Жизнь замечательных статей

Николай Костыркин
Жизнь замечательных статей.

Николай Костыркин, Республика Молдова, не успев начать, кончающий (но не конченый!) журналист

Введение.

Республика Молдова периода независимости никак не может выбраться из переходной колеи. Это отражается на всех процессах государства, в том числе и на образовании. Современная образовательная система РМ представляет собой некую бесформенную разносоставную массу, готовую перетечь с любую форму, приготовленную для неё другими. Примитивные в большинстве своём учебники и методические пособия, не оправдывающие себя программы работников образования, бесперспективное навязывание куррикулума и Болонской системы – всё это далеко не полный список того, что не устраивает большинство учащихся и преподавателей республики. Корни всей этой неразберихи следует искать в начале нашего независимого периода, когда при распаде СССР все бывшие советские республики пытались потешить своё тщеславие, принявшись вводить во всё, и в систему образования в том числе, различные нововведения, которые, по мнению новых властьимущих и националистически настроенной интеллигенции смогут якобы показать аутентичность каждой республики и её народа в отдельности. У нас такими нововведениями в образовательный процесс стала, в первую очередь, история румын, поставившая большой знак вопроса на национальном самосознании молдаван.

Корни развития данного процесса на территории нашей республики лежат в психике тех, кто находился на тот момент у власти, вернее, тех из них, кто был в корне недоволен не так давно канувшем в Лету СССР. Новые государственные деятели принялись делать всё с точности до наоборот, что привело к полному упразднению наиболее удачных составных частей советской системы образования. Однако достойную замену данных составных ищут до сих пор, да так и не находят. Отсутствие надлежащих учебников, неточности при наборе текста, примитивные разработки – наличие всех этих несовершенств исходит из отсутствия достойной материальной базы и некачественные рабочие кадры, перемены в которых на пороге независимости большей частью происходили ввиду определённых националистических соображений. Постоянный ориентир на Румынию и прибавившееся к нему бездумное раболепие перед всем европейским постепенно выбивают почву из-под ног образования нашей молодёжи. Некачественные и неоправданные нововведения в образовательную систему создали путаницу в критериях оценивания. Сокращение часов по первонеобходимым предметам и превращение школьных экзаменов в американизированное тестирование создают предпосылки духовной деградации молодёжи. Болонская конвенция, которую у нас, в отличие от европейских стран, проталкивают в вузы по инициативе государства, в итоге даст узкопрофильных и, в большинстве своём некомпетентных, специалистов, что приведёт к снижению показателей в области науки и искусства, которых в республике за период независимости и так практически не наблюдается.

Помимо всего прочего, отсутствие полноценной материальной базы, как в Кишинёве, так и в провинции, сильно затрудняет учебный процесс ввиду нехватки компьютеров, учебников, оборудования для кабинетов физики и химии, наглядных пособий, новых книг в библиотеках.

Квалифицированные педагогические кадры в школах, лицеях и вузах стали раритетом ввиду низкой заработной платы. Отток населения республики за границу даёт сокращения числа учащихся за отсутствием укомплектованности классов.

Все эти и многие другие проблемы образования и его обще-культурные производные постоянно освещаются молдавскими СМИ. Телевидение даёт репортажи о школах Кишинева и других населённых пунктов, однако, данные журналистские работы в большинстве своём, по законам жанра, связаны с конкретными событиями: знаменательными датами, мероприятиями или отдельными проблемами конкретного учебного заведения. Пресса даёт спектр вопросов по данной тематике более широко. На страницах молдавских газет то и дело встречаются обзоры по учебным процессам, данные о поступлениях в вузы в рамках республики и за рубежом, информацию о новых учебных пособиях.

Последний год я работая в газете «Педагогический вестник», являющейся печатным органом Министерства просвещения и молодёжи РМ и учреждённую по личной инициативе нынешнего министра Виктора Цвиркуна. Моя задача состоит в освещении проблем и событий, касающихся образования в нашей республике. Настоящая работа представляет собой подробный анализ данного процесса. В связи с этим, я ставлю перед собой следующую задачу:
- охарактеризовать принципы освещения проблем образования в РМ, а также трудности, с которыми сталкивается журналист, работая в данном направлении.

Выбор темы не случаен. Во-первых, образование в любой уважающей себя стране стоит на первом месте. Во-вторых, каждый журналист по тем или иным причинам имеет свой личный взгляд на этот вопрос. И, наконец, в-третьих, свобода нашей прессы, в большинстве своём, носит лишь формальный характер, исходя из чего, в «Педагогическом вестнике» (далее – ПВ) часто замалчиваются важные минусы молдавского образования: проблема Болонского процесса, низкое качество учебников, неверная эволюция образовательных программ и т. д.

Основная часть моей работы будет состоять из двух параграфов. В первом речь пойдёт об основных учебных вопросах. Во втором я приведу обширный обзор по освещению неосновных событий, касающихся образовательной и околообразовкательной сферы. Оба параграфа будут содержать информацию о моём практическом подходе к сбору информации и освещению тех или иных вопросов. Работа содержит приложение – мои материалы, о которых в большинстве своём речь и будет идти.

В качестве информационного подспорья я использую следующую литературу…

Основная часть.
Параграф №1.
Из первых уст.

В большинстве случаев журналист намерен добывать информацию в процессе межличностного общения. Иногда, конечно же, бывают случаи черпания сведений через вторые руки, такие, как Интернет, сводки новостей и т. д. Однако, что касается вопросов образования, как таковых, во имя представления полной картины событий следует прибегать непосредственно к общению с людьми, компетентными в данной области. Такой подход частично и порождает освещение событий в виде интервью.

Интервью – это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица на вопросы журналиста, или беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, но дискутирует с собеседником (Ким, С-П, 2004, стр. 291).

Основная причина, по которой существенная часть моих материалов готовилась в виде интервью, заключается в создании эффекта диалога реципиента непосредственно с читателем. Поэтому и вопросы мои в большей степени отражают основные интересы читателей ПВ, интересующихся проблемами образования. Читатель, как бы, узнаёт информацию не через призму журналистского пера, а будто бы сам участвует в беседе.

В то же время выбор реципиента существенно влияет на характер анализа ситуации. Когда речь идёт о конкретной школе, идёшь, конечно же, к директору, однако, если позволяет ситуация и цель материала, выслушиваешь мнения завучей и рядовых преподавателей, чтобы добиться плюралистичности в материале. Как правило, вся подноготная школы, за исключением материальных проблем, никогда не оговаривается реципиентами. Преподаватели не распространяются о проблемах воспитательной работы с учениками, а последние под неусыпным оком учителя никогда не скажут «лишнего». Поэтому, в данном случае, роль разговора с детьми для статьи минимальна. Иногда сам директор создаёт ситуацию беседы тет-а-тет, что крайне редко: многие руководители учебных заведений заинтересованы в плюрализме мнений своих коллег. От статуса реципиента многое зависит. Если говорит директор или работник Минпросвещения, то ситуация рассматривается ими номинально, иногда «сверху», но обстоятельно. Если говорю с завучем или рядовым учителем, то ситуация обрисовывается с позиции сотрудника, но никак не руководителя, в выборочном порядке, но глубоко и изнутри.
 Одним словом, «каждый звонарь глядит со своей колокольни». Это помогает делать каждый материал по-новому, экспериментировать с компоновкой мнений. (ПВ, № 2, 5, 8, 2006 – 2007).

Почти каждый номер ПВ содержит материал об одной из русских школ РМ вне Кишинева. Данная рубрика объясняется необходимостью информирования Минпросвещения и рядовых читателей (коих пока мало: реализуется максимум 500 экз. газеты) о ситуации с образовательным процессом в провинции. Рубрике отводится целая полоса А-3, что подтверждает её важность (в газете всего 8 полос). В мои задачи входит как можно обширнее и подробнее донести до читателя ситуацию в описываемой школе, но вместе тем не отходить от общей проблематики. Так, например, везде проблемы с учебниками и куррикулумами, многие недовольны текущими результатами эволюции образования. Но, в одной школе ситуация с преподавательскими кадрами терпимая, в другой – врагу не пожелаешь.

Основные вопросы, которые я задаю реципиенту в таких случаях, касаются истории школы или лицея, укомплектованности учащихся, ситуации с преподавательскими кадрами, материально-технической базы, внеклассной работы и отношению к нынешнему уровню образования.

Если составить общую картину по данной тематике, то можно сделать следующие выводы:
1. Традиционно многие средние учебные заведения в республике, особенно в сёлах, ведут своё начало с послевоенного периода (то, что сделал для Молдовы СССР, при румынах не фигурировало даже на бумаге!) и представляли собой русско-молдавские средние школы, позже разделённые по языковому признаку в рамках образовательных реформ того времени.
2. В провинции катастрофически не хватает преподавательских кадров и неукомплектованы многие классы по причине оттока населения в крупные зарубежные города.
3. Государство мало занимается материально-техническим оснащением школ и лицеев провинции, которым из-за этого приходится идти на поклон к НПО и выпрашивать те же самые компьютеры у них.
4. Внеклассные мероприятия, в большинстве своём, представляют традиционные годичные праздники. Личные традиции школы/лицея зависят от конкретного духовного базиса. Пример: лицей им. Пушкина в Новых Аненах отмечает День Царскосельского лицея, День рождения и День памяти великого поэта (ПВ № 12, 2006 – 2007).
5. Отношения учителей к образовательным реформам большей частью негативное ввиду недоработки и неоправданности оных. И, хотя, ввиду того, что учредителем ПВ является минпросвещения и молодёжи, оно терпеть не может о себе всю правду в прессе, кое-что из вышеупомянутых фактов выползает иногда в моих статьях под тем или иным видом.

Исходя из площади и условий периодичности – ПВ выходит всего 1 раз в месяц – в печать идут лишь первостепенно важные для самого Министерства по тематике материалы, большинство из которых приурочено к конкретным событиям. Так, например, при праздновании юбилея Тараклийского университета мне было поручено встретиться с его ректором Н.Н.Червенковым и оговорить особеннсти работы этого нового учебного заведения (ПВ № 2, 2006). Задачей моей было освещение внешних и внутренних условий, связанных с Тараклийским госуниверситетом, показать значимость его роли в процессах высшего образования РМ и перспективы взаимодействия с другими вузами. По факту семинара руководителей детских лагерей отдыха я сделал материал, где осветил саму работу семинара, проблематику и перспективы данного вопроса (ПВ № 1, 2006). По поводу вступительных экзаменов, благодаря разговору с Г.Булат, работником Минпросвещения, я постарался осветить весь алгоритм поступления в вузы, условия и приоритеты абитуриентов. Готовя материал к юбилею МолдГУ, я беседовал с проректором П.Кетрушем (ПВ №5 ,2006). В таких случаях спектр вопросов строго оговорён настоящим событием. Но когда речь идёт просто о деятельности какой-либо организации преломлении с личным мнением её лидера, как в моём случае это интервью с И. Спицыной, директоров библиотеки им. М.В. Ломоносова (ПВ №2, 2006), то суть тематики вопросов гораздо разнообразнее, от трудностей при переходе на электронную картотеку до личных литературных пристрастий реципиента.
Многое в материале зависит от степени расположения собеседника к журналисту. Для большего эффекта беседы я со своей стороны делаю следующее:

1. Как можно более приветливо общаюсь (слова, жесты, мимика, отдельные фразы, сразу же располагающие к себе, но тут уже важна работа личной интуиции).
2. Ненавязчиво фиксирую внимание на лице и глазах собеседника.
3. Нащупываю через вопросы точки духовного единения с реципиентом, вплетая их в беседу.

Главной недоработкой этих моих действий является зачастую пассивность в беседе и некоторое косноязычие при формулировке вопросов, в чём ещё мне предстоит поднатореть.

В некоторых материалах я позволил себе сделать компоновку интервью и статьи. Естественно, авторский (мой) текст также ссылается на реципиента, но идёт сплошным изложением без принципа «вопрос-ответ». Это сделано по следующим причинам:
1. Избежать однообразия структуры рубрики.
2. Избежать повторения одних и тех же вопросов из номера в номер, задаваемых реципиенту.
3. Не приводить прямую речь второстепенных реципиентов, если таковые есть, дабы не заставлять читателя излишне напрягаться для самостоятельного проведения взаимосвязей.
4. Сконцентрировать внимание читателя на сути проблемы.
5. Иногда публикация самих вопросов журналиста не имеет смысла: их суть можно умело вплести в ответ реципиента. Например, разговор с г-жой Шутка, директоров кишиневского лицея им. А.С.Пушкина (ПВ, № 4 ,2006): здесь я решил впервые для себя поэкспериментировать с комбинацией репортажа с места события – речь идёт о праздновании Дня знаний – и интервью. В репортаже мне удалось задействовать и собственные воспоминания школьных лет, тем более что я закончил как раз этот лицей.

Другие эксперименты в материалах:
1. Материал о 60-летии МолдГУ: интервью + историческая справка и современная статистика университета. Моя задача состояла в подаче самой важной информации о МолдГУ, его роли в современном образовании РМ, и без сухих цифр нельзя было обойтись.
2. Компиляция репортажа с места события и интервью в освещения работы Семинара руководителей детских лагерей (ПВ №1, 2006).

Большую роль играет и структурное оформление:
1. Врезка (лид) обязана полностью вводить читателя в курс дела. Полулитературный ход в написании врезки заключается в цитировании известных стихов и песен (ПВ № 1,4, 2006). Изначально я характеризую проблематику явления, степень заинтересованности в ней широкой аудитории и только затем оговариваю способы освещения вопроса в данной статье.
2. Подзаголовки в статье (ПВ № 1, 4, 2006) необходимы в случае однородности подачи материала, должны выражать суть конкретного фрагмента, желательно должны быть оригинальными, привлекающими внимание. Например, в ПВ №1, 2006 в статье «Работаем на детей – работаем на будущее» фрагмент, посвящённый недобросовестной работе христианских лагерей отдыха я иронично назвал «Евангелие от пионервожатых».
3. Авторское резюме, присутствующее почти во всех моих больших материалах. Обычно я настаиваю, чтобы его выделяли другим кеглем, т.к., я стараюсь отобразить в нём итоги конкретной журналистской работы. Моё резюме – это не всегда субъективное мнение. Я стараюсь кратко, но предельно чётко проанализировать разговор, подвести всё к общему знаменателю, указать на позитивные и негативные стороны, однако, даю понять читателю, что тот имеет право со мной не согласиться. Иногда мои резюме являются переходом от частного к общему, и главной трудностью здесь является эффект повторения одного и того же из номера в номер, чего я и пытаюсь в данном случае избежать.
4. и, наконец, заголовок, формулировка которого происходит зачастую уже, когда материал готов. Хотя, иногда название статьи приходит ещё до первых строчек, например, «Лицейские будни «кантемировцев» (ПВ № 2, 2007).

Заголовок должен быть:
а) ярким и броским («Дорогой знаний», ПВ № 4, 2006);
б) поучительным («Работаем на детей – работаем на будущее», ПВ № 1, 2006);
в) аксиомичным («Библиотеки – главное хранилище знаний», ПВ № 2, 2006);
г) экстрактом из слов реципиента («…Нужно грамотно расставлять приоритеты», ПВ № 2, 2006);
д) отображать основную мысль материала («Молдавскому госуниверситету – 60 лет», ПВ № 5, 2006);
е) побудительным («Новый университет – новые возможности», ПВ № 2, 2006);
ж) подробным («Квалифицированные учителя – уверенность учащихся в завтрашнем дне», ПВ № 8, 2007).

Выбор заголовка не всегда зависит от специфики текста, Дея может прийти спонтанно, иногда просто выбирается из контекста материала. Заголовок влияет на привлечение внимании читателя к статье, что полагает большую ответственность в его выборе. У меня не всегда получается с первого раза выбрать подходящий заголовок, и тогда на помощь приходит редактор.

Подводя итоги данного параграфа, хочется сказать, что освещение проблем образования повлияли на мой кругозор весьма позитивно. Во-первых, работая в данной тематике, я получил существенный опыт в общении с людьми, а также подробно разворачивающуюся передо мной картину просвещения в республике.
 Впечатления, честно говоря, не из лучших. Основным вопросам не уделяется должного внимания «в верхах», многое замалчивается на местах, кое-что внегласно запрещается освещать и нам самим, работникам ПВ. Но, очень часто среди простых педагогов из провинции мне всё больше встречаются честные, самоотверженные люди, истинные служители своего дела. Если новое поколение педагогов станет таким же, нашу республику ждёт некоторый образовательный подъём.

Параграф № 2.
Культура пишется с натуры.

Говоря об освещении процессов образования, следует также затронуть отдельные культурные процессы в частности, Кишинёва, и вот почему. Во-первых, многие культурные события и явления (концерты, спектакли, клубы по интересам) преподносят массам пищу для размышлений и способствует самообразования некоторых – к сожалению, немногих – представителей социума. Во-вторых, сами участники данных культурных явлений духовно обогащаются в процессе осуществления тех или иных творческих замыслов. И, наконец, в-третьих, результаты некоторых культурных явлений способствуют тому, что образовательные структуры берут на вооружение отдельные аспекты тематик и креативных подходов для собственной деятельности на соответствующем поприще.

Свой личный опыт освещения культурных событий и явлений я на сегодняшний день делю на две категории:
1. Явления и мероприятия, проведенные по инициативе и непосредственной поддержке Министерства просвещения и молодёжи РМ и др. государственных структур.
2. Явления и мероприятия, имевшие и имеющие место быть по инициативе частных лиц.

Оговорюсь: материалы первой категории я пишу по заданию редакции, второй – по собственной инициативе. Материалы первой категории касаются, в большинстве своём деятельности средних и высших учебных заведений РМ, материалы второй категории- деятельности НПО и творческих объединений, зачастую имеющих мало общего с государственными образовательными структурами.

Сперва, речь пойдёт о материалах первой категории. Как правило, это учебные тематические конкурсы и праздничные ежегодные фестивали.

Театр-студия с улицы Роз, то, ради чего существует кишинёвский Театральный лицей, постоянно балует своих зрителей новыми постановками, где помимо актёров со стажем трудятся сами ученики лицея, такие же профессионалы, только начинающие. Моя статья была необходима газете по чисто технической причине: на спектакль театра «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» именно в этот день (8. 02.07) намечался визит министра просвещения и молодёжи В. Цвиркуна и посла России в РМ. Министр не явился, прислав вместо себя нескольких своих подчинённых. Таким образом, сам материал утратил для ПВ (№ 2, 2007) свою изначальную ценность, в связи с чем пришлось культурно умолчать о том, что Министерство не только не принимает должного участия в материальном обеспечении такого «самородка», как Театр с улицы Роз, но и игнорирует его своим вниманием. Это лишь одна из версий причин подобного поведения г-на Цвиркуна, которая также имеет право на существование.

По сути, материал требовал смешения репортажа с места события и анализа значимости подобных явлений, как юношеские спектакли на русском языке. Этой цели я добился не без внесения реплики худрука театр Ю. Хармелина, придавшей статье большую живость и открытость.

Культурные и культурно-этнические фестивали, проводимые усилиями лишь нескольких учебных заведений Кишинёва и республики, всегда должны иметь определённую нишу для огласки, не выходя за её рамки, но и не становясь меньше оных. О таких мероприятиях, как рождественский фестиваль колядки «Белые цветы» (ПВ, « 7, 2006), «Веснянка», этно-фестиваль среди украинских школ и лицеев РМ (ПВ, № 3, 2007), празднование Масленицы (ПВ, № 2, 2007), следует заявлять в прессе громко, но с умом. В данных статьях, сходя с позиции летописца, приходится задействовать элементы интервью и пускаться в рассуждения о том, насколько значимы данные мероприятия в культурном росте учащихся школ, лицеев, вузов. Следует всегда помнить о том. Что это не коммерческие проекты, а праздники, созданные практически на голом энтузиазме, частично детьми и полностью для детей, для развития из творческого потенциала. Нужно не переоценить, но и не перекритиковать. Зачастую мне приходилось довольствоваться голыми данными, работая «пост фактум» и «мясо» статьи наращивалось под впечатлениям и красочными описаниям участников и очевидцев. Материал от этого не прибавлялся в весе, однако, не становился приторным, и его можно было читать.

Голые факты следовало было предоставить и при освещении очередной Республиканской олимпиады по русскому языку и литературе (ПВ № 3, 2007), посвящённой Всемирному году русского языка. Это был своеобразный отчёт в публицистической форме, чем нередко «вынуждена» грешить наша подневольная пресса.

Та же, примерно, участь ждала и обширный обзор работы Молодёжного форума по проблемам образования, проходившего в ноябре прошлого года в Кишинёве на самом высоком уровне (ПВ №6, 2006). Ценность данного события была и так ясна: ознакомление учащихся РМ с новыми разработками правительства в области образования. Для того чтобы подчеркнуть это, я решил в начале материала привести по данному поводу высказывания президента страны, премьер-министра и министра просвещения. Далее, на основе материалов и тематики Форума я попытался показать весь спектр помощи, которую впредь обещало оказывать молодёжи государство и НПО, работающие в данной области. Этот материал, в первую очередь, важен для молодёжи, и недостатком его было отсутствие координат Центров молодёжной поддержки, размещённых с недавнего времени по всей республике.

Ряд моих публикаций был посвящён работе библиотек и роли книг в жизни нынешнего молодого поколения. В этих статьях во главу угла были поставлены два вопроса:
- уровень читаемых книг;
- оснащение новой книжной продукцией.

В случае со статьёй о библиотеке им. Ломоносова (ПВ №2, 2006) я постарался поставить вопросы, как можно острее, что никак не стало излишним драматизированием ситуации. С материалом о библиотеке болгарской литературы им. Х. Ботева (ПВ № 3, 2007) дело обстояло иначе: я знакомил читателя с данным хранилищем знаний, параллельно рассказывая о мероприятиях, проведённых библиотекой в рамках своего 15-летия. Я постарался дать как можно более полную картину неотъемлемой составляющей одной из этнических диаспор РМ, показывая существенную активность данных структур.

Рассказывая о сборнике научных публикаций министра просвещения и молодёжи В. Цвиркуна под названием «Витражи» и посвящённой культурным контактам русских и молдаван в эпоху Нового времени, я, как человек компетентный в данной тематике, вместо стандартного дифирамбопения, попытался обосновать реальную ценность данной книги, как сборника ранее опубликованных статей, основанных на малоизвестных фактах и являющегося хорошим подспорьем для старшеклассников, студентов и преподавателей (ПВ № 3, 2007). Анализируя каждую статью в отдельности, я посчитал нужным подчеркнуть суть и своевременную необходимость контактов двух братских народов России и Молдовы, того пласта истории, который современные апологеты науки неоправданно замалчивают, являясь, в отличие от Цвиркуна-историка, весьма необъективными в своих суждениях.

Лаконичности и досконального контроля над информацией (где не прибавить, не убавить) потребовал от меня обзор экспозиций Международного книжного салона, где требовалось отметить основные вехи хронологии события, перечислить все представленные издательства, не забыв при этом о факте награждения победителей выставки.

В моей практике были материалы, где требовалось осветить события, которые ещё не состоялись. И если анонс праздничных спектаклей в новогодний период можно было сделать, побегав по городу в поисках афиш и сделав несколько звонков нужным людям (ПВ № 7, 2006), то творческий вечер известного поэта А. Миляха (ПВ № 7, 2006), намечавшийся как раз в этот временной промежуток, следовало бы посетить и всё увидеть воочию, однако, последний срок сдачи материала приходился как раз на канун мероприятия. Чтобы передать атмосферу события и сделать так, чтобы читатель не догадался о том, что я там не присутствовал, пришлось сделать следующее:
- навести справки о виновнике торжества, отметить в статье все его заслуги, т.е. собрать ту информацию, которая всегда черпается из интервью;
- позвонить А. Миляху и с точностью до каждого участника узнать программу мероприятия и выступающих;
- извлечь из слов поэта во время телефонного разговора т.н. резюмирующую реплику, которую можно будет удачно вплести в статью.

Таким образом, материал с элементами репортажа с места события, хотя на самом событии журналист не присутствует.

Репортаж об открытии новогодней ёлки на площади Великого национального собрания, тем не менее, был сделан по традиционной схеме: пришёл, увидел, написал. Так как статья шла на передовицу (ПВ № 7, 2006), я придал написанному немного пафоса и праздничного настроения, хотя сам к подобным празднествам отношусь равнодушно.

Отдельного внимания заслуживает Ассоциация студентов Европы AEGEE, вернее, её филиал в Кишинёве. И если первая моя публикация о них делалась в форс-мажорных обстоятельствах и являла собой публицистическую обработку информационного проспекта с электронного сайта (ПВ № 2, 2006 ), то следующий материал, приуроченный ко Дню студента, был опубликован в виде интервью с целью задействовать психические ресурсы читательского мышления. Интервью для этого самое мощное оружие: рассказать о деятельности организации и показать их готовность сотрудничать с другими, (ПВ № 6, 2006) а также цели, отношение к действительности и планы на будущее.
Два раза в год русская общественность по всему миру отмечает свою самобытность и значимость для мира. Это День русской культуры и Дни славянской письменности и культуры. Обе мои публикации, посвящённые этим событиям (ПВ № 6, 2006, № 1, 2006 соответственно) имеют несколько общих черт:
- освещение мероприятий в рамках празднования;
- подчеркнуть роль русской культуры и культуры славян в целом;
- отношение к мероприятиям государственных и негосударственных структур.

Однако если материал о Днях русской культуры был более обзорным, то стать о Днях славянской письменности и культуры я привнёс весомый аналитический элемент. Материалы разнятся в данных критериях по многим техническим причинам и личному подходу, о чём рассуждать здесь и сейчас не имеет смысла. Однако целью аналитического элемента было показать единство славянской и молдавской культур, обозначить их многовековое взаимодействие на исторических примерах. Это придало материалу актуальность и понимание необходимости учитывать духовность всех национальностей РМ в разработке и совершенствовании образовательных программ.
Подводя итоги первой части данного параграфа, можно сказать следующее. Все вышеупомянутые материалы носят на себе печать одобрения государства, однако, в большинстве своём имеют локальный характер. Но, тем не менее, структуры, в них задействованные, достаточно открыты для прессы и готовы к взаимовыгодному сотрудничеству, а это о многом говорит. Что же касается моей роли, как журналиста, посредника между объектом публикаций и социумом, то она не так уж сложна: все вопросы лежат на поверхности, потенциальные реципиенты охотно идут на контакт, однако есть один большой минус – формат издания и отдельной публикации не всегда подходит для резкого перехода с простого освещения и пения дифирамбов к недостаткам и обращением внимания общественности на труднорешаемые вопросы образования, на урегулирование которых как раз может – но, почему-то, не хочет – повлиять государство. К примеру, многодетной семье, где муж и жена являются народными мастерами и входят в Союз русских мастеров и народных художников РМ, много лет подряд государство отказывает в материальной поддержке, пособии, предусмотренном законодательством («Независимая Молдова» (далее – НМ), ноябрь 2004). Лицей им. Пушкина, г. Кишинев, празднует своё 60-етие (НМ, октябрь 2004). Поздравляющих высших инстанций более чем достаточно, но не для кого не секрет, что из-за отсутствия дотаций со стороны государства подавляющее большинство средних учебных заведений, в том числе и лицей Пушкина, выживают за счёт родительских взносов – и только! Подобных примеров, с которыми мне приходилось сталкиваться, невероятно много, однако, мало кто «наверху» шевелится по этому поводу.

Вторая часть данного параграфа будет посвящена моим публикациям о мероприятиях, не имеющих прямого отношения к деятельности Минпросвещения, однако, также затрагивающих проблемы духовности в целом и образования в частности.

Далеко не всегда примеры образовательской деятельности можно найти в своевременную нам эпоху, поэтому следует проводить параллели с древностью, что придаёт анализу вопроса большую актуальность. Ряд историологических заметок (ПВ, №2, 2006) был посвящён нюансам образования разных народов земного шара в различные эпохи: от шумеров до кельтов и от античности до классического средневековья. Интересные и весьма полезные факты в данной рубрике, названной «История – учитель жизни», могли бы служить хорошим подспорьем, как для педагогов, так и для учащихся, однако, эта рубрика в последующие выпуски газеты по разным причинам не вошла. Функции данной рубрики в следующих номерах перебросили на «Педагогический календарь», где фигурировали исторические факты, важные для учебной программы различных предметов.

Музыкальной тематике у меня пока что отведено лишь 3 материала, но все они разнятся по жанрам. Небольшой репортаж о выступлении на Евровидении нашей рок-группы «Здоб ши Здуб» (НМ, май 2005) был построен на наблюдениях за происходившим на площади Великого национального собрания во время прямой трансляции конкурса. Описывая поведение собравшихся на площади людей, я старался настроить читателя на чувство гордости и, как ни странно, ответственности за нашу республику, музыканты которой вошли в первую десятку победителей. Это и повлияло на отсутствие в материале критики презентованной песни «Здубов», по поводу которой у меня, как у слушателя, есть ряд серьёзных замечаний.

Материал «Не про попсу», напечатанный в февральском номере журнала «Остап» за 2005 год представляет собой аналитический обзор эволюции рок-музыки в РМ периода независимости. Моей задачей было также и прослеживание закономерности развития стилей рока в Молдове и характерность преемственности из-за рубежа, где те или иные направления уже получили подробное развитие.

Статья о кишинёвской группе «Ogam» (НМ, сентябрь 2004), исполняющей кельтскую музыку, представляет собой рассказ о творческой деятельности данного коллектива, этапах его становления, особенностях репертуара. В мою задачу входило показать исключительность группы, её самобытность и отличие от других, но одновременно и не вдаваться в витиеватые рассуждения на тему.

Желание рассказать о других творческих людях, чьё самообразование принесло весьма необычные плоды, я решил написать статью о народных мастерах Ю. Дячуке и Н. Джос («Время», октябрь 2005), первый работает по дереву, вторая мастерит куклы. Два героя в одном материале были мне тогда в новинку, и наощупь я сгармонизировал рассказ о двух творческих путях следующим образом:
- обозначил похожие этапы творческого роста;
- дал истории одну за другой, чтобы у читателя в голове не возникло путаницы;
- обобщил уровень достижений и дал злободневное резюме, где весьма нелицеприятно отозвался об отношении государства к творческим людям.

С самого начала своей журналистской деятельности я столкнулся со следующей ситуацией. Как творческий человек, занимающийся различными проектами, я прекрасно понимал, что моя деятельность имеет право быть освещённой в СМИ, в частности, в прессе. Поэтому я, взяв псевдоним, начал в НМ серию публикаций об организованных с моим участием мероприятиях, в большинстве своём, концертов и творческих вечеров. Псевдоним был нужен ввиду этических соображений: там, где я не мог не поставить в материале свою фамилию, если того, конечно же, требовал контекст.

Большинство данных материалов являют собой небольшие репортажи о те или иных мероприятиях, где принял участие импровиз-дуэт «Nosce te ipsum», творческое объединение «Старая крепость» или театр кукол «Der Golem». Эти проекты были созданы и раскручены при моём участии. Приведу лишь несколько примеров публикаций:
1. «На радость библиофилам» (НМ, октябрь 2004).
2. «Мы все играем свои роли» (НМ, январь 2005).
3. «Читаем стихи» (НМ, ноябрь 2004).
4. «Чёрный человек среди нас» (НМ, декабрь 2004).
5. «В доме-музее Пушкина читали Бернса» («Время», ноябрь 2005).
6. «Куклы в помощь воспитанию молодёжи» (ПВ № 1 ,2007).
7. «Музеи говорят своё слово» (ПВ № 1, 2006).
8. «Кому хранить наследие предков?» (НМ, май 2005).
9. «Народные кельты Республики Молдова» (ПВ № 4, 2006).
10. «Близкие по духу» (ПВ № 6, 2006).

Принцип данной моей работы был таким: Если о тебе не говорят другие, говори о себе сам! Все вышеперечисленные материалы, и не только они, даны, как бы, от имени стороннего наблюдателя, который просто тесно общается с участниками событий. Оценка событий у «наблюдателя» объективна и беспристрастна, сродни моему личному оцениванию собственной деятельности и деятельности моих единомышленников. В большинстве своём это репортажи, однако, в материале «Куклы в помощь воспитанию молодёжи» (ПВ № 1 ,2007) я отдал предпочтение интервью с худруком театра «Der Golem» Сергеем Албу. Данный подход позволил обрисовать в материале весь спектр концепции данного проекта и «оживить» само событие. Все эти публикации объединены одной идеей: молодёжь занимается, и будет заниматься собственным творчеством, в первую очередь, для своего же поколения, и это следует всесторонне поощрять, т.к. подобная деятельность, по сути своей, духовно обогащает зрителя, не говоря уже о самих участниках. Минусом данных публикаций является местами неоправданная сжатость и скупость описания – то, в чём мне и дальше следует больше поднатореть.

Огласка данных мероприятий со стороны других журналистов, хоть и минимальна, но, тем не мене, есть в наличии. «Комсомольская правда в Молдове» (25 августа 2006) включила в свой анонс сообщение о проведении вечера кельтской культуры в библиотеке им. Ломоносова, организованного вышеуказанным творческим объединением «Старая Крепость». О «Крепости» есть также статья в газете «Новое время» (№ 23, 2006) журналиста Т. Соловьёвой. Фотография инсценировки пушкинской «Сцены из Фауста» импровиз-дуэта «Nosce te ipsum» есть в газете «Русское слово» в рамках статьи А. Юнко о Дне памяти Пушкина.

Вместе с участниками театра кукол «Der Golem» был выпущен первый – и единственный пока – номер газеты «Golem paper», где я вёл литературную рубрику, а также написал небольшие заметки о культурных центрах Кишинёва и различных мероприятиях («Golem paper» № 1, 2007).

Очень часто я сталкиваюсь с тем, что многие журналисты слышат одно, а публикуют под своей фамилией совершенно другое. Если это очерк, сей фактор, как правило, не обговаривается. Однако когда речь идёт о репортаже, мы зачастую видим узкопрофильную интерпретацию событий, если это интервью, то происходит, как минимум, 60 % перевирание слов реципиента. Один из героев моих публикаций – реконструктор средневековых доспехов Виктор Филатов, на момент первого моего материала о нём мой хороший приятель, а теперь единомышленник, один из участников т/о «Старая Крепость». Он был и остаётся объектом периодических атак журналистов, как личность творческая и неординарная. Но, зачастую, он бывал очень недоволен статьями о нём именно по вине вышеупомянутых составных репортёрской халатности. Моей главной задачей было написать не то, что хочу видеть я, а то, что хочет сказать мой собеседник. Для этого я сделал следующее:
- выбрал интервью, как самый эффективный жанр для выполнения поставленной задачи;
- как человек компетентный в вопросах средневековья, не упускал в материале ни единой мелочи;
- согласовывал статью с реципиентом и учитывал все его предложения и возражения;
- проследил, чтобы в материал было внесено минимум правки редактором, дабы не исказить смысл написанного.

Только так, относясь к реципиенту не как к средству зарабатывания денег, но как к человеку, репутация которого зависит в данный момент от твоих слов, есть настоящий шанс не стать «журналюгой» и сохранить профессиональное лицо.

Т.к. В. Филатов также, как и я, является участников т/о «Старая Крепость», он соответственно не раз упомянут во многих из вышеперечисленных публикаций. Помимо этого, я мельком упоминаю о его участии в научной конференции Национального музея истории («Время», март 2006), где речь идёт о выступлениях сотрудников музея со своими научными исследовательскими работам, посвящёнными конкретным музейным экспонатам.

И уж если речь зашла об освящении деятельности Исторического музея, позволю себе упомянуть небольшую заметку о выставке, посвящённой русско-турецким войнам. Учитывая то, что история мой конёк, я позволил себе не зацикливаться на пафосе, как многие делают по причине нежелания обратиться к другим источникам касательно темы их статьи. Я вписал в материал следующие составные:
- привёл для наглядности важнейшие даты;
- поговорил со знающими людьми, анонимно поведавшими, что далеко не все экспонаты «по теме», и далеко не все настоящие (был назван ряд отличительных признаков);
- показал отношение молдаван к русско-турецким войнам;
- резюмировал и охарактеризовал роль выставки для молдавской науки, а также с точки зрения национального (молдавского, а не румынского!!!) самосознания («Время», апрель 2006).

Завершая список тем, в которых я, «как рыба в воде» (поэтому и ответственности больше!) упомяну обширный материал «Аргументы и факты в Молдове» о движении молдавских толкиенистов. Как и в случае с Филатовым, я пошёл по принципу «писать не то, что ярко, а то, что надо». Обзор по толкиенистам получился содержательным, начиная от правил ролевых игр, заканчивая «тусовочными» хохмами. В то же время я должен был преподнести материал достаточно доступно для рядового читателя, что в итоге более-менее сумел сделать, ко всему прочему, приведя по совету редактора мини-словарь толкиенистского слэнга. Минус статьи – в названии: я привёл не совсем удачное, а редактор придумала своё: «Хоббиты в молдавских лесах». Отсутствие ёмкого и звучного названия изначально – моё упущение, которое зачастую поздновато исправлять.

Обобщаю вторую часть параграфа. Подавляющее большинство упомянутых материалов написаны мной по собственной инициативе, удачно вжились в формат изданий, с которыми я сотрудничал или продолжаю сотрудничать. Темы публикаций – составные моей духовной базы, сферы, в которой я легко ориентируюсь (музыка, история, молодёжные движения). Также эта тематика некоторым образом соприкасается с образованием и духовным развитием ввиду:
-наглядного усвоения через концерты, чтения, дискуссии и т.д.;
- актуальности, которой, к сожалению, зачастую не видно ввиду духовного ширпотреба.

Зачастую сухость подачи материала была вызвана опасением перехода на ненужные дифирамбы и затрагивания болезненных для общественности разногласий, уходящих корням в глубокую древность. Касательно освещения моих мероприятий, ставка была сделана на факты, и одновременно с этим была «запущена удочка» другим журналистам, желающим ухватиться за факт деятельности и самим составить об оной мнение.

Заключение.

В конце своей работы могу сказать следующее:

1. Образовательный процесс в РМ освещается слабо и не всегда чётко. Акцентируется внимание на малых успехах работы министерства просвещения и молодежи, замалчиваются громадные недочёты. Государство в данном случае и не думает терпеть критику в своё адрес со стороны профильных изданий и не даёт журналистам развернуться «в полный рост».
2. Большинство проблем образования основываются на недоработках нововведений и их некоторой неоправданности, халатном отношении госчиновников к своим обязанностям, что упирается сперва в экономическую ситуацию, а потом уже в «совковость» менталитета.
3. Как начинающий журналист, я за год работы в ПВ приобрёл хороший опыт и усовершенствовал свой взгляд на вопросы просвещения. Это помогает мне и в освещении и общекультурных проблем.
4. Часто были случаи, когда во время интервью реципиент не отвечал на мои вопросы о наиболее щекотливых элементах проблематики, боясь, что эта реплика повлияет на его пребывание на своём рабочем месте или просто вызовет негативный резонанс. Это говорит о существенной несвободе мнения в рядах работников образования и о негативных рудиментах советского строя (не в ущерб последнему будет сказано) населения республики.