Э. Л. Уэббер. The Phantom of the Opera

Галина Рыженкова
* Любимые альбомы

Andrew Lloyd Webber
"The Phantom of the Opera"
(Original Cast Recording, 1987, 2 CD)

Альбом всех, кто когда-либо любил.

Это запись оригинального лондонского каста; альбом, ставший Англии и США золотым и платиновым. Казалось бы, ничего особенного – мюзикл основан на романе Г.Леру, соединяет в себе расхожий сюжет «красавица и чудовище» и тему Пигмалиона; Э.Л. Уэббер хотел подчеркнуть в проекте вокальные достоинства своей жены, Сары Брайтман, и это далеко не первая постановка «Призрака Оперы» (произведение неоднократно экранизировалось - первый фильм вышел еще в 1925 г., а среди театральных постановок следует прежде всего отметить мюзикл Кена Хилла (1976/1984 гг.)). Однако в итоге и для Уэббера, и для артистов, и для слушателей романтический музыкальный спектакль превратился в нечто гораздо большее и глубокое. И что-то заставляет вновь и вновь переслушивать его, сочувствовать главному герою, сопереживать и плакать... Думаю, что в первую очередь это влияние музыки, исполнения (прежде всего – вокал Майкла Кроуфорда и его трактовка образа Призрака) и финала произведения.

Гениальная "Overture", под которую поднимается сброшенная когда-то старая люстра и оживают события прошлого, – мрачная, печальная, торжественная мелодия; поначалу она не предвещает ничего хорошего, но затем позволяет себе нотки оптимизма, и тогда трагическое становится светлым. Она навсегда врезается в душу и по производимому эффекту сравнима с началом Пятой симфонии Бетховена или Первого концерта Чайковского. В дальнейшем эта тема повторяется и в самой известной песне мюзикла, "The Phantom of the Opera", и в композиции "Why have you brought me here...", и в финале ("...Track down this murderer..."). Остальные основные мелодии не столь магически завораживающи и не так величественны, но не уступают увертюре по красоте и значимости, усиливая оставленное ею впечатление.

В создании "The Phantom of the Opera" роль не менее важную, чем Уэббер, режиссер Х. Принс или поэт Ч. Харт, сыграл Майкл Кроуфорд. Прежде известный как комедийный актер, он сотворил трагический, глубокий, многогранный образ главного героя, и лично для меня Призрак в исполнении Майкла – это бОльшая часть мюзикла. Слушая этот красивый, необычный, способный передать тончайшие эмоции голос, чувствуешь, как мурашки бегут по коже... Перед слушателем предстает то загадочный, «потусторонний» Ангел музыки, то наводящий ужас Хозяин Оперы, то страстно влюбленный, то несчастный, бесконечно одинокий человек... Жаль, правда, что в эту аудиоверсию включен не лучший вариант "Music of the Night": здесь Кроуфорд поет несколько жестко и отстраненно. В дальнейшем, исполняя эту песню, артист добавил своему голосу нежности, чувственности и вкрадчивости, и "Music of the Night" зазвучала более зачаровывающе и проникновенно.

В альбом вошли далеко не все сцены мюзикла, но ход событий можно проследить и по представленным на этой записи композициям. Кое-что в трактовке образов и сюжетных линиях было изменено, но даже несмотря на то что Призрак у Уэббера весьма сильно отличается от Эрика у Леру, истории в целом это не повредило. И самое главное – остался весьма близким к оригиналу потрясающий по накалу страстей душераздирающий финал. Призрак, отпуская Кристину и Рауля, будто бы проигрывает – он теряет и возлюбленную, и творческие силы, да что там, весь его мир разрушен ("You alone can make my song take flight – it’s over now, the music of the night"), но это великая жертва во имя Любви. Он побеждает самого себя.
 
«Любой человек, когда-либо любивший, уйдет после мюзикла в слезах» - так говорил сам Майкл Кроуфорд, и он прав. И сочувствуя герою, не находим ли мы в его трагедии отражение наших собственных страданий? И не в сопереживании ли, очищаясь от своих негативных эмоций и мыслей, черпаем силы для дальнейшей жизни?