Тропинка Победительница

Виктория Огородова
сказка

Однажды большая проезжая дорога родила маленькую тропинку. Не по дням, даже не по часам, а поминутно росла и взрослела новорождённая. И такая умница-разумница выросла, и такая самостоятельная, что не могла дорога нарадоваться на дочку. А так как взрослела маленькая тропинка очень и очень быстро, то и радость материнская оказалась не долгой.
Не так уж далеко, но и не близко от проезжей дороги возвышалась гора. Склоны её поросли цветущими травами и пышным зелёным кустарником. Вершина, щедро освещённая солнцем, вздымалась к облакам. Ах, как замечательно красива была эта самая вершина, как манила она, как звала к себе — туда, где бродят в небе стада белых облачных барашков!
— Прощай, матушка дорога! — воскликнула маленькая тропинка. — Я знаю, чувствую, в чём моё предназначение. Ты родила меня для великих дел, для небывалых свершений: для восхождений и покорения вершин. Я первая и, возможно, единственная взойду на эту огромную гордую гору и заслужу себе имя. Но ты, матушка, уже сейчас можешь называть меня Победительница! — милостиво разрешила она.
И маленькая тропинка поспешила в путь, не удосужившись выслушать, что скажет ей мудрая проезжая дорога, которая попыталась остановить непоседу-дочку:
— Подожди, дитя моё. Ты же не знаешь главного…
Но маленькая тропинка очень спешила и убежала уже так далеко, что ничего не услышала. Она торопливо пересекла луг и, в нетерпении, с разбегу угодила в ручей. Хорошо, что ручеёк был не глубок, а дно твёрдое, покрытое мелкими камешками, иначе увязла бы малышка в непроходимой грязи, закончив свой путь в самом начале. Но, благополучно миновав первое препятствие, путешественница стала осторожнее и уже не бежала вперёд, сломя голову, а выбирала удобные и приятные для прохождения места. Конечно, иногда ей хотелось остановиться и получше рассмотреть окрестности, но величественная, непокорённая горная вершина разжигала её любопытство, дразня удалённостью и недоступностью. Поэтому снова устремилась вперёд тропинка, не обращая внимания на окружающие красоты. Только о вершине могла она думать, только о ней мечтать.
Вот и подножье. Крутой склон с наскока преодолеть не удалось, но маленькая тропка не отступила. «Ничего, — утешала себя она. — Не получается напрямую? Пойду в обход». Тяжело давалось ей многочасовое восхождение. Обвился тонкой лентой вкруг горы еле заметный след. Ещё немного, последнее усилие, и все старания завершатся успехом.
Наконец-то цель была достигнута. Счастливая маленькая тропинка, облегчённо переведя дух, улеглась на вершине покорённой горы. Она отдыхала, глядя в беспредельное небо и, казалось, летела высоко над землёй вместе со стайкой невесомых белых облаков.
— Вот что значит «почивать на лаврах», — вспомнила она слышанное где-то выражение и заснула, убаюканная небесным хороводом.
Приснился маленькой тропинке странный сон. Лежит она на вершине горы, смотрит сверху вниз на землю с удивлением и разочарованием. Как всё в мире измельчало, пока она поднималась на гору! Даже мать — широкая проезжая дорога — тянулась тонкой ниточкой, теряясь порой в крохотных зарослях лесных опушек. Зато весь мир как на ладони. Теперь нет и не может быть тайн для маленькой смелой тропинки, по имени Победительница. Сладкое чувство кружило голову малышке…
И вдруг раздался грохочущий смех.
— Ха-ха-ха! — забухала большая гора, осыпая со склонов тяжёлые камни. – Это, право, очень забавно.
— Что? Что так развеселило тебя? — спросила удивлённая тропинка. — Ты должна мне тот час же всё объяснить, ведь я преодолела твои крутые склоны и покорила неприступную вершину.
— Ха-ха-ха! — ещё громче засмеялась гора. — Ты всего лишь след. След, оставленный человеком.
— Человеком? — растерянно переспросила маленькая тропинка. — А кто это — человек?
— Твой отец, — услышала она голос матери - проезжей дороги.
— Отец, — согласно пророкотала гора.
— Отец, отец, — разнесло эхо.
Тут маленькая тропинка проснулась. Её сон нарушили шаги человека, который, налюбовавшись красотами природы, пустился в обратный путь. Ощущая на своём теле твёрдые шаги, маленькая тропинка росла и крепла, всё более убеждаясь в том, что она, и правда, всего лишь след человека. Малышка горестно вздохнула и побрела вниз, к подножью горы. Возвратившись к началу пути, бросилась расстроенная Победительница в добрые материнские объятия и принялась горько сетовать на судьбу.
— Там, на вершине, — пожаловалась она, — я была самым счастливым существом на свете. Мне казалось, что я свободна и вольна в своих поступках, что сама выбрала трудный путь и, преодолев множество препятствий, стала Победительницей.
— Так оно и было, — ласково сказала дорога.
— Нет, — всхлипнула маленькая тропинка. — Надо мной хохотала большая гордая гора. Она сказала, что я — всего лишь след человека. — Это обидно и несправедливо, матушка. Мне должна была выпасть иная доля.
— Какая же? — удивилась проезжая дорога. — И что, скажи на милость, так тебя расстроило? Человек, который является твоим отцом и создателем? Но разве не по своей воле ты устремилась к подножью горы? И разве не своими усилиями покорила её вершину?
Совсем растерялась маленькая тропинка и спросила:
— Но как же узнать, где кончается моя воля и начинается воля человека — моего отца и создателя? Если всё так сложно в моей судьбе, то, как жить дальше?
— О, ничего нет проще! — воскликнула дорога. — Посмотри на меня, доченька. Когда- то давно и я появилась на свет благодаря человеку. Моя матушка — старая, узкая грунтовая дорога, соединяющая несколько деревень, дала жизнь мне — широкой проезжей дороге. А всё потому, что так было угодно человеку. Он строит дороги и прокладывает тропы, но жизнью живёт иной, не похожей на нашу и непонятной нам. Если дороги и тропы являются лишь небольшим отрезком пути человека, то все мы, конечно, зависим от воли его даже больше, чем можем себе представить. Однако воля его — всегда благо, а дела — всегда помощь нам и всем созданиям его.
Маленькая тропинка, выслушав мать, успокоилась и глубоко задумалась. Ей очень хотелось знать, может ли она называться Победительницей, или это имя всё-таки не заслужено ею?
А люди шли к высокой гордой горе и оставляли свои следы, делая жизнь тропинки всё заметнее, превращая еле видную стёжку в нахоженную тропу. Шли дни, и однажды дорога-мать обратилась к повзрослевшей дочери:
— Оставь раздумья. Прислушайся лучше к человеческому голосу.
По обочине большой проезжей дороги, внимательно вглядываясь в луговые травы, шёл человек. Время от времени он сверялся с картой, бормоча что-то себе под нос.
— Ещё один искатель приключений, — разочарованно вздохнула тропинка.
— Не говори так, — укоризненно сказала дорога. — Именно эти люди являются нашими создателями, дают нам жизнь, а порой и звучные имена.
— Имена?! — ахнула тропинка и с уважением посмотрела на человека с картой.
Она потянулась всем телом, желая привлечь к себе благосклонное внимание всемогущего существа, в силах которого было дать ей имя.
Трава и молодые кустики обочины едва заметно дрогнули и расступились. Заметив тропинку, человек обрадовано воскликнул:
— Наконец-то я нашёл тебя, тропа по имени Победительница!