Телевизор

Михаил Борисов
 Что бы не делал, находясь у себя дома, всегда один глаз следит за картинкой на экране включенного телевизора. Одно ухо настороже - улавливает смысл происходящего в этой информационной луже.
 «Программа передач» - самая читаемая страница в газете. Ах! Не пропустить бы вот эту передачу! Ой! И по другому каналу тоже интересно! Да и на третьем можно остановить свое внимание. Как бы глядеть сразу по трем?
 Останавливаюсь. Плюю на задание супруги. – Ей, видите ли, надо гвоздь в стену вбить, чтоб на него рамку с фотографией повесить. Беру в руки пульт и переключаю, периодически смотрю три канала сразу. Слабо улавливаю смысл всех этих трех передач. Но смотрю. Упорно…
 На ходу это делать как-то непривычно, – слабо усваивается содержание, – надо непременно присесть поудобней в кресло. Сажусь вроде хорошо: нигде ничего не давит. Сижу какое-то время, переключаю, вникаю, силюсь понять смысл…
 Усваивается плохо. Хоть и пялюсь в этот телевизор изо всех сил.
 Нет! Лучше лечь. Диван рядом - ложусь, - О! - отмечаю про себя, отвлекаясь от экрана на мгновенье, - совсем другое дело!
 Что ж там произошло, пока ложился-то?
 Так. Ага. К чему клонит этот Роберто? Ясно, к чему! Завладеть Розалией! Надо ж, уже десятую серию убалтывает! И никак уболтать не может…
 А на следующем канале? – переключаю. – «…И почему у меня морда красная после бани? Не знаю!… - говорит растерянно со сцены известный юморист». Почему у него «морда красная» - я уже слышал. Что там дальше? – переключаю. – «Рембо». О! Как он расправляется в одиночку со своими врагами?! Надо же! И полицейский этот упрям и глуп, действует с неудержимостью танка – прет, бездумно, на пролом. Переживаю за справедливого Рембо и ненавижу полицейского. Но реклама прерывает мои душевные волнения. – Переключаю, возвращаясь назад. - «…Он меня со всей силы веслом по плечу. Бац! Весло пополам! Ты че - ёпэрэсэте? - Совсем наглость потерял?..» - возвращаюсь к Роберто. - Ах, как он целует Розалию! Как обнимает? А какие слова говорит!? Слежу за перипетиями на экране! Стоп! Реклама. – Переключаю на Рембо. – Тот бьется как лев со своими врагами. После каждого его выстрела – трое-четверо врагов падают замертво, а ему хоть бы что. В глазах огонь и ненависть! Надо ж как довели хорошего мужика? Как ему помочь-то? Вскочить от нетерпения хочется, но лежу на диване, испытываю душевные волнения. Но не долго. - Их прерывает реклама. – Переключаюсь на Роберто.
 – И там реклама. Во, мля! – Что хотят, то и творят! - разговариваю с телевизором.
 Надо пойти перекурить. А вставать не хочется, но надо. Хоть разомнусь малость.
 Перекурил, размял мышцы и опять на диван.
 Роберто уже закончился. А жаль! - Легкий, чувственный показывали фильм. Начался новый - Какой? В программу зырк: «Крепкий орешек». Теперь честный полицейский бьется как лев за справедливость.
 Ах, как его бандиты подставили-и!
 Изумляюсь. Одна ситуация сменяется другой, еще более безвыходной. Но герой всегда находит выход. Ему постоянно фантастически безудержно везет. У него в самую трудную минуту находятся или старый друг, или верный товарищ, спасающий его от злодеев, непременно жертвуя своей жизнью или хотя бы здоровьем.
 - Задолбала реклама! – высказываю свое недовольство аппарату, - только войдешь во вкус и на тебе: прокладки с крылышками и без оных, но также отличного качества; стоматологи с «Орбитом»; нефтяники с маслами к автомобилям; и мыло, мыло, мыло - будто Россия сроду не мылась и вся поголовно завшивела без этих чудодейственных препаратов, а также пиво.
 Тут ловлю себя на мысли: а как называются эти-то чудодейственные мыла? И не могу вспомнить ни одного названия самостоятельно.
 Действительно. Тупею от потока информации.
 Видимо, срабатывает защитная функция моего организма, и я засыпаю под грохот выстрелов «Крепкого орешка» и вкрадчивые голоса рекламных роликов.
 Просыпаюсь под гром аплодисментов, раздающихся опять же из работающего телевизора. Идет очередное шоу. Сначала сюжет кажется интересным, пытаюсь вникнуть, но, наконец, перерыв на рекламу. Переключаю подряд все каналы, – интересуюсь их содержанием. - Кругом «шоу», «стрелялки», «пугалки», «жутики» и «мыло», «крылышки», мыло- мыло, пиво - пиво…
 Так каждый день. Круглосуточно. Становится не по себе, когда начал вспоминать, что смотрел, что полезного для себя вынес из просмотренных передач, какой приобрел опыт?
 Констатирую: никакого!
 …Даже по большому счету ничего не помню. Загадил только себе мозги!
 Все перемешалось. В голове навоз из обрывков фильмов, шоу и рекламы. Противно стало и гадко на душе.
 - Тьфу! – плюю на телевизор, а сам уже ору на него, - так и оскотиниться можно! - Полдня собственной жизни потерял! Сунул псу под хвост. Самого драгоценного невосполнимого своего жизненного ресурса лишился просто так, как на помойку выкинул и все.
 Выключаю. Легонько так нажал на кнопочку, - экран погас.
 И все. И всё!
 Сразу на душе легко и свободно.
 Отвязался!
 Будто из дерьма вынул ноги, которые деревенели, не слушались, и двинуться от телевизора не хотели. Нет бы, пораньше это сделать! А-то переключал, переключал с канала на канал, все казалось, что найду что-то интересное. Вернее, ощущал чувство какой-то надежды или утраты. Искал на экране то, что никогда не терял. Когда выключил, ощутил прилив сил и приобрел свободу.
 Господи! Наконец-то!..
 Хочется выкинуть телевизор в окно.
 Это обстоятельство наводит на размышления:
 - Вот я смог остановиться и оценить утраченное бесцельно время - смог нажать на кнопку «стоп», а кто-то не может этого сделать. Более того, есть люди, готовые в каждой комнате поставить по телевизору (даже в сортир, в ванную комнату его за собой тащат..!) и смаковать эти мерзости беспрерывно. Они с каждым днем, неделей, месяцем и годом тупеют от просмотра этих бесконечных мыльных сериалов. Опускаются от этой череды убийств и насилия, от лишенных всякого здравого смысла ситуаций, от вопросов и ответов в бесчисленных шоу, а также от тупых пошлостей юмористических передач.
 А вот еще передача: «Необъяснимо, но факт». Достаточно сочинить абсолютно бредовый сценарий. Потом нарезать и склеить в любом порядке кадры из любых «ужастиков» или отснятого интервью с уродом или инвалидом и показать этот «винегрет», приправив все размазанными по экрану кадрами снятого когда-то огня или жестокого насилия. Для вящей наглядности следует наложить друг на друга несколько изображений. Затем сопроводить эти кадры прочитанным текстом самого невероятного содержания беспокойным голосом серьезного диктора, дополнить тревожной музыкой и все.
 Все!
 Зрители в экстазе!
 Верят в достоверность показанных якобы имевших место «необъяснимых» фактов и событий, которые на самом деле в реальном мире существовать и произойти не могут. А имели место, лишь в фантазиях воспаленного мозга шизофреника… …Или человека материально заинтересованного в продвижении на экран подобного бреда, для создания рейтинга этой передаче. Все в такой передаче подчинено коммерческой наживе! Телевидение – это борьба за зрителя, за рейтинг передачи любой ценой!
 …После просмотра телебреда, тут же у экрана телевизора зрители начинают обсуждать увиденное. Ах! - Ох! Надо ж так!.. И, правда!.. Интересно-то как!.. А мы-то не знали!.. А страшно, аж мороз по коже!..
 Зрители-то думают, надеются, что телевидение этой передачей их просвещает. Да просвещает, но в минимальной толике, а в основном развлекает и работает на рейтинг передачи.
 Зрители уже ждут новой передачи. Новых «необъяснимых» «фактов» и «открытий».
 Эти зрители уже отравлены информационным ядом высокой пробы, как наркотиком. Экран притягивает и держит их внимание, - так сказать: «развлекает»!
 Слышу возгласы: «У нас свобода выбора! Не нравиться – переключи на другой канал!»
 Правильно! У нас свобода выбора! Однако почему-то наркотики мы запрещаем. Там ведь тоже свобода выбора: «укололся и забылся» - жизнь становиться прекрасной.
 И тут, впялился в экран – и свободен от забот.
 Многие передачи детективной тематики типа «Чистосердечное признание» уже перехватили эти приемы. Мало того, в этих передачах наряду с документальными кадрами существует несколько, возможно, достоверных сюжетных линий, восстановленных при помощи актеров. Но повествование ведется своеобразно: путем «перемешивания» сюжетов. Каждый сюжет в отдельности захватывает внимание зрителя, и тот уже не может оторваться от просмотра. «Перемешивание» сюжетов заключается в том, что через каждые несколько секунд идут кадры другого сюжета, затем следующего, следующего… до десятка сюжетных линий! Затем вновь возвращаются к первому, а может начаться новый «круг» в совершенно другой последовательности. И так несколько, - до десятка «кругов».
 Порежьте десять сюжетов каждый на десяток долек, перемешайте и покажите все сразу! Диктор за экраном телевизора и герои сюжета называют фамилии, имена участников, описывает действия: преступников, пострадавших и правоохранительных органов. – Запомнить их имена, последовательность их действий в каждой отдельной сюжетной линии при перемешанной подаче материала - невозможно. Зритель по простоте душевной силится, тужится понять и запомнить хоть что-то! Но передача закончена, а в голове у него «каша» из обрывков сюжетных линий.
 В книге - что-то непонятно, - вернулся, перечитал, - разобрался, уяснил. В телепередаче к изображению – возврата нет.
 Зритель после просмотра даже не может пересказать, что видел на экране. А ведь он что-то смотрел, на что-то обращал внимание, пытался запомнить хоть что-то! Свое время тратил. …Но не запомнил ничего.
 В целях режиссеров этой передачи и не входила задача кого-то просветить, кому-то объяснить и чему-то научить зрителя. У них другая задача стояла, – приковать его внимание. Это даже хорошо, что зритель тужится, силится что-то понять – он весь во внимании. На следующую передачу он придет и будет с интересом смотреть и вновь ничего не поймет в их «ребусах». Главная задача у режиссеров – держать его внимание, и все! А в это время под сурдинку ему: рекламу, рекламу, рекламу. Тру-ля-ля! Тру-ля-ля!
 А на то, что исковеркали душу человека, телевизионщикам наплевать.
 Насмотревшись таких передач, обыватель испытывает ощущение полного собственного идиотизма, – поскольку сам убедился, что у него нет памяти, что он не может уяснить себе показанный сюжет. У него пропадает вера в свои способности. Он психологически унижен. Его руки опускаются, и он вместо поставленных перед собой целей по улучшению собственной жизни имеет одно желание: «уколоться», напиться водки и забыться. Стремление к благополучию его самого, его семьи, его предприятия, его страны отступает на десятый план. Боясь ответственности за свои «некомпетентные» решения, он перекладывает их на других людей. Однако все люди его окружения смотрели эти же передачи и испытывают те же ощущения подавленности…
 Возникающие жизненные вопросы решать никто не желает.
 Круг замкнулся!
 Всем наплевать: как шло, так пусть и катится. «Моя хата с краю…»
 Где тут найдется место какому-нибудь патриотизму?
 Насмотревшись таких передач, хочется бежать из страны!
 Для некоторых людей так и до сумасшествия недалеко! Одурачивают и зомбируют нашего брата - телезрителя! И надо отметить очень удачно!
 Что ж нас ждет впереди-то? Если присовокупить сюда компьютеры с Интернетом, - это-то океан информации и прочие телефонные дела.
 Остается только догадываться.
 А ведь мы-то сейчас находимся еще в са-а-мом начале этого пути!
 Вместо слов на языке одни матерки…
 Еще пример: «Аншлаг» и «Кривое зеркало» доводят зрителя до исступления. Стоит известному комику показать набитому людьми залу палец и скривить в глупой улыбке лицо – все присутствующие в показанном зале покатываются со смеху.
 Кстати сказать, смеющиеся в зале люди и выступающий на сцене артист - это совершенно не значит, что зритель на экране видит одно действо. Он видит монтаж. – Зрителей могли снять в прошлом веке, а артисты выступали перед пустым залом. А бурные аплодисменты – это шумовые эффекты.
 Провальное выступление артиста на экране телевизора можно представить, как его триумф с бурными продолжительными аплодисментами
 Это есть дебилизация общества, проводимая руководством телевидения. - Так горстка людей управляет массовым сознанием.
 Где это видано, чтоб певички сомнительного таланта, поющие чужими голосами «под фанеру», как большие «авторитеты» учили жить, учили лечиться, учили воспитывать детей миллионную аудиторию телезрителей в многочисленных шоу!
 А сколько в таких «авторитетах» ходит, каких-то дутых, как попугаи, парикмахеров, бесталанных поваров и никчемных режиссеров. Даже в этой когорте «звезд» имеются топ-модели! Будто последние мозгами достигли вершин?
 Нигде! Ни в одной цивилизованной стране мира, надеюсь, такое не пройдет. Только на территории СНГ, думаю, такое возможно!
 Вглядитесь в лица! Ведь тусовка в несколько сотен «звезд» с экранов телевизоров «пудрит мозги» миллионам своих соотечественников. По всем каналам одни и те же лица. В одних передачах они выступают в роли учителей, в других рассказывают нам, быдлу сказки о своей нелегкой гламурной судьбе…
 И репортажи с их свадеб, квартир, дач. Вот они как размножаются, вот как они вновь, седьмой раз, женятся
 Таким способом нам, простым людям навязывают любовь к этим особам. И предлагают ненавязчиво повторить опыт.
 Эти вундеркинды и на коньках катаются и танцуют, и поют, и соревнуются в шоу, и готовят пищу, и учат жить, и скоро покажут, я в этом не сомневаюсь, как нам - темному быдлу следует производить детей. Мы скоро увидим все, что у этих «звезд» находится ниже пояса! Чуть-чуть осталось..! Самое страшное, что эти «звезды», как покойники, срама-то неймут!
 Неужели ради наживы, ради дешевой популярности порядочному человеку стоит опускаться и срамиться на всю страну, участвуя в этих «шоу» в том качестве и в том деле, котором он не смыслит, не является мало-мальским специалистом?..
 А телевидению: нет бы показывать настоящих героев, совершивших подвиг во имя Отечества, - разве мало таких примеров в жизни?
 Единственная передача, на мой взгляд, которая вселяет в души оптимизм – это «Жди меня». Хотя и там много монтажа, но все же. Там надежда на лучшее прогрессирует и стимулируется.
 У телевидения огромное преимущество перед другими средствами массовой информации – оно воздействует и на слух, и на зрение, сразу на два основных органа чувств, при помощи которых человек черпает информацию об окружающем мире. В этом его захватывающая, притягивающая и отвлекающая от суетного мира неудержимая сила. Телевидение, по своей сути, превратилось в новую религию, в религию Дьявола. Ведь неважно каким способом, методом оглуплять народ: будь то вера в Господа или еще что-то. Цель любой религии - воспитание народа в послушании. Для властей важен результат - оглупленное общество, готовое идти по указке власти хоть куда, голосовать хоть за кого, жить так, как власть прикажет. Цель религии Дьявола - в противоположность христианской религии, в развращении населения. Известно ведь с давних времен, что рушить любое верование намного проще, чем воспитывать добропорядочность, например. Тем более, что для принятия душой веры требуются многолетние усилия самого человека, хотя бы посещение храма, а религия Дьявола сама заходит в дом каждого человека и поселяется там навсегда, не требуя от него самого никаких усилий для работы над собой.
 Опять задумываюсь.
 Вот я уже можно сказать пожилой человек, - все мои детство, юность и зрелость прошли мимо телевизоров, - в кругу книг. Сейчас мою психику эта информационная канализация не тронет и не отравит.
 А детишки-то как? Как они будут обучаться раздумьям и воображению?
 Ведь они с пеленок втягивают в себя эти гадости зловонной канализации..!
 Кстати, о детишках!
 Откуда им взяться-то?
 Пока очухаешься вечерком, перед сном после этого бреда, - глядь на супругу, а ей ничего от меня не надо. А мне и подавно!..
 Потом удивляемся: откуда берутся молодые импотенты? И почему наше население вымирает?
 Наши-то предки без телевизоров жили, поэтому любились и множились…
 Они своей общей семейной жизнью жили! - В радости!
 А мы-то – чужой, придуманной кем-то гадостью, поодиночке живем! –
 И в страхе. И в неуверенности в своих силах!
 Так и хочется крикнуть:
 Господа телевизионщики - слуги Дьявола! Вас в стране – десяток тысяч человек, - ну, три десятка. Вы должны понять, что воздействие видеобреда на души людей, действует так же разлагающе, как и наркотик. Вы уже отравили миллионы людей, в том числе, и своих детей и близких родственников!
 Пожалейте хотя бы своих собственных детей и не пускайте на экран «бред сумасшедших»!
 Телевидение - это великий инструмент для обучения людей и подготовке их к жизни, но в ваших руках он превратился в оглушающую и оглупляющую дубину для колки человеческих голов, в гигантскую фабрику общественного сумасшествия.
 Чем мы «грузим» мозги нашим детишкам?
 Убийствами, погонями, жуткими разборками между бандитами – сплошная уголовщина на всех каналах.
 …И рост тяжести совершенных преступлений молодыми людьми в реальной жизни. – Эта «заслуга», я так думаю, принадлежит всецело, телевидению.
 …Удивляюсь всю жизнь, глядя на картины убийств разворачивающихся на экранах кинотеатров и телевизоров. Неужели все те, кто причастен к производству кино и телепередач, не понимают простого факта: во всяком серьезном деле присутствует такое понятие как технологический процесс. В убийстве человека человеком он также присутствует. Тот, кто из пальца высасывает кровавый душераздирающий детектив, пишет ничто иное, как технологический процесс самого страшного преступления: убийства человека человеком! Пишет технологию унижения человеческого достоинства, жестокости и насилия! Мало того - он пытается его еще и популяризировать! И должен четко понимать свои действия. Также тот, кто снимает фильм по этому детективу, просто обязан понимать, что, используя волшебную силу искусства - кино, навязывает зрителю свое видение, свое представление о происходящих в детективе убийствах, мучениях жертв и насилии в мельчайших деталях - наглядно. Зрителю уже не требуется прибегать к собственному воображению. Перед ним разворачивается ясная и простая картина убийства, способы унижения достоинства и насилия, которые можно воспроизводить на экране бесконечное количество раз, для полного усвоения, даже очень недалекими людьми.
 Воспитание подрастающего поколения демонстрацией легкости и доступности убийства и насилия, в этом смысле, развращает зрителей и, в конце концов, население страны.
 Голливуд, увлекшись производством фильмов-катастроф, не заметил, как распространил технологию массового убийства людей.
 Технология всегда подвергается усовершенствованию, и предела этому совершенству нет.
 Поэтому меня нисколько не удивило превращение пассажирских самолетов в орудие убийства тысяч людей в один из сентябрьских дней в Нью-Йорке, а изумила только простота технологии исполнения этого преступления.
 Надо полагать, что человек, берущийся за киносъемочную аппаратуру должен глубоко поверить в Бога, а уж затем делать то, что хочет. Тогда его внутренняя цензура не позволит ему выносить технологию убийства, обмана людей, унижения их достоинства и способностей на широкую публику.
 Пока смотрел телевизор – жил чужой, кем-то выдуманной жизнью. – Чему-то сопереживал, удивлялся, осуждал поступки, надеялся на благополучный исход для главного героя. А выключил телевизор и понял, что настоящая жизнь текла в это время мимо меня.
 За окном: птички пели, облака плыли, собаки лаяли, машины шуршали колесами, люди гуляли по скверу, сосед Виталий ковырялся на грядке с огурцами, надеясь их вырастить и засолить в кадушке или банках, чтоб потом, зимой, достать и, приняв «соточку», смачно закусить. Он себе пользу приносил своим трудом. А я, какую пользу получил? Отдохнул под грохот выстрелов? Получил информацию о мыле и пиве? Подсмотрел в глазок за чужой жизнью? Подсмотреть-то подсмотрел - удовлетворил, так сказать, любопытство. Выслушал отфильтрованное режиссером мнение, выраженное устами тщательно подобранных «авторитетов», на происходящее там, за глазком. Только и всего-то!
 Стоила ли овчинка выделки?
 Нет, конечно!
 - Не все же там, на экране, срежиссировано? Есть и информационные программы! – разговариваю сам с собой. - Только это и является ценностью! Современный человек не может жить без правдивой информации о жизни в стране. Более или менее объективность информации может возникнуть из нескольких независимых источников…
 Все! С сегодняшнего дня смотрю только информационные и аналитические программы. Да и то, если там не просматриваются языки новых русских пропагандистов и туфтологов, передергивающих факты в угоду властям. Причем смотрю по минимуму. Все не пересмотришь. – Жизни не хватит!
 Жил ведь раньше без телевизора? Жил. Вот и дальше без него проживу!
------------
2004 год