирующая невыразимую сложность признака...Художник, без базара, тварь право имеющая, включая право на невообразимость" такими словами критики отметил Виктор Образцов приведённый опус.
 
Ветры, из ущелий вылетев проворно,
сшиблись над заливом – почерневшей синью.
Вот они, за шиворот поднимая волны,
как щенят незрячих, топят их в пучине.
Вот, песчинки пляжа обращая в пули,
битый час обстреливают городок приморский.
И домишки в плечи головы втянули –
оттого их крыши поголовно плоски.
1959
  Тема и сюжет незатейливы, без излишеств поэтики,но-неподражаем,отлично читается небольшое это стихотворение Льва Аксельруда,не очень жалуемого на стихире,зато хорошо известного по 9 уже изданным сборникам стихов.(Однако, его поэзии уже посвящено куча исследований!).
 Когда-то М.Цветаева образцом гениальной поэзии привела в своей известной
статье критической стих монашки безвестной, где без особых приёмов и
наворотов стилистики были провозглашена высочайшая мысль:
 ... Не жалейте,не ждите возврата,
 не смущайтесь насмешкою злой!
 Человечество всё же богато
 лишь порукой добра круговой!
Полный резонанс мыслей самой Поэтессы, её понятий о смысле жизни человека на грешной земле,а у неё-то понятия были настоящие!
Ведь стихи – это не только язык. Это образность, это поэтический мир, это философия, , это музыка, архитектура, ароматы...Это всё- из рецензий Павла Самсонова.
Можно поставить вопрос и так: не что есть настоящая поэзия - вектор
времени ответит на этот вопрос, сметя лишнее, а кто искуснее в написании: пошлости, ахинеи, любви, героизма, сна, природы и т.д.
Пока ясно одно: время героических деяний царей и государств исчезло,
уступив место переживаниям отдельного человека. Но: кто вспомнит
Гая Валерия Катулла, впервые ввёдшего лирику личных переживаний? В полемике критик М.Ромм указал мне, что, выстраивая свою систему
оценок качества поэзии, я подменил одну неопределённость (качество
стиха) другой (эти качества приведены в начале статьи).Извиняюсь, но
рифма, ритм, метафора, сравнения определяются читателем без труда,
а что поэзия - штука не очень всенародная, так и должно быть...
 Так что не Что писать, а Как писать есть коренное различие в системе
Мне Нравится или Поэзия, а приведённая в начале статьи выжимка из
признаков поэзии признаётся всеми серьёзными критиками, именно на
эти критерии они и опираются, расхваливая или ругая авторов.Если уж
вся русская поэзия – это бред, то он обязан быть великолепным, иначе рискует обернуться бредом сивой кобылы.
 Что вчера казалось верхом совершенства, вскоре оказывается просто
подражанием, а то и глупостью, недостойной внимания, накопленный
опыт и знания меняют взгляды на собственное творчество, разочаровывая
нас часто - то не смог, это не допонял, что-то вовсе разонравилось...
А нравиться бы надо было лишь одному существу на свете - вечно
юной старушке Поэзии, с вершин Парнаса наблюдающей турниры своих рыцарей у подножия - глядишь, она и взаимностью ответит...
 2006 - 2015гг