Демократия и нечто суверенное

Вячеслав Зенин
 * * *
 В последние годы активность властных структур и СМИ, обслуживающих «надстройку», направлена в основном на создание внешних эффектов. Будто существует какое-то наднациональное жюри (например, при ООН), которое начисляет каждой стране призовые очки за показуху, политическое позерство и разнообразные шоу. То проведут какой-то, срочно придуманный праздник, то соберут Всемирный Собор (непременно «всемирный»!), то начинается непомерный ажиотаж по поводу Олимпийских игр. И все это «с большим значением», в расчете на мировой резонанс, и все с помпезностью, напоминающей «даты», проводимые при «отце всех народов». Напоминает это и «таинства», проводимые во времена фараонов в Древнем Египте… Конечно, это значительно проще, чем, к примеру, остановить крах подавляющего большинства НИИ или построить нормальные дороги. Казалось бы, в период, когда страна занимает неприглядное место по общему уровню жизни (и находится в «лидерах» по уровню смертности), стоило бы учитывать экономический ущерб от таких, по сути, детских игр, и просто вести созидательную работу без неприличной саморекламы. Так поступают те, кто опирается на реальность и здравый смысл. Но в том-то весь секрет нашего «особого пути», что у нас еще со времен трезвона о «Третьем Риме» все жизнеустройство строится не на здравом смысле, оно подчиняется той или иной идеологии и «национальной идеи». Точнее, некий «пунктик», придуманный и навязанный «сверху», проникает абсолютно во все стороны жизни и «лепит» по своему подобию политическое устройство, экономику, право и т.д.
 Надо сказать, что после краха КПСС политики, попавшие на верхние этажи власти, просто растерялись. Лишь небольшой период, когда шел захват предприятий и природных богатств, было не до идеологии. А как только все разобрали, то «пастухов» охватил страх. Разве можно жить без идеологии, ведь «стадо» разбежится! И вот второпях стали возводить на место КПСС религиозное ведомство. Затем собрался особый «Собор», который решил указывать всем народам «путь»: как им жить и как «правильно» обращаться к Богу. А вскоре появилось еще одно политическое «ноу-хау» – особая, «суверенная демократия». Правда, возникает закономерный вопрос: а что же у нас было до этого? Одна «вертикаль» и «соборность» без демократии?
 Так имеет ли право на существование нечто под названием «суверенная демократия»? Это «нечто», конечно, может быть, но это уже не будет иметь отношение к демократии. Во-первых, люди разных национальностей понимают друг друга только потому, что существует множество устоявшихся понятий. Именно благодаря устойчивости общепринятых понятий созданы межнациональные и толковые словари, в которых передается точное или адекватное значение слов. Что же будет, если мы займемся «творчеством», добавляя к известным понятиям свои «добавки»? Например: «суверенная реакционность», «суверенная физика», «суверенная музыка», «суверенная эволюция»… Получается абсурд и смех на весь белый свет. Может быть, изобретатели этого ляпсуса хотели подчеркнуть нашу независимость? Но это еще смешнее! Достаточно независимо существует, например, маленькая Финляндия (не говоря уже о более крупных государствах), где уровень жизни значительно выше нашего. Но там никогда не кричали ни о самой «правильной» вере, ни о построении коммунизма или капитализма, ни о «суверенной демократии»… Потуги на исключительность есть отражение не только крайней нескромности, но и комплекса неполноценности. Эта старая российская болезнь под названием «мессианство» приводила только к бедам. Но цирковые номера с понятием «демократия» возможны у нас потому, что российское общество, в отличие от западных стран, не имело опыта демократических преобразований. Ведь сразу после царизма, основанного на крепостном праве, нагрянула диктатура большевиков. Лишь 20-25 лет назад у нас заговорили о демократии, но это только миг в истории народа. На Западе демократические принципы утверждались на протяжении, как минимум, двухсот лет. Однако, начиная где-то с 2000 года, в нашей стране прекратилась даже разговоры о проблемах демократизации жизни. У нас же «суверенная демократия», и точка! Обсуждать нечего.
 Такая уловка «патриотов-государственников» представляет собой не только тактический ход, рассчитанный на минутный «навар», вместе с понятием «соборности» это еще и «концепция», вектор которой направлен в средневековье. Конечно, ДЕМОКРАТИЯ – это длительный и сложный процесс, ее невозможно ввести декретом, как некогда внедрили на Руси христианство, а затем коммунизм. Некоторые стороны демократизации затрагиваются в статье автора «Демократия и «соборность», поэтому здесь лишь отметим, что смешно обвинять демократию только за то, что при ее реализации имели место некоторые изъяны в странах Запада, тем более, во времена Античности – 2500 лет назад! Это все равно, что винить природные процессы, в результате которых после теплого лета наступает дождливая осень. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ – ЭТО ГЛОБАЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, это переход от косности, реакционности и разных форм подавления человека к свободе и человеческому достоинству. Наша убогая жизнь и рабская психология у большинства россиян наглядно демонстрируют то, к чему приводит отсутствие элементарной демократизации.
 Поэтому сам процесс демократизации нам жизненно необходим. Этого требуют не только интересы российского общества, но и единый процесс демократизации, который идет во всем мире, несмотря на отдельные издержки и демонстративные повороты некоторых «пастухов» вспять. Двадцать лет назад у нас появился реальный шанс оздоровления всего жизнеустройства, впервые, как минимум, за тысячу лет! Но этот шанс наша общественность упустила, поскольку небольшим группам людей, действительно болеющих за демократизацию, противостояли миллионы реакционеров. Политики, ратующие за «сильную руку» и «крутую вертикаль», презирают наш народ (хотя часто и апеллируют к нему), в глубине души они уверены, что народ «не дозрел» до демократии. Ему не нужна ни свобода слова, ни какие другие свободы. Его место – в стойле. Точно так относились к народу и крепостники во времена царизма…
 Как известно, в Европе демократические принципы, зародившиеся еще во времена Античности, стали возрождать западные ученые, философы, гуманисты и просветители после столетий инквизиции. А в России только через 200 лет после этого начались разговоры о «ветре свободы», и только благодаря этим «ветрам» у нас начались какие-то реформы. Огромное влияние на пробуждение демократического сознания оказала на все мировое сообщество борьба США за свою независимость. Впервые заговорили о «праве» применительно к международным отношениям. Даже Французская революция была в значительной мере следствием этой борьбы, хотя она стала более масштабной, затронув все стороны жизнеустройства, в частности, от низвержения диктата Церкви до устранения сословных ограничений. В последующие столетия в Европе шел непростой процесс утверждения демократических принципов. К огромному сожалению, эти процессы не затронули Россию. Наш жизненный уклад и наш «порядок» застыли на уровне времен И.Грозного. Эти столетия реакционного жизнеустройства и позволяют нынешним «теоретикам» рассуждать о «соборности» и о «суверенной демократии» (может быть, лучше назвать ее «суверенной реакционностью»?).
 Демократия «работает» и дает прекрасные плоды во всех сферах жизнеустройства общества. Она повышает «качество» человека, изменяет «выражение лиц»: вчерашний раб становится свободным гражданином. Во всяком случае, античное, общепринятое понятие ДЕМОКРАТИЯ не нуждается в «довесках». Она или действует или ее просто не существует. ДЕМОКРАТИЯ, как процесс, развивается неудержимо вместе со всей цивилизацией. Может быть, она является одним из основных катализаторов прогресса: развитие цивилизации – это развитие Демократии? Или прогресс – это и есть демократизация? Но одно бесспорно: сдержать этот могучий планетарный процесс невозможно!
 * * *