Записки коллектора. Монголия-87. Здравствуй-Улан-Б

Анатолий Цепин
На фото - Улан-Батор, Здание Академии Наук и памятник И.В.Сталину.


Это уже шестая моя экспедиция, вторая за рубеж и вторая же в Монголию. Состав экспедиции немного другой, но начальство то же, и тема та же «Редкометальные граниты», да и места, я думаю, будут в основном те же. А потому, короче будет и наше жизнеописание. А вот кто у нас в отряде: Коваленко Вячеслав Иванович наш бессменный научный руководитель и заместитель руководителя всей советско-монгольской геологической экспедиции; Царева Галина Михайловна – сотрудник лаборатории Коваленко и наш официальный начальник отряда; Долинина Юнната Васильевна (Юля) – наша кормилица на весь полевой сезон; Федоров Владимир Анатольевич – уже известный вам по прошлой экспедиции шофер экстра класса и первоклассный рыбак; Зварич Роман Николаевич – второй наш шофер, балагур и рубаха-парень; Троицкий Виктор, Бахтеев Равиль Харисович и я – коллекторы, чьё предназначение в отряде следует из их должности – собирать и таскать на спине все, что собрал сам, или чем тебя нагрузили научные руководители; Цеден – наш монгольский коллега, геолог, проводник и толмач в одном лице.

 Я уже вроде как бывалый коллектор, да и в изучении монгольских образцов мне отводится не последняя роль, а потому в этот раз я не тащусь уже на поезде почти пять суток, а лечу в Улан-Батор как белый человек - на самолете. Вылет в 20:55 из «Шереметьево-2», и в Улан-Баторе мы должны уже быть в 6:00 утра. Всего-то девять часов и мы будем на месте. И теперь я отвечаю только за свой ограниченный вес багажа. Не то, что в прошлой поездке на поезде, когда все наше купе было заставлено вещами тех, кто возвращался из Монголии на самолете.

 Как я уже говорил, это шестая моя экспедиция, а потому, я не буду останавливаться на стандартных ситуациях, свойственных каждой экспедиции - наверняка я уже описывал их ранее. И если вам еще не приелся мой стиль изложения протекающих событий, то я, с вашего позволения, продолжу повествовать.


 «Здравствуйте, мои дорогие!

 Летим уже час, и я решил, что пора приниматься за свое первое письмо. Я успел уже подремать и только что допил свою порцию вина. Да, да, именно вина. Отличное сухое вино. На выбор предлагалось – сок, вода, вино. Конечно, взял вино. Вот так вот. «Вся страна с пьянством борется, а вас здесь вином угощают» - как сказала бы Аленка. Все-таки есть кое-какие преимущества международного рейса.
 
 Но обо все по порядку. Досмотр – o’key! Не сразу, правда, сообразил заполнить еще одну анкету: кто, когда, куда, с какой целью и на сколько! Пограничник сразу заметил, что я первый раз лечу – по моей излишней суетливости. А потом было время побродить по аэровокзалу уже по эту сторону – вроде как еще в Союзе, а уже вроде бы и нет. Кинотеатр, бары, телевизоры, несколько «Березок» - в одной из них отличные книги.

 А потом еще один пропускной пункт – уже для ручной клади и на предмет личных вещей (проходили через магнитную рамку), и на выход перед посадкой. Вот лечу на самолете, а на каком, какой марки – пока не знаю. Не знаю, потому как в самолет мы прошли по телескопическому переходу прямо из здания аэропорта – что называется «из двери в дверь».
 
 А потом взлет в дождь. Я возле окошка и на самом крыле. С одной стороны кромка крыла режет встречный поток, и вскипают на ней фонтанчики дождя. С другой стороны крыла активно работают закрылки – видно, какой сложный все-таки механизм – крыло. Пока пробивали облака, и самолет трясло, крыло было все в движении: и помахивало слегка, и открывалось в нем что-то и закрывалось, гася колебания самолета. А вот совсем недавно зажглись навигационные огни.

 Я уже поспал и почитал. Полистал «Moscow News» на английском (раздавала стюардесса) – будет что почитать в экспедиции, освежить свой английский. И вот опять буду читать, и ждать ужина. Мой аппетит, подогретый вином, разыгрался – а вот, вроде, и ужин везут.

 Дописываю уже на базе, а окончу, скорее всего, в гостинице. Так вот, обед был более-менее, даже с икоркой красной. А после Новосибирска еще и кофе принесли с бутербродом и вафлями.

 Летели всего десять часов. Приземлялись на дозаправку в Новосибирске, но из самолета не выпускали. Я, в основном, спал, только на взлете в Новосибирске немного проснулся, да еще в Улан-Баторе при приземлении.
 
 Встретили нас на Рафике, до обеда кантовались на базе, а потом поехали устраиваться в гостиницу «Алтай». Трехместный, вполне сносный номер, знакомые ребята, только, говорят, горячей воды нет. Сейчас в Улан-Баторе тепло, на солнце даже жарко, а ветер прохладный. Да и утром по прилете было прохладно. Сегодня это первый теплый день – говорят старожилы. А то холодно, дождь, и даже снег недавно выпал. А на горах снег лежит до сих пор. В поле выедем числа 3-4, а пока будут сборы. Закупка продовольствия и т.д. Может и по городу немного побродим.

 А горячая вода все же есть! Сегодня дали. И я уже ополоснулся. А сейчас на разведку, в город. Вечером допишу, а, может, в городе брошу письмо. Тогда на всякий случай до свидания.

 Илюше желаю все же поступить в институт. От него все зависит – пусть занимается получше. Аленке привет и письмо. Александре Сергеевне – не болеть. Анри жму лапу. Ну а тебя, естественно, целую.

 Ваш папа.
29.06.1987г.».



30 июня – 3 июля

 Целых четыре дня пролетели почти незаметно, все в хлопотах по подготовке экспедиции. Все, как всегда – получали и подгоняли снаряжение, и целых два дня закупали продовольствие. Просто удивительно, сколько всего надо для успешной работы экспедиции. Вот лежит уже на базе целая гора снаряжения и продуктов и не понятно, как это все поместится в машине? И ничего не оставишь – все вроде бы нужно будет. О снаряжении и разговора нет – берем все необходимое и даже более. В поле зачастую попадаешь в такие форс-мажорные условия, что может пригодиться и потребоваться любая мелочь. Потому и набираем и одежду, и снаряжение на любой вкус и на любую погоду. Перефразируя известную поговорку, можно сказать: «все свое вожу с собой», и если что-то из экспедиционного снаряжения пропадет, или испортится, то нигде на маршруте этого не купишь – нет еще в Монголии соответствующей индустрии. И удивляться здесь нечему. В день нашего прилета в столицу на улицах Улан-Батора был веселый ажиотаж – колонны машин с флагами, празднично одетые демонстранты, а впереди всей процессии украшенный флагами и цветами автомобильный прицеп. Оказалось, что этот праздник по случаю выпуска на предприятиях столицы первого автомобильного прицепа. А что уж тут говорить о производстве геологического снаряжения?

 Да и продовольствия необходимого и привычного нам в поле не очень-то и купишь. А потому берем все, что можем достать за тугрики. Это всякие крупы (рис, пшено, гречка и др.), мука, сахар, соль, перец, лаврушка и т.д. Сухофрукты – курага и грецкие орехи, изюм, чернослив и др. Они очень калорийны, занимают малый объем и незаменимы, когда уходишь на весь день в маршрут. Овощи – картофель, лук, морковь, свеклу и др. (правда, все, кроме картофеля, в сухом виде). Консервы – колбасный фарш, тушенка, сгущенка, сливки, молоко консервированное и сухое, различные рыбные консервы. А еще масло сливочное натуральное и топленое, масло подсолнечное, икра баклажанная, индийский чай и еще, и еще, и еще всякое разное продовольствие.

 Пока есть время, каждый и себе покупает все необходимое. Я так купил себе тренировочный костюм за 120 тугриков и кроссовки за 40 тугриков – хочу возобновить свою традицию совершать каждодневные пробежки. Многого из необходимых продуктов и вещей в монгольских магазинах просто нет, спасают нас магазины на территории российского гарнизона. Территория, конечно, запретная, за высоким забором и со строгими КПП, но если хорошо попросить, сославшись на геологические трудности, то с трудом, но пропускают и то далеко не всех – предпочтение отдается людям в форме, или в спецодежде, к которой с известной долей натяжки можно отнести и геологические штормовки. Товаров в этих магазинах (по сравнению с монгольскими) просто изобилие, да и цены гораздо ниже. Как вам нравится – приличные кроссовки за сорок тугриков, а это менее десяти наших рублей?
 
 Вот, купил все для бега, а к самому бегу все никак не приступлю – все время просыпаю, нет у меня часов. Вот уедем в поле, будет меня тогда будить повариха – она всегда за час до общего подъема встает.

 Прилетели Ярмолюк Володя и Малов. У Ярмолюка свой отряд и Малов в нем коллектором. Они уезжают в поле сразу после нас, и встретимся мы с ними для совместных работ только недели через две. Что касается нашего маршрута, то начальство или темнит, или само пока точно не знает, куда конкретно податься. До нас довели маршрут только в общих чертах – от Улан-Батора мы подадимся недалеко на восток, потом на юг, на запад и на север. Предельно лаконично, но совершенно непонятно куда же мы поедем?
 
 Погода нас не балует - дожди и холодный ветер и никаких развлечений, разве что день рождения Володи Малова. Отмечаем его в узком кругу, но весело и продолжительно, а дождь все льет и льет, стучит по стеклу гостиничного номера. А ведь нам завтра уже в маршрут. Большую машину (ГАЗ-66) мы уже загрузили под завязку, а на малышке (уазике) пока мотаемся по городу в последних попытках залатать прорехи в продуктовом провианте. В основном, все удается достать, не нашли только свежей капусты. Я тоже для личного пользования закупил коробку кураги за 45 тугриков – маршрут далекий, и сладенького наверняка захочется. Итак, завтра в поле!